Положительное и отрицательное влияние компьютера на ребенка. Влияние компьютера на здоровье ребенка

Без компьютера нельзя представить жизнь сегодняшних детишек. В этой статье обсудим вред компьютера для ребенка. Большая часть постоянных пользователей компьютера начинает предъявлять жалобы на здоровье спустя 4 ч и практически все — спустя 6 ч работы за экраном.

Вред компьютера для зрения ребенка

Природа не приспособила глаз человека к работе с компьютерными изображениями (яркое свечение экрана, мелькающие точки, недостаточная контрастность изображения, постоянное быстрое перемещение взгляда от клавиатуры к экрану и назад).

С 1998 г. в медицине появился термин компьютерный зрительный синдром — особые нарушения зрения у человека, проводящего много времени за компьютером.

У компьютерного зрительного синдрома есть

  • Зрительные симптомы : , двоение в глазах, утомляемость при чтении, нарушения фокусировки при переводе взгляда с близких предметов на удалённые и назад, эффект Мак-Калаха: при переводе взгляда с экрана на что-то белое или чёрное — предмет воспринимается в том цвете, который преобладал на компьютере.
  • Глазные симптомы : жжение или зуд в глазах, красные глаза (покраснение конъюнктив, инъекция сосудов склер), боль в глазницах и в области лба, боль при движении глазами.

Вред электромагнитного излучения компьютера ребенка

Люди в течение всей жизни подвергаются воздействию электромагнитного излучения Земли. Это излучение считается нормальным или фоновым.

Источниками искусственного электромагнитного излучения являются линии электропередач, радиопередающие устройства, а в доме человека - это электроприборы и бытовая техника, в первую очередь это: мобильные телефоны, СВЧ-печи, компьютеры и телевизоры. Микроволновые печи действуют на человека, как правило, непродолжительно. Телевизор может нанести вред здоровью ребенка, только если он смотрит передачи, сидя близко к экрану.

Электромагнитное излучение компьютера может оказаться опасным для здоровья ребенка. Т.к. у компьютера сразу два источника излучения: системный блок и монитор, за компьютером ребенок может проводить длительное время, не имея возможности находиться на безопасном расстоянии от монитора. Ситуация усугубляется, если помещение с компьютером тесное, плохо проветриваемое или в одной комнате много компьютеров.

У современных компьютеров экраны защищены от электромагнитного излучения, но боковые и задняя стенки остаются источниками достаточно мощного электромагнитного излучения.

Системные блоки в настоящее время постоянно увеличивают свою мощность, создавая электромагнитное поле с частотой электромагнитного излучения 40-70 гГц, именно к этой частоте излучения наиболее чувствителен организм человека, особенно ребёнка.

После длительных занятий за компьютером несколько дней подряд, ребенок становится раздражительным, жалуется на усталость, старается прилечь. Это состояние именуется синдромом хронической усталости и от него непросто избавиться. Кроме этого, электромагнитное излучение снижает иммунитет, нарушает работу нервной, эндокринной и половой системы ребенка.

Нервная система Вред компьютера для ребенка

На нервную систему ребенка влияет несколько факторов при занятиях за компьютером

  • Мерцание экрана и яркое изображение оказывает раздражающее воздействие на нервную систему.
  • Постоянное напряжение глазных мышц приводит к головной боли и раздражительности.
  • В сидячем положении, особенно если оно неправильное и сохраняется долго, может нарушаться кровоснабжение головного мозга.
  • Особенно вредны для нервной системы ребенка компьютерные игры. В процессе игры ребенок испытывает эмоции, часто бурные. В кровь выбрасываются стрессовые гормоны, в том числе адреналин, который вызывает повышение артериального давления, спазм сосудов в том числе головного мозга, учащение сердцебиения. Всё это может быть полезным при физических нагрузках, при неподвижном сидении за компьютером ведёт к раздражительности, головным болям, повышению артериального давления, нарушениям в работе сердца.

Игровая зависимость

Состояние, когда дети становятся зависимыми от компьютерных игр. Играют часами и, даже днями не прерываясь. Воспринимают игровые сюжеты и переживания, как реальные. Теряют контроль над временем и собственными потребностями. Могут дойти до полного психического и физического истощения. Возможен летальный исход.

Осанка и мочеполовая система Вред компьютера для ребенка

Длительное сидячее положение, особенно неправильное, приводит

  • К нарушениям осанки и искривлению позвоночника у ребенка.
  • К нарушениям кровообращения в органах малого таза, в малом тазу создаётся застой крови, что может приводить со временем к заболеваниям мочевого пузыря, простаты и пр.


