Использование кейс технологий на уроках обж. Кейс-технологии на уроках обж
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 1
1. 20 марта 2012 года из-за сильного снегопада и ледяной корки на участке трассы М-5 «Урал» (Самара – Уфа – Челябинск) образовалась гигантская 60-километровая автомобильная пробка. Для расчистки дорожного полотна от снежных заносов , оказания помощи застрявшим автомобилям , обеспечения водителей и пассажиров горячим питанием, питьевой водой и дозаправки автомобилей топливом на место происшествия были вызваны несколько отрядов спасателей. Всего в ликвидации последствий участвовали 101 человек, 50 единиц техники.
Слой бугристого льда, образующийся на поверхности земли после оттепели или дождя в результате наступившего похолодания, называется …
гололедицей
гололедом
обледенением
Решение:
Слой бугристого льда, образующийся на поверхности земли после оттепели или дождя в результате наступившего похолодания, называется гололедицей. В отличие от гололеда, гололедица наблюдается только на земной поверхности, чаще всего на дорогах, тротуарах и тропинках. Сохранение образовавшейся гололедицы может продолжаться много дней подряд, пока она не будет покрыта сверху свежевыпавшим снежным покровом или не растает полностью в результате интенсивного повышения температуры воздуха и почвы.
7 сентября 2011 года под Ярославлем в районе аэропорта Туношна потерпел катастрофу пассажирский самолет Як-42. 44 человека погибло, 1 – пострадал. В самолете летел основной состав команды «Локомотив» (Ярославль). Официальное расследование катастрофы провел Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Непосредственной причиной катастрофы названа ошибка пилотирования.
Уменьшение давления в салоне самолета называется …
декомпрессией
рекомпрессией
баротравмой
гипоксией
Решение:
Уменьшение давления в салоне самолета называется декомпрессией. Декомпрессия характеризуется разностью между начальным и конечным давлением, продолжительностью, скоростью изменения давления и кратностью (отношением начального давления к конечному). Изменение давления в высотных полетах может стать при определенном состоянии организма причиной высотных декомпрессионных расстройств (ВДР), в частности декомпрессионной высотной болезни. При выравнивании давления в газосодержащих полостях тела с изменяющимся внешним давлением возможны расстройства, характеризующиеся нарушением или ослаблением различных функций организма, наблюдающиеся даже на сравнительно небольшой высоте.
10 июля 2011 года в акватории Куйбышевского водохранилища около села Сюкеево (Татарстан) при плохих погодных условиях из-за технических неисправностей на глубине около 18 метров затонул теплоход «Булгария». В результате крушения теплохода погибло 122 человека, 79 удалось спастись.
Тип утопления, когда в дыхательные пути и легкие попадает большое количество жидкости , называется …
аспирационным
асфиктическим
синкопальным
смешанным
Решение:
Тип утопления, когда в дыхательные пути и легкие попадает большое количество жидкости, называется аспирационным (истинным, мокрым). Как правило, это случается с теми людьми, которые до последнего борются за жизнь. Встречается в среднем в 20% случаях. Различают также асфиктический (ложный, сухой, спастический), синкопальный (рефлекторный) и смешанный типы утопления.
11 июня 2009 года из-за сильных дождей на севере Приморья произошел резкий подъем воды в горных реках и ручьях Тернейского района. В результате была подтоплена часть улиц и домов в портовых поселках Пластун и Терней, повреждены многие участки дорог, подмыты три опоры линии электропередачи. Всего в зоне подтопления оказались 120 частных домов, в которых проживают 270 человек, в том числе 66 детей.
Быстрый подъем воды из-за ливней или зимних оттепелей называется …
паводком
половодьем
водопольем
водоразливом
Решение:
Быстрый подъем воды из-за ливней или зимних оттепелей называется паводком. Периодически паводки не повторяются, и в этом их отличие от половодья. Продолжительность паводка от нескольких долей часа до нескольких суток. Среднемесячные расходы в период половодья и паводков больше среднегодовых. В отличие от половодья паводок может возникать в любое время года. Значительный паводок может вызвать наводнение. В процессе перемещения паводка по реке образуется паводочная волна.