Общие гигиенические рекомендации для работы с компьютером

  • Высота сидения нужна такая, чтобы ноги стояли на полу полной стопой, а спинка обеспечивала удобный упор для спины.
  • Основной ряд клавиатуры должен располагаться приблизительно на уровне локтя, а начав печатать, необходимо держать предплечье, запястье и кисть руки или рук в естественном, удобном положении, не допуская прогиба запястья и пальцев назад.
  • Плечи необходимо расслабить, не приподнять или опускать, соответственно нужно создать опору для предплечий.
  • Окно должно находиться сбоку от монитора, лучше слева.
  • Голова должна располагаться ровно по отношению к плечам, а шея — в удобном положении. В поле зрения не должны попадать яркие источники света.
  • Расстояние до монитора должно равняться длине вытянутой руки до суставов пальцев.
  • Нажимать на клавиши и мышь не стоит слишком сильно, надо обучиться печатанию не глядя, чтобы часто не смотреть на клавиатуру.
  • Документы, телефон, справочные материалы и другие часто используемые предметы нужно расположить так, чтобы их было просто доставать.
  • Нельзя работать без перерывов, полезнее частые короткие перерывы, чем редкие и продолжительные.
  • Во время перерывов нужно встать и потянуться, хорошо размять мышцы и суставы.
  • Рекомендуется периодически выходить на улицу и глубоко дышать. Большая умственная сосредоточенность при работе с компьютером, нередко ведет к задержкам дыхания и прерывистому дыханию.
  • Сидя за монитором человек моргает втрое реже, поэтому следует не забывать моргать, а также периодически отводить глаза и смотреть на удаленные предметы.
  • При работе с компьютером детям можно рекомендовать почаще делать физические упражнения во время частых перерывов.

Проводить за компьютером можно в сутки не более

  • взрослому — 6 часов,
  • подростку 13-17 лет - 2 часов,
  • ребенку 7-12 лет - 1 часа,
  • ребенку до 7 лет - получаса.

Ребенку нельзя позволять играть в игры, связанные с агрессией, драками, разрушениями. Тогда компьютер не причинит вреда здоровью.

Это всё про вред компьютера для ребенка. Желаю Вам здоровья!

Прогресс всегда имеет свои негативные стороны. Поэтому и в наш скоростной информационный век присутствие компьютера в доме давно стало нормой. Дети находят с ним общий язык гораздо быстрее, нежели мы, взрослые. Но они же и поддаются негативному компьютерному влиянию больше, чем взрослые, и порой просто попадают в компьютерную зависимость. Итак, поговорим об этом подробнее.

На сегодняшний день не существует единого научно обоснованного мнения о негативном влиянии компьютера на развитие плода в лоне матери. Эпоха компьютеров еще не столь продолжительная во времени, чтобы говорить о масштабных исследованиях влияния на плод. Да и сегодняшние ПК существенно отличаются от тех, которые были 10 лет тому назад.

Нет достоверных сведений о том, что компьютер увеличивает угрозу выкидыша, хотя многие гинекологи советуют на ранних сроках вынашивания малыша не ставить ноутбуки на колени, возле живота, чтобы не провоцировать патологии излучением от них. Монитор компьютера - источник электромагнитных полей. Нет данных о том, что они способны повредить генетический аппарат малыша либо привести к мутациям. Такого влияния на сегодня не обнаружено, но, все же, врачи перестраховываются и советуют женщинам быть острожными, меньше времени проводить за старыми машинами, чаще делать перерывы в работе с компьютером.

Влияние компьютера на здоровье новорожденного ребенка

Проживание молодой семьи в небольшой квартире, тем более однокомнатной, вынуждено приводит к соседству малыша и компьютера. Ученые не доказали его негативное влияние на младенца, но советуют, чтобы кроватка или коляска новорожденного не находились рядом со стационарным компьютером. Его наличие не позволяет малышу полноценно отдыхать. ПК становится источником шума, беспокойства, ведь, по мнению медиков, регулярная смена картинок экрана отрицательно влияет на здоровье младенца. А свет от монитора способен негативно влиять на детское зрение .

В идеале детская кроватка должна располагаться в отдельной комнате. В детской нежелательно устанавливать любую технику, включая компьютер. Но, к большому сожалению, этого не могут позволить себе многие семьи. Если дитя живет со своими родителями в одной-единственной комнате, то в таких случаях монитор с системным блоком следует размещать подальше от кровати вашего малыша. Экран при этом должен быть направлен в другую от кроватки сторону. И еще доктора не советуют использовать технику ночью, пока дитя спит, чтобы не сбивать его внутренние часы.

Просиживание дошкольников за компьютером часами наверняка для родителей удобно тем, что дитя остается у них под присмотром, а не на улице.

Но если говорить о развитии ребёнка, то специалисты советуют в дошкольном возрасте позволять проводить за компьютерным монитором максимум 25 минут в день. Дошкольникам необходимо развиваться в реальном мире, в реальных играх, в реальном общении. Здоровый образ жизни для ребенка - это и культура использования ПК. Вот лишь отдельные факты влияния компьютера на здоровье дошкольника:

  1. В комнате, где работает компьютер, температура воздуха повышается, а его влажность снижается до 40-60 %. Увеличивается и содержание двуокиси углерода, воздух насыщается тяжёлыми ионами. Если ребенок чувствительный и часто болеет, то у него такие изменения воздуха в комнате могут проявиться першением в горле и покашливанием, аллергическими реакциями.
  2. Длительное пребывание за компьютером - это значительное зрительное напряжение. Перевод взгляда с экрана на клавиатуру перестраивает аккомодацию глаз, что вызывает напряжение глазных мышц.
  3. Гиподинамия. Малышу для здорового физического развития движение крайне необходимо. А статическая поза за экраном ПК утомляет ребенка и приводит к болям в спине, пояснице и в результате к неправильному формированию растущего позвоночного столба.
  4. Нагрузка на нервную систему малыша особенно проявляется при общении с компьютером в возрасте 2-3 года. Ведь действия на мониторе требуют сосредоточенности, концентрации внимания, даже если это мультфильмы.
  5. Не все игры и мультфильмы для детей гуманны. Следите за тем, чтобы в них не было жестокости, крови, нецензурной лексики.

Влияние компьютера на здоровье школьника

В этом возрасте дружба ребенка с компьютером уже может давать первые тревожные сигналы. Если дите долгое время находится в сидячем положении, то между сидением стула и телом формируется своеобразный тепловой компресс. Он приводит к застою крови в органах малого таза.

Кроме этого, в младшем школьном возрасте ребенок уже начинает использовать компьютерную технику для поиска учебной информации, что напрягает его зрение. Затем уже после выполнения уроков он, опять же, садиться за монитор для игр и развлечений, в большинстве случаев не соблюдая тот лимит времени, который рекомендуется медиками для проведения за ПК в день. Замена прогулки компьютером со временем обязательно приведет к ожирению. Поэтому с раннего детства родители должны приучать дитя к дозированному использованию компьютера, к перерывам в работе, к проведению специальной зарядки в сидячем положении и контролированию позы.

Влияние компьютера на здоровье подростка

Эксперты ВОЗ говорят о том, что чаще у подростков при работе за компьютером страдают глаза. Работа за ним в течение всего часа-двух вызывает у 73% подростков зрительное утомление. При этом обычное занятие вызывает усталость лишь у 50% подростков. Увлекаясь компьютером и при этом испытывая эмоциональный подъем, подростки не контролируют наступившее утомление, продолжают общение с ПК. В результате этого у подростков формируются такие негативные явления:

  1. Нарушение осанки.
  2. Нарушение зрения.
  3. Хроническая утомляемость.
  4. Общая усталость.
  5. Отек и онемение правой руки от компьютерной «мыши».

Именно в переходном возрасте психиатры и психологи уже констатируют проявление стойкой зависимости ребенка от компьютера. О зависимости свидетельствуют такие факторы:

  1. Частое желание выходить в Интернет.
  2. Систематическая проверка почты и личных аккаунтов.
  3. Постоянное проведение свободного времени в чатах.
  4. Нездоровое увлечение компьютерными играми.

Если родители замечают у ребенка потерю интереса к естественному общению, раздражительность, безразличие к собственному внешнему виду, то стоит бить тревогу и принимать меры.

Влияние компьютера на физическое состояние ребенка

Чаще всего негативное влияние ПК на ребенка проявляется в ухудшении зрения, формировании неправильной осанки и сколиоза, ожирении и перегрузке суставов кистей рук. Нервные окончания на подушечках пальцев имеют свойство разбиваться от частых и сильных ударов по клавиатуре. Это проявляется онемением, тем, что принято называть «мурашками по коже». Если на такие симптомы у ребенка не обращать внимания, то далее это может перейти в повреждение суставного аппарата кисти. И в этой проблеме у ребенка большую роль играет генетическая предрасположенность к болезням суставов. То же самое касается и развития проблем со зрением у детей. Если у их бабушек, родителей существуют заболевания зрения (то есть имеет место генетическая предрасположенность), то компьютер способен проявить первые симптомы заболеваний и у детей.

Чтобы избежать негативного влияния ПК на физическое состояние вашего сына или дочки, с раннего детства контролируйте время пребывания за ним. Сегодня для этого родители имеют массу возможностей. Доступно объясняйте, что может быть, если с компьютером дружить неправильно, заменять реальных друзей экранными.

Влияние компьютера на зрение ребенка

Глаза ребенка фиксируют самые мелкие вибрации текста, а уж тем более мерцание экрана. Их перегрузка - это потеря остроты зрения в скором времени. Наша зрительная система, а тем более не полностью сформированная система зрения у ребенка, очень плохо приспособлена к рассматриваниям изображения на мониторах. Ведь такие изображения на экране существенно отличаются от тех, которые находятся, например, на бумаге. Экранные изображения формируются не из непрерывных линий, а из точек, светящихся и к тому же мерцающих. Вот почему длительная работа на компьютере - это перегрузка глаз ребенка. И если монитор невысокого качества, то последствия негативного влияния на глаза ребенка не заставят себя ждать. Глаза будут слезиться в сочетании с головной болью, утомлением, раздвоением изображения. Офтальмологи называю эту проблему "компьютерный зрительный синдром". Также при длительной работе за компьютером у подростка может иногда проявляться чувство рези и жжения в глазах. Это так называемый синдром сухого глаза, который со временем может перейти в хроническую форму.