8 марта 2010 года в Ловозерском районе Мурманской области на перевале Северный Тавайок в результате схода лавины погибли четверо туристов из Беларуси. Двум участникам группы удалось спастись. Их попытки самостоятельно откопать пострадавших оказались безуспешными. По данным МЧС, ориентировочно в горном массиве сошло 2,1 тыс. м 3 снега: ширина лавины составила 7 метров, глубина – 3 метра и длина – 100 метров.
Удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислоты в крови и тканях, называется …
асфиксией
декомпрессией
саркодиозом
альвеолитом
Решение:
Удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислоты в крови и тканях, называется асфиксией. Главной причиной гибели людей в лавинах является удушье (асфиксия). Во время движения лавины дышать в ней практически невозможно, снег забивает дыхательные пути, снежная пыль проникает в легкие. В литературе механическую асфиксию определяют как «кислородное голодание, развившееся в результате физических воздействий, препятствующих дыханию, и сопровождающееся острым расстройством функций центральной нервной системы и кровообращения…» или как «нарушение внешнего дыхания, вызванное механическими причинами, приводящее к затруднению или полному прекращению поступления в организм кислорода и накоплению в нем углекислоты».
В результате нарушений правил пожарной безопасности в ночном клубе «Хромая лошадь», повлекших за собой гибель людей , к руководству применена …
уголовная ответственность
материальная ответственность
дисциплинарное взыскание
административное взыскание
Решение:
В результате нарушений правил пожарной безопасности в ночном клубе «Хромая лошадь», повлекших за собой гибель людей, к руководству применена уголовная ответственность. Уголовная ответственность – это один из видов юридической ответственности, основным содержанием которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления. По факту трагедии в ночном клубе «Хромая лошадь» возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 219 («Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц») и частью 3 статьи 109 («Причинение смерти по неосторожности двум и более лицам») Уголовного кодекса Российской Федерации.
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 2
Укажите последовательность действий автомобилиста, если метель застала его в дороге.
установить автомобиль двигателем в наветренную сторону
укрыть двигатель со стороны радиатора
полностью закрыть окна и двери машины
периодически прогревать двигатель автомобиля
дать пострадавшему горячее питье, пищу
вызвать скорую помощь
Решение:
При сильном обморожении (обморожение II–IV степени) конечностей необходимо наложить на пораженную поверхность теплоизолирующую повязку (слой марли, толстый слой ваты, вновь слой марли, а сверху клеенку или прорезиненную ткань). Быстрое согревание, массаж или растирание делать не следует. Пораженные конечности фиксировать с помощью подручных средств (дощечка, кусок фанеры, плотный картон), накладывая и прибинтовывая их поверх повязки. Пострадавшему дать горячее питье, горячую пищу, по таблетке аспирина, анальгина, по 2 таблетки «Но-шпа» и папаверина. После оказания первой помощи необходимо вызвать скорую помощь и отправить пострадавшего в больницу.
5 декабря 2009 года в ночном клубе «Хромая лошадь» в Перми произошел крупнейший по числу жертв пожар. По основной версии, пожар был вызван неосторожным применением пиротехники в клубе. От пожара пострадало 234 человека, включая 156 погибших. По заключению следствия жертвы пожара погибли преимущественно из-за отравления угарным газом и продуктами горения, ожогов и давки.
Укажите последовательность осуществления первой медицинской помощи при отравлении угарным газом.
вынести пострадавшего на свежий воздух
сделать непрямой массаж сердца и искусственную вентиляцию легких
на голову и грудь положить холодный компресс
вызвать скорую помощь
Решение:
При отравлении угарным газом необходимо немедленно вынести пострадавшего на свежий воздух, уложить на спину, расстегнуть воротник, пояс. При отсутствии дыхания нужно немедленно приступить к непрямому массажу сердца и искусственной вентиляции легких, дать понюхать вату, смоченную нашатырным спиртом. На голову и грудь положить холодный компресс. После оказания первой помощи необходимо вызвать скорую помощь и отправить пострадавшего в больницу.
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 3
20 марта 2012 года из-за сильного снегопада и ледяной корки на участке трассы М-5 «Урал» (Самара – Уфа – Челябинск) образовалась гигантская 60-километровая автомобильная пробка. Для расчистки дорожного полотна от снежных заносов, оказания помощи застрявшим автомобилям, обеспечения водителей и пассажиров горячим питанием, питьевой водой и дозаправки автомобилей топливом на место происшествия были вызваны несколько отрядов спасателей. Всего в ликвидации последствий участвовали 101 человек, 50 единиц техники.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизней и сохранение здоровья людей, снижение ущерба природной среде и материальных потерь, называются ________ чрезвычайной ситуации. (Слово введите в поле ответов в форме соответствующего падежа.)
Решение:
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизней и сохранение здоровья людей, снижение ущерба природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов, называются ликвидацией чрезвычайной ситуации. Аварийно-спасательные работы проводятся в целях поиска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации их в лечебные учреждения. Неотложные работы проводятся в целях создания условий для проведения аварийно-спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами , а также обеспечения жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения.
Технологическая карта урока.
Ф.И.О. педагога: Кривихина Надежда Михайловна
Тема урока
Безопасный отдых на водоемах
Предмет
Класс
Тип урока
Цель урока
Задачи урока
Основы безопасности жизнедеятельности
8
Комбинированный
Создание условий для формирования у обучающихся представлений о
правилах поведения на водоемах во время активного отдыха.
Изучить правила поведения на воде;
систематизировать знания обучающихся в области безопасного
поведения во время активного отдыха на водоемах;
закрепить знания правил безопасного поведения на воде во время
купания, во время водных походов;
научить самостоятельно и в группах решать проблемные задачи;
продолжить формировать умение анализировать, сравнивать и обобщать
информацию;
продолжать формировать умение высказывать своё мнение и уважать
мнение других людей.
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные
Ученик должен знать: требования к местам отдыха, правила поведения на
водоемах.
Ученик должен уметь: оказывать самопомощь и взаимопомощь.
Метапредметные
Систематизировать и обобщать различные виды информации;
использовать различные источники информации для выполнения учебной
задачи;
участвовать в совместной деятельности;
планировать и реализовывать свою деятельность.
Личностные
Формирование познавательных интересов;
формирование личностного отношения к изучению материала;
осознание ценности человеческой жизни.
Педагогическая
технология
Кейсметод
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формы
Средства
УУД
Организационн
ый момент.
Настрой обучающихся на урок.
Здравствуйте, ребята.
Я рада всех вас видеть!
Приветствуют учителя.
Мотивация
(создание
проблемной
ситуации)
1.Формирование проблемы создает для
учеников проблемную ситуацию –
Трагедия на Аргазинском водохранилище
Челябинской области летом 2017года
«Вечер. Компания из пяти человек, одна
женщина и четверо мужчин, оправляются на
Аргази. Через время лодка перевернулась. К
ним на помощь спешат двое полицейских,
которые рыбачили неподалеку. Всю
компанию погрузили к себе
есть практическая ситуация –
определите проблему и найдите
пути решения.
высказывают свою точку зрения,
отвечают на проблемные
вопросы, участвуют в
обсуждении;
фронтальная беседа
ЛУУД: формирование
позитивного настроя
учащихся.
КУУД: умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли;
ПУУД: анализ объектов с
целью выделения
признаков.
Формулируют тему;
записывают тему урока в
тетрадь.
на лодку и поплыли к берегу. Не доплыли
всего 10 метров. По предварительной
версии, изза перегруза, лодка
перевернулась. 3 человека из спасенной
компании утонули, 2 сотрудников полиции
тоже. Выжили только двое.
Озеро Смолино. Лето 2017. Влюблённая
пара каталась на надувной лодке. Как
оказалось, плавсредство было дырявым. А
на молодых людях не было спасательных
жилетов. Спастись им не удалось.
4 июля двух 13летних мальчиков,
катающихся на катамаране, унесло ветром.
Самостоятельно причалить к берегу они не
смогли, тогда на помощь школьникам
пришли
спасатели. Когда до них добрались,
катамаран находился уже в 500 метрах от
берега. Его благополучно отбуксировали к
суше.
Трагедия произошла вечером 2 июля.