Очень часто в наше время родители жалуются на то, что дети почти не выходят из дому и большинство свободного времени проводят за компьютером. О психологической зависимости подростков свидетельствуют увеличение времени, проводимого за компьютером, и отстранение от друзей; вранье родителям и проблемы с учебой; раздражительность вне нахождения за монитором и увеличение количества денег, расходуемых онлайн.

Дети становятся заложниками компьютера и, по сути, живут в его мире. У них повышается агрессивность, склонность к насилию, ухудшается способность фантазировать, снижается память.

Такие дети становятся безответственными. Скорее всего, момент коррекции зависимости и негативного влияния на психику ребенка упущен. Если ребенок стал интернетзависимым, то без помощи психолога, одними лишь строгими наказаниями и запретами, вы не измените ситуацию. Компьютер может не стать заклятым врагом, если с самого начала общения с ним ребенка родители будут контролировать этот процесс, интересоваться действиями дочки или сына в сети.

Негативное влияние компьютерных игр на детей

Учеными доказано: компьютерные игры приводят к хроническим стрессам с негативными последствиями для организма ребенка.

Существует немало познавательных и развивающих игр. Но существуют игры, которые классифицируются на «леталки» и «боевики», «стрелялки» и «гонки». Они негативно влияют на психику. Ребенок в них чувствует себя супергероем, и у него появляется желание играть чаще. В подобных играх именно количество «убитых» является показателем уровня достижений. Это быстро сказывается на сознании ребенка, формируя культ насилия, негатива, жестокости. Затем у ребенка появляется желание спроецировать виртуальный мир на реальный, что проявляется жестоким отношением к животным и даже сверстникам. Поэтому задача родителей - не упустить момент, больше общаться с ребенком и обязательно вовлекать в занятия спортом.

Сегодня очень важно создать взрослыми правильный барьер между миром виртуальным и реальным, не допустить негативного влияния последнего на подрастающее поколение.

Специально для - Диана Руденко

Современные дети с пелёнок знают, что такое компьютер, а к году уже орудуют мышкой и нажимают на кнопки клавиатуры. Тесное «общение» ребёнка с компьютером вызывает неоднозначное отношение: с одной стороны сейчас действительно без компьютера – никуда. С другой стороны, постоянное сидение за компьютером чревато серьёзными последствиями. Самым опасным из них является формирование у ребенка зависимости от компьютера, которая является настоящей болезнью, требующей лечения.

Причины и виды зависимости

Компьютерная зависимость у детей – это, прежде всего, уход от реальности, поэтому главной причиной желания с головой уйти в виртуальный мир – недостаток чего-то в реальности. Детям может не хватать внимания и участия со стороны родителей, уверенности в себе, признания в компании сверстников. В итоге ребёнок пытается удовлетворить свои реальные потребности не в реальном, а в виртуальном мире.

Зависимость может быть двух видов:

  1. Игровая зависимость (кибераддикция) – зависимость от компьютерных игр. Некоторые игры персонализированы, то есть человек играет от лица конкретного героя, наращивая могущество, завоёвывая города, приобретая сверхспособности. В этом случае можно говорить о ролевой зависимости. В других играх как такового персонажа нет, но суть игры – в наборе очков, получении выигрыша. В этом случае зависимость неролевая.
  2. Сетевая зависимость (сетеголизм) . Это зависимость ребенка от Интернета, которая может проявляться в разных формах, но в глобальном смысле суть одна – человек не мыслит своей жизни без выхода в Сеть. Просиживание времени в соцсетях, чатах, за прослушиванием музыки – это варианты сетевой зависимости. Даже безобидный интернет-сёрфинг – это вид сетевой зависимости, ведь человек тратит уйму времени на просмотр и чтение совершенно не нужной информации, переходя со ссылки на ссылку.

Когда нужно бить тревогу: 10 признаков компьютерной зависимости

Компьютерной зависимости подвержены и дети, и взрослые, однако у детей зависимость формируется значительно быстрее. Чем раньше ребёнок познакомился с компьютером, тем более вероятно, что компьютер будет вытеснять реальную жизнь. Распознать зависимость у ребёнка можно по следующим признакам.

  1. Ребёнок не может использовать компьютер в рамках установленных границ. Даже если есть предварительная договорённость, он не может вовремя оторваться от компьютера, а попытки навести порядок и отстранить его от компьютера заканчиваются истерикой.
  2. Ребёнок не выполняет порученные ему домашние дела. Обычно у детей всегда есть обязанности по дому: помыть посуду, прибрать свои вещи, погулять с собакой. Зависимый ребёнок не может планировать своё время и пропускает домашнюю работу, засиживаясь за компьютером.
  3. Побыть за компьютером становится более предпочтительным занятием, нежели пообщаться с близкими или друзьями. Даже семейные праздники и походы в гости не становятся исключением.
  4. Даже естественные нужды не могут заставить ребёнка отвлечься от сети , поэтому он не расстаётся с телефоном/планшетом ни за едой, ни в ванне.
  5. Ребёнок постоянно находится в поиске устройств, с которых можно выйти в сеть или поиграть. Если забрать у него планшет или компьютер – он тут же возьмёт в руки телефон. ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: Влияние планшета на ребенка: 10 причин сказать «НЕТ»! —
  6. Ребёнок общается преимущественно в сети, постоянно заводит там новые знакомства, которые так и остаются в виртуальном мире. Даже с реальными знакомыми (одноклассниками, друзьями) ребёнок предпочитает общаться в интернете.
  7. Ребёнок пренебрегает учёбой: не выполняет домашние задания, становится рассеянным, неряшливым, снижается успеваемость.
  8. Лишение компьютера вызывает «ломку»: ребёнок становится агрессивным, раздражительным.
  9. В отсутствие компьютера ребёнок не знает, чем себя занять , его ничем невозможно заинтересовать.
  10. Ребёнок не посвящает вас в то, чем он занимается в сети. Любые расспросы вызывают негативную реакцию.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Видео 2 — Интернет зависимость у подростков:

Вред от компьютера

Презентация: «Компьютер: польза или вред». Выполнила: ученица 6 «Б» класса, Мулашева Элина (кликабельно):

Постоянное нахождение и взрослых, и детей за компьютером стало уже привычной картиной, именно поэтому родители рискуют недооценить опасность зависимости от игр или интернета. В действительности же зависимость от компьютера несёт негативные последствия и для организма, и для психики. Причём когда речь идёт о детях, эти последствия более глубокие и трудноустранимые, ведь организм и психика подрастающего человечка ещё формируются.

Читаем также:

О вреде компьютера:

и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Прошли те времена, когда компьютер был роскошью. Сейчас практически в каждом доме есть не компьютер. Или несколько компьютеров. А, может, еще и планшет, поэтому вопрос о влиянии компьютера на ребенка поднимается в каждой семье.

Наши дети копируют поведение своих родителей с самого детства. И еще они всегда находятся в тренде современных достижений человечества. Поэтому сейчас дети очень рано интересуются всякого рода электронными гаджетами.

Картинка из жизни. Моя мама работает дома за компьютером. С родителями живет мой брат с семьей. Его младший сын Давид, полутора лет от роду, — главный бабушкин помощник.

Как только бабушка встает из-за компьютера, Давид тут как тут, моментально оказывается на ее стуле с руками на клавиатуре. Даже если за секунду до этого он был далеко от компьютера и был занят совсем другим делом.

Скорость реакции поистине поразительная: секунда – и Давид у компьютера. Ну действительно, нельзя же, чтоб компьютер простаивал без дела, нужно срочно помочь!))) А иногда Давид находит в игрушках старую сломанную мышку, и они с бабушкой работают в две мышки. Работа спорится!)))

Тут маленький человек «работает» за компьютером. И ситуация, подобная этой, может вызвать только добрую улыбку. Совсем другое дело, если речь идет о просиживании днями и часами за мультиками, фильмами, компьютерными играми. Тут уже не до шуток и улыбок. Хотя поначалу ситуация часто недооценивается…

Многие родители позволяют своим детям с малых лет сесть за компьютер и не видят в этом ничего негативного. Мол: «Пусть учится, без знания компьютера сейчас никуда». Но очень часто через некоторое время замечают изменения в поведении ребенка. Сын или дочь становятся буквально зависимыми от этой электронной машины.

На этом этапе даже те, кто раньше и не задумывался о вреде компьютера, начинают не только задумываться, а стремительно выяснять, какое негативное влияние он оказывает. И самое главное – что с этим делать?

Очень бы хотелось, чтобы эту статью читали родители, которые только планируют познакомить ребенка с компьютером и хотят узнать, как это правильно сделать и организовать. Но в реалиях нашей жизни понимаю, что большинство родителей задумываются о поиске такой информации, когда получили первые «звоночки» в виде нарушений в поведении или здоровье детей или когда хотят привести доводы своим уже повзрослевшим детям-фанатам компьютера.

Сегодня поговорим о пользе и вреде компьютера и подобных ему электронных гаджетов. Речь пойдет о том, с какого возраста ребенку можно что-либо делать за компьютером, сколько времени можно выделять на это ребенку в разные возрастные периоды, как правильно организовать это время.

Стоит заметить, что влияние компьютера, телевизора, планшета, смартфона очень сходны и соизмеримы по последствиям. Поэтому в этой статье я нередко буду проводить параллель между этими электронными друзьями наших современных детей. Это правильно, так как если идет речь о допустимом времени нахождения у экрана, то это значит, что речь идет о любом экране (компьютера, планшета, мобильного телефона, телевизора).

В чем родители видят пользу компьютера для детей?