Мужчина повез кататься четверых детей на
алюминиевой лодке. Но лодка
перевернулась, и все оказались в воде. На
выручку бросились двое мужчин, но все
утонули. По каким причинам происходят
такие трагедии?
Достаточно ли для безопасности на воде
одного умения плавать?
А все ли правила безопасного отдыха на
воде вы знаете? (определение границ знаний
и незнаний).
2.Формулирование темы урока: Как вы
думаете
какой теме будет посвящён урок?
Итак, тема нашего урока: «Безопасный
отдых на водоемах».
Запишите тему сегодняшнего урока.
Целеполагание
и планирование
Исходя из темы урока давайте
сформулируем основные задачи, которые мы
должны решить на уроке (фиксирует на
доске в виде ступенек, определяя
очередность задач):
1 – выбор безопасного места для купания,
2 правила поведения на воде,
3 – безопасность в водных походах)
формулируют задачи урока;
фронтальная
презентация ПУУД:
предлагают варианты;
обсуждают пути решения
проблемы.
самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной цели.
Освоение нового
материала.
Ситуация: ваш класс собирается пойти
купаться. Как вы будете выбирать место
отдыха?
Выявить признаки
1 ЗАДАНИЕ:
опасного и безопасного пляжа.
А) поиск информации в учебнике
Б) На доске – две надписи:
«Опасный пляж» и «Безопасный пляж»
(работа в парах).
Обучающимся представлены карточки, на
которых записаны признаки пляжа.
работают с разными
источниками информации
(учебник, рабочие тетради, поиск
и извлечение нужной
информации;
работают в парах над решением
учебной задачи;
фиксируют записи в тетради;
оценивают правильность своих
выводов, решений;
осуществляют самопроверку,
Работа в парах
Беседа.
Раздаточный
материал,
задания для
групп.
ПУУД: самостоятельное
создание способов
решения, поиск и
выделение необходимой
информации.
ЛУУД: формирования
желания выполнять
учебные действия.
КУУД: инициативное
сотрудничество в поиске и
сборе информации,
формирование умения
объяснять свой выбор,
строить фразы, отвечать на
поставленный вопрос,
аргументировать.
По полученным признакам учащиеся дают
характеристику безопасного пляжа.
В) Работа с фотографиями. На
изображениях найти безопасный пляж.
Г) Вывод: для того, чтобы не случилось
беды, нужно отдыхать на оборудованном
пляже.
2 ЗАДАНИЕ: Составление правил для
тех, кто собирается купаться.
Составляем ряд общих правил поведения
на воде во время купания.
3 ЗАДАНИЕ: Посмотрите на слайд и
определите, какие правила безопасного
купания нарушаются и занесите их в
таблицу.
4 ЗАДАНИЕ: Вы хорошо усвоили
правила поведения на воде, но иногда вы
можете попасть в неординарную
ситуацию, как, например,
водоворот,
сильное течение,
заплыли в водоросли и запутались,
ногу сводит судорогой.
самооценку полученных
результатов.
составляют план действий –
алгоритм и выполняют учебные
действия;
делают выводы о полноте и
правильности изученного,
сравнивают с изложенным в
учебнике;
вступают в диалог;
выполняют задания учителя.
Практическая
работа в парах
работают с разными
источниками информации
выступающий от группы даёт
ответ на поставленный вопрос.
Индивидуальная
работа
дает ответ на поставленный
вопрос.
работа с
учебником
Учебник
5 ЗАДАНИЕ:
Теперь представьте, что
ваш класс собирается в водный поход.
Как думаете какими знаниями и умениями
вы должны обладать?
после просмотра видеофрагмента задаёт
вопрос: Какие возможные аварийные
ситуации могут случиться в водном походе?
Вывод: мы должны знать, как действовать в
таких ситуациях и научиться пользоваться
спасательными средствами и уметь
оказывать ПМП.
Составление и отработка
6 ЗАДАНИЕ:
алгоритма оказания первой доврачебной
помощи, пострадавшему от солнечного
удара.
Задание: составить алгоритм
оказания первой доврачебной
помощи; смоделировать ситуацию,
при которой необходима
доврачебная помощь.
Для составления алгоритма
Смотрят видеофрагмент
«Правила поведения на воде»
осмысливают информацию
Смотрят видеофрагмент
«Безопасность на воде»
Презентация
(ответы)
Индивидуальная
работа
работа в
группах по
карточкам
Работают по карточкам.
видеосюжет
(https://www.you
tube.com/watch?
v=0q
W9w5KP8s).
оказания
помощи при солнечном ударе, учащимся
предлагаются карточки с определёнными
действиями, которые нужно расположить
по порядку.
Составление
7 ЗАДАНИЕ:
алгоритма оказания первой
доврачебной помощи
пострадавшему в воде.
Для составления алгоритма оказания
первой доврачебной помощи утопающему,
учащимся предлагается посмотреть и
проработать видеосюжет
.
Вывод:
Организует работу обучающихся по поиску
и обработке информации.
Формулирует обобщающие вопросы.
Стимулирует активное участие всех детей
в поисковой деятельности.
Создает условия для сотрудничества
работы в парах, группах.
важно вовремя оказать ПМП.
Закрепление
знаний и
первичная
оценка
результатов
Организует викторину;
Самоконтроль и взаимооценка. индивидуальная
Викторина
Ключ (презента
ЛУУД: формирование
личного, позитивного
отношения к учебной
деятельности.
ция)
ПУУД: умение
структурировать знания.
РУУД: формирование
умения работать в парах.
фронтальная
Беседа
индивидуальная
РУУД: способность
объективно оценивать цели
урока, давать самооценку.
7 этап.
Рефлексия и
оценивание
Примеры синквейна:
1. вода
2. спасать, тонуть
3. пугает, течет, убивает
4. безопасность на воде
5. трагедия
Напоминаю правила:
1. существительное,
обозначающее тему.
2. Два прилагательных.
3. Три глагола.
4. Мнение автора
Составляют синквейн
Работа в парах
составить кроссворд «Опасности на воде». записывают домашнее задание
фронтальная
8 этап.
Домашнее
задание.
ЛУУД: формирование
желания выполнять
учебные действия.
Цель урока:
Планируемые результаты:
Личностные:
Метапредметные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
Предметные:
Просмотр содержимого документа
«Пожары в жилище с использованием метода кейса»
МБОУ «СОШ № 16 имени Д.М. Карбышева»
Предмет ОБЖ
5 класс
Выполнила: Самойлова С.В.,
учитель ОБЖ
г. Черногорск, 2015 г.
Цель урока: создание условий для овладения правилами безопасного поведения, развитие практических навыков и логического мышления учащихся на уроках ОБЖ через метод кейсов.
Планируемые результаты:
Личностные:
1.формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
Метапредметные:
Регулятивные:
1.умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Коммуникативные:
1.умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности
2.умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Познавательные:
1. умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы
2.умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
3.владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности
4.умение правильно действовать в случае пожара в доме;
5.умение эвакуироваться из горящего здания.
Предметные:
1. знание основных причин и последствий пожара;
2. знание основных поражающих факторов пожара;
3. знание основных мер пожарной безопасности в быту и правил поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим об одной из самых распространенных опасных ситуаций, которая может случиться в жилище. А сделаем мы это вместе с героями стихотворения “Кошкин дом”.
Помните?!
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся Кошкин дом!
Загорелся Кошкин дом,
Идет дым столбом!
Кто попытается сформулировать тему урока? Итак, тема урока: «Пожары в жилище».
2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
Давайте назовем причины, по которым мог возникнуть пожар в доме кошки. Назовите наиболее частые причины пожаров.
Детские шалости с огнем;
Короткое замыкание в электросети;
Оставленные включенными без наблюдения утюг и другие электроприборы;
Неосторожное обращение с открытым огнем, свечами, бенгальским огнем возле новогодней елки, на балконе;
Чистка одежды бензином, использование бензина для разжигания печки (на даче);
Курение в постели, в сарае, на сеновале;
Брошенная в траву, в урну непотушенная спичка или сигарета;
Оставленные без контроля горящая свеча, газовая горелка;
Отсутствие контроля в зоне сварочных работ в течение пяти часов после их завершения;
Перегрев телевизора, его запыленность и размещение в нише мебельной стенки;
Хранение на балконе или в теплых помещениях пороха, лаков, красок, других легковоспламеняющихся жидкостей; попадание на балкон непотушенных окурков и спичек с верхних этажей;
Сушка предметов одежды, разогревание красок и лаков над газовой плитой;
Близкое размещение бумажных абажуров, газет, синтетических и других горючих материалов к лампам, печкам, электрокаминам;
Неосторожность в обращении с фейерверками, хлопушками, петардами; большое число мощных электроприборов, включенных в одну розетку, использование тройников.