Вот основные доводы родителей, почему они позволяют ребенку пользоваться компьютером:

  • ребенок довольно быстро приобретает новые знания и умения. С помощью детского компьютера или планшета дети быстрее осваивают алфавит и счет, чем занимаясь по-старинке (по книжкам);
  • компьютер развивает стратегическое мышление – умение просчитывать действия наперед, скорость реакции, память, в некоторой степени – целеустремленность;
  • он способствует развитию воображение, творческих способностей благодаря разнообразию игр и возможностей по моделированию, рисованию и так далее;
  • в то время, когда ребенок занят с электронной игрушкой, родители могут заняться своими делами (ну о-о-чень важный довод!);
  • благодаря возможностям современных приложений на электронные гаджеты (планшеты, смартфоны) родители могут контролировать, где находится их ребенок;
  • компьютер используется для подготовки школьной домашней работы школьника (сообщения, доклады, рефераты);
  • компьютер позволяет проходить онлайн обучение, не выходя из дома, совершенствоваться в своих увлечениях (например, иностранные языки, обработка видео- и фотоматериалов);
  • ребенок расширяет свой кругозор.

Что по поводу взаимоотношений компьютера и ребенка думают медики и психологи?

Медики и психологи дружно приводят доводы о негативном влиянии компьютеров на ребенка. Рассмотрим основные из этих доводов.

Влияние на зрение

Природой так устроено, что человеческий глаз испытывает меньшую нагрузку при взгляде вдаль, а длительное нахождение у экрана на расстоянии до полуметра сильно напрягает орган зрения. В итоге у ребенка может развиться близорукость, которую потом придется корректировать с помощью очков.

Еще одним последствием напряженной работы глаз является так называемый синдром «сухого глаза». При внимательном всматривании и напряжении зрения мы реже моргаем. Из-за этого роговица глаза хуже омывается слезной жидкостью, недостаточно очищается и недополучает питания. Внешне это проявляется покраснением и припухлостью глаз и век. На уровне ощущений ребенок чувствует дискомфорт и раздражение конъюнктивы глаз, у него возникает желание чаще моргать или потереть глаза.

Влияние на позвоночник

При длительном сидении за компьютером чрезмерное напряжение испытывают мышцы спины. Еще в большей степени напрягаются и утомляются мышцы шеи. В свою очередь, это приводит к искривлению позвоночника.

Шейный кифоз – сутулость, S-образный сколиоз возникают, если ребенок сидит в позе нога за ногу, одна нога на стуле под ягодицами, вполоборота, свесив одну руку и плечо без опоры на стол. Мышцы спины из-за гиподинамии (малоподвижного образа жизни) становятся дряблыми. Такие мышцы не способны удержать позвоночный столб, что ведет к искривлению позвоночника уже в раннем детстве.

Нередко у таких детей диагностируется головная боль напряжения. Боль возникает из-за напряжения мышц и смещения позвонков шейного отдела позвоночника. Смещение позвонков ведет к сдавливанию кровеносных сосудов, вследствие чего нарушается кровоснабжение головного мозга.

Обращайте внимание, как сидит ваш ребенок, так как проблемы с позвоночником – серьезная проблема с последствиями на всю жизнь.

Как педиатр, я наблюдаю рост сколиозов второй степени у детей младшего школьного возраста. Эти школьники еще не успели, что называется, за партами посидеть, а уже не спина, а вопросительный знак. Нетрудно догадаться, откуда пришла беда.

Малоподвижный образ жизни

Длительное неподвижное положение ребенка таит в себе массу последствий. Гиподинамия (недостаточная двигательная нагрузка) является фактором риска заболеваний суставов, сердечно-сосудистой системы, сахарного диабета, а также является одной из непосредственных причин бича современного человечества – ожирения.

При малоподвижном образе жизни страдает иммунитет. Давно доказано, что физическая нагрузка способствует поддержанию нормального тонуса сосудов и нормальной работе иммунной системы.

Электромагнитное излучение компьютера и телефона

Электромагнитное излучение – это электромагнитные волны, которые образуются под действием заряженных частиц и распространяются в пространстве.

От каждого компьютера, телефона, телевизора или другого электронного устройства исходит низкочастотное и радиочастотное электромагнитное излучение. По данным Всемирной организации здравоохранения, и низкочастотные, и радиочастотные волны являются канцерогенными, то есть могут спровоцировать рак.

Установлена взаимосвязь между компьютерным излучением и рядом заболеваний. Такими заболеваниями считаются сердечно-сосудистые заболевания, гормональные нарушения, заболевания иммунной, нервной, репродуктивной систем, хроническая усталость, депрессия.

Нарушения психики и поведения ребенка, связанные с компьютером

Компьютерная зависимость

Во время игры на компьютере центры головного мозга, отвечающие за удовольствие, постоянно находятся в состоянии возбуждения. Регулярное возбуждение со временем влечет за собой постоянную потребность в таком роде стимуляции, даже при кратковременной отмене этого влияния. Вот так дети попадают в замкнутый круг зависимости от электронных гаджетов.

Дети постарше испытывают потребность несколько раз в день контролировать социальные сети, проверять электронную почту.

Сколько роликов сейчас есть в интернете, снятых самими родителями, как в буквальном смысле звереют дети после родительского запрета пользоваться компьютером! Из таких запущенных ситуаций крайне сложно найти выход без помощи психологов. Как всегда, и в этом случае легче предупредить, чем лечить. Прописные истины? Нет, закон жизни, из которого нет исключений.

Прежде всего, родители должны понимать, что зависимость возникает в случаях неограниченного пользования компьютером и подобной техникой, от недостатка родительского контроля и внимания, когда развитие, воспитание и организацию досуга родители перекладывают на электронные гаджеты.

Нарушения социализации

Дети настолько привыкают к общению в сети, что в реальном мире им трудно завести знакомства. Многие предпочитают общение в интернете, так как считают такое общение более свободным. Они не боятся осуждения со стороны незнакомых людей по ту сторону экрана монитора, но боятся общения с реальными людьми.

Реалии современного мира таковы, что имея сотни друзей в социальных сетях, в реальности настоящих друзей мы не имеем. И все чаще эта проблема касается детей…

Реальное общение со сверстниками заменяется виртуальным. А групповые игры, в том числе ролевые (дочки-матери, магазин) вытесняются из детства наших детей красочными установочными компьютерными играми. А ведь именно так мы с детства учимся взаимодействовать в социуме, договариваться с людьми.

Усталость и переутомление

Повышенная напряженность работы головного мозга, зрительной системы быстро истощает энергетические запасы организма, который вынужден работать на грани предельных возможностей. Понятно, что такой режим работы без ущерба для организма не проходит.

Раздражительность и агрессивность

При работе за компьютером, особенно во время компьютерных игр, ребенок находится в стрессовых условиях. Отчасти из-за постоянного напряжения и приобретенной зависимости от компьютера поведение ребенка меняется на раздражительное и более агрессивное.

К более жестокому и агрессивному поведению детей толкают всеми ими любимые компьютерные игры, в основе которых лежит сражение, стрельба, уничтожение, борьба с оружием.

Несформировавшаяся детская психика не способна критично относиться к происходящему на экране. Вот поэтому дети очень часто переносят «компьютерный опыт» в реальную жизнь. То и дело со всех уголков мира доносятся новости о стрельбе детей в школе или на улице. Общество пожинает плоды неразумного обращения с электронной техникой.

Негативное влияние компьютера на детский организм – это общемировая проблема. Это признано.

«Но ведь мы простые маленькие люди, не можем решить мировую проблему», – скажете вы. И не надо решать мировую проблему! Решите кусочек проблемы, который касается вас и вашей семьи. То есть начните с себя, со своей семьи, со своего ребенка. Вот поэтому не должно быть бесконтрольности, вседозволенности, потакания капризам. Выбор того, во что и сколько будет играть ребенок, должен быть за родителями.

Не так уж компьютер расширяет кругозор…

Считается, что компьютер – универсальный помощник. Стоит лишь установить новую программу или игру – и вуаля, вот тебе разнообразие, а с ним и новые возможности, и новые знания. И можно это воспринимать как расширение кругозора. Но не все так однозначно.

Как правило, компьютерные игры предполагают один, или, в лучшем случае, два варианта ответа или развития событий. В связи с этим мышление детей становится шаблонным.

Ребенок отдаляется от родителей

Часто дети, которые с раннего детства проводили много времени, играя в компьютерные игры, становятся эгоистичными. Дети изолируются в своем мирке, где у них есть какие-то игровые достижения. Родители не всегда понимают и принимают эти достижения и успехи, тем более, если такая игровая зависимость мешает учебе. Между родителями и детьми возникает непонимание, нет общности интересов, что ведет к разногласиям и еще большей агрессии.

Психологи проявляют обеспокоенность по поводу изменений в детской психике. Неоднократно проводимый психологами анализ школьных рисунков на вольную тему показывает, что в рисунках многих детей читается скрытое чувство страха, беспокойства, закрытости, необходимости обороняться. Дети рисуют оружие, битвы, монстров, зомби. Специалисты доказывают, что это тоже побочное негативное влияние избыточного общения детей с компьютерами.

Дети лишены детства

Пока ребенок сидит у экрана монитора, его детство проходит мимо. Все эти электронные гаджеты просто воруют время, которое дети должны тратить на подвижные игры, активные виды отдыха, хобби, увлечения.

Заблуждения родителей

Многие родители выбирают и покупают компьютерные игры или мультики только по внешнему виду картинки на диске. А еще хуже, когда родители полагают, что их ребенок достаточно взрослый и может выбирать игры самостоятельно.

Всегда стоит ознакомиться с игрой или мультфильмом сначала взрослым, а только потом предлагать или разрешать смотреть это детям.

Совместный просмотр фильмов или мультиков с ребенком приветствуется. Это позволяет вам комментировать двоякие, спорные ситуации или диалоги в момент просмотра (вовремя осудить зависть, хвастовство, сарказм в словах детям часто не понятен).

Также детям важно просто проводить время с родителями, занимаясь одним делом. Это придает им чувство защищенности и уверенности.