По известной легенде, огонь людям подарил Прометей, похитив его с Олимпа. В наказание Зевс велел приковать его к горам Кавказа. Каждый день прилетал к Прометею большой орел и клевал ему печень. Так продолжалось тысячелетия. Столь дорогая плата требует внимательного и бережного отношения к огню. В древние времена зажечь огонь было тяжело, и люди постоянно поддерживали его в костре или очаге. В наши дни, чтобы зажечь огонь, достаточно чиркнуть спичкой, а вот чтобы потушить полыхающий пожар требуются нечеловеческие усилия, огромные средства и силы.
Кто виноват?
Чаще всего в пожаре виноваты сами пострадавшие, ведь для возникновения пожара необходимо всего два основных условия – источник и топливо, плюс что-то третье, относящееся к категории “не судьба”. Источником огня в квартире может быть искра, спичка, перегрев вследствие электрического, химического или иного нагрева, и даже разряд атмосферного электричества. С топливом в квартире тоже проблем нет. Газ, пыль, захламленные кладовки и антресоли, горючая бытовая химия и предметы интерьера, включая бытовую технику.
Загорелся Кошкин дом,
Идет дым столбом.
Ребята, а вы знаете, что ядовитый дым – это опасный спутник огня, основной поражающий фактор пожара.
Чем же он опасен для организма человека? А какие еще поражающие факторы пожара вы знаете?
Основные поражающие факторы пожара:
Открытый огонь
Задымление
Температура среды
Кошка выскочила
Глаза выпучила
Ребята, в случае возникновения пожара в жилище какие должны быть действия человека?
Что необходимо делать?
1. Вызови пожарную охрану по телефону 01. Если телефона нет, зови на помощь.
2. Покинь горящее помещение, проверив, не остались ли в квартире те, кто не может выбраться сам (маленькие дети, больные, старики)
3. Встречай пожарных.
4. Если огонь небольшой, то можно попробовать справиться с ним самостоятельно.
А как же поступила кошка? Помните?
Кошка выскочила
Глаза выпучила
Бежит курочка с ведром
Заливать Кошкин дом,
А лошадка с фонарем,
А собачка – с помелом
Серый заюшка – с листом
Раз! Раз! И огонь погас.
А вы какие знаете средства тушения пожаров?
На доске предметы. Распределите их в две группы по способу тушения.
Объясните свой выбор (электроприборы нельзя тушить водой).
А чего нельзя делать при пожаре?
Распахивать окна и двери в горящем помещении - кислород способствует горению, а дым его уменьшает;
Близко подходить к огню из-за опасности взрывов, обрушения конструкций зданий. При больших пожарах образуются воздушные потоки, которые могут затянуть человека в огонь;
Поддаваться панике и мешать тем, кто тушит пожар, спасает имущество;
Тушить водой включенные в сеть электробытовые приборы, электрощиты и провода.
Однако самое лучшее – это не доводить дело до пожара. Для этого нужно не так уж и много – тщательно соблюдать инструкции и правила безопасности, которые прилагаются к любому электроприбору. И не забывайте о признаках возможного загорания электроприборов:
Появление дыма или запаха горелой резины (пластика, дерева);
Сильный нагрев отдельных частей или прибора в целом;
Искрение, вспышки света, треск в приборе или проводе.
При появлении любого из этих признаков лучше сразу отключить прибор и позвать взрослых.
3. Этап осмысления. Метод «Кейса»
Задание 1: Рассмотрите, в чём опасность таких ситуаций, составьте правильные варианты решения, соответствующие правилам безопасного обращения с электрическими приборами.
Ситуация:
Коля сидит дома и работает на компьютере. Вдруг из розетки начинает идти дым, и она трещит. Испугавшись, мальчик взял чайник с водой и залил дымящуюся розетку.