Еще одно заблуждение родителей: кликанье по кнопкам клавиатуры развивает мелкую моторику рук ребенка. Категорически не так! Однотипные движения рук в работе с мышкой и клавиатурой никак не могут поспособствовать развитию моторики рук.

В связи с этим нельзя заменять настольные игры (паззлы, мозаику, кубики) на электронные их версии. Только скрупулезные движения пальцев рук (пинцетный захват), ощупывание предметов разной текстуры и фактуры развивает мелкую моторику.

С какого возраста и сколько ребенку можно пользоваться компьютером?

Вот тут правильно было бы сказать, сколько в общем экранного времени должно быть у ребенка, то есть сколько ребенок может в совокупности проводить времени у экрана телевизора, компьютера, планшета, телефона.

Это надо четко знать, чтобы не было так, что ребенок поиграл свое положенное время за компьютером и пересел к телевизору. Ведь многие родители даже работу за компьютером для подготовки домашнего задания не считают в это отведенное время, мол, ребенок не играл же – делом был занят.

Детям только с 2-х лет разрешается смотреть телевизор, причем, не больше 20-30 минут за весь день. Телевизор в фоновом режиме, когда мама смотрит, а ребенок находится рядом и тоже поневоле смотрит, также считается. Это как с пассивным курением, когда нахождение в одной комнате с курящим человеком оказывает такой же негативный эффект, как и непосредственно курение.

Телефон, компьютер, планшет детям раньше 3-3,5 лет позволять не стоит. Малыши 3-4 лет могут проводить время с электронными друзьями не больше 40 минут-1 часа в день. С 5-7 лет это время можно продлить 1 часа 15 минут. Дети 7 лет и старше могут проводить перед экраном всего 1,5 часа, а старше 10 лет – 2 часа в день.

Важно отметить, что все это время нужно разделить на несколько частей и делать паузы. Для профилактики близорукости важно делать паузы в работе за компьютером каждые 20 минут на 20-30 секунд. Во время паузы взгляд нужно переводить вдаль, например, можно посмотреть в окно.

Родителям на заметку

Мы живем в современном мире, где много электронной техники. Вернуться в первобытный строй мы не можем. По этому поводу даже не буду говорить «к сожалению». О чем тут можно сожалеть? Мы живем в сложное интересное время в сложном интересном мире, к которому нужно приспосабливаться. Приспосабливаться и нам, и нашим детям.

  • с самого начала четко оговорите правила использования компьютера именно в вашей семье (например, когда и сколько, только после домашних дел и уроков, не открывать и не читать письма неизвестных отправителей, нигде не регистрироваться без ведома родителей и так далее);
  • контролируйте, сколько времени и чем занимается ваш ребенок за компьютером, просматривайте историю поиска;
  • не оставляйте ребенка один на один с компьютером, и поэтому нецелесообразно ставить компьютер в детскую комнату;
  • приучите ребенка делать паузы в работе за компьютером, делать гимнастику для глаз;
  • организуйте досуг ребенка так, чтобы вам не пришлось силой его выволакивать из-за компьютера (прогулка в парк, катание на велосипеде, роликах, лыжах, поход, пикник, рыбалка). Очень важно предложить альтернативу. Просто запретить – это неправильно;
  • установите программу родительского контроля на ваш компьютер, которая позволит уберечь вашего ребенка от ссылок и переходов на запрещенные сайты;
  • выбирайте и устанавливайте только те игры и мультфильмы, с которыми сами уже ознакомились;
  • выстраивайте доверительные отношения с вашим ребенком. Излишняя критика может подтолкнуть ребенка к виртуальному миру, так как там он чувствует успех и поддержку;
  • интересуйтесь увлечениями ребенка. Старайтесь разнообразить его жизнь, предложить малышу то, что ему интересно, что позволит вытащить его из виртуального мира (секции, кружки, бассейн, музыка, домашний питомец).

Даже если вы уже столкнулись с проблемой неограниченного пользования компьютером и договориться с ребенком об ограничении времени пока не удается, выход есть. Большинство детей готовы променять игры и компьютер на время, проведенное с близкими и любимыми людьми за интересным занятием. А что именно интересно вашему ребенку, узнать нужно вам.

Научить ребенка благоразумному использованию компьютеров и телевизоров можно лишь собственным примером. Начинайте с себя. Вы можете уже не замечать за собой включенный в фоновом режиме телевизор, бесцельный поиск в интернете, просиживание времени в социальных сетях.

Есть такое правильное выражение: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя, потому что дети будут похожи на вас». Успехов вам в воспитании себя и своих детей.

О влиянии компьютера на ребенка вам рассказала практикующий врач-педиатр и дважды мама Елена Борисова-Царенок.



В продолжение темы:
Windows

Часть вторая : "Важнейшие характеристики каждого семейства процессоров Intel Core i3/i5/i7. Какие из этих чипов представляют особый интерес" Введение Сначала мы приведём...

Новые статьи
/
Популярные