Задание 2: Рассмотрите, в чём опасность таких ситуаций, составьте правильные варианты решения, соответствующие правилам безопасного поведения при пожаре.
Ситуация:
Оля пришла из школы и обнаружила, что из-под двери квартиры идёт дым. Девочка открыла дверь, вошла в квартиру, чтобы узнать причину задымления.
Ситуация:
Во время новогоднего праздника на ёлке загорелась электрогирлянда и Серёжа решил обрезать провод.
Задание 3: Рассмотрите, в чём опасность таких ситуаций, составьте правильные варианты решения, соответствующие правилам безопасного поведения при пожаре.
Ситуация:
Антон шёл домой и увидел, что маленькие дети разожгли во дворе костер и бросают в огонь баллончики из-под аэрозолей. Он остановился и стал за этим наблюдать.
4. Рефлексия
Разработать памятку по правилам безопасного поведения при пожаре.
Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение
Лукояновская средняя школа №2
Маркелова Н. В. –преподаватель-организатор ОБЖ
Кейс технологии на уроках ОБЖ
Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит её находить.
А. Дистервег
На любом производстве к вновь пришедшему выпускнику вуза руководство обращается с одной и той же фразой: «Теперь вы можете забыть, чему вас там, в институте, учили, и начнём учиться заново!» и каждый начинает задумываться: « а зачем тогда всё это было?»
Налицо одна из проблем нашей системы образования, причём не только высшего, но и среднего. Высокая теоретизированность учебных курсов, невозможность подчас связать приобретаемые знания с практикой реальной деятельности. На помощь приходит технология анализа конкретных ситуаций или, как говорят на Западе, технология case – study или кейс – метод.
Кейс – технология на уроках ОБЖ формирует у учащихся
высокую мотивацию к учёбе; развивает такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; формирует основы деловой этики, повышает качество знаний.
На уроках ОБЖ «Кейс - технология» в основе использует метод конкретных ситуаций имитационного моделирования и разработки конкретного примера. Кейс-технология использует следующие дидактические принципы: индивидуальный подход, информация о предмете изучения, активность обучения, успешность в обучении, проблемность, вариативность, прагматизм в обучении, умение работать с информацией.
При организации работы с учащимися следует опираться на характеристики функций кейса:
Характеристика
функций кейса
Примеры
Тренинг
Тренировка обучаемых навыков деятельности в изменяющихся ситуациях
Тренировка практических навыков получать разный результат в зависимости от разных условий
Обучение
Овладение знаниями относительно динамично развивающихся объектов
Изучение в сравнении, например: организм человека и животного.
Анализ
Выработка умений и навыков аналитической деятельности
Анализ явлений и объектов любой науки и практики
Исследова-
ние
Получение нового знания относительно развивающихся объектов
Исследовательский проект
Системати-
зация
Систематизация ситуационного знания
Разнообразные статистические материалы, например: анализ средних температур за определённый период времени в каком – либо регионе
Прогнази-рование
Получение сведений о развитии данной системы
Прогноз событий. Возможные последствия решения экологических проблем
Для реализации кейс – технологии на уроках ОБЖ используются различные виды ситуаций для кейса:
Иллюстративные ситуации (блиц - ситуации) ориентированы на формирование профессионального языка и умения идентифицировать проблему в кейс – технологии, общий объём не более одной страницы.
Функциональные ситуации характерны наличием проблем. Наряду с числовыми данными имеется противоречивая информация, усиливающая фактор неопределённости в выборе решения. Ориентированы на развитие инноваций через предметное знание.
Нормативные ситуации (чаще с элементами ситуационных задач) позволяют провести анализ и найти однозначный ответ. Предназначены для контроля знаний по пройденному теоретическому материалу.
Стратегическая ситуация не может иметь однозначного решения из-за невозможности определить влияние нестабильных факторов, которые всегда присутствуют в реальных системах. Это класс наиболее сложных ситуаций.
Какими же способами можно представить ситуации «кейс-технологии» на уроках ОБЖ:
1)Новая и сложная информация:
- Заострение внимания к новым объектам или их свойствам
- Поиск ответа на вопросы: «Что это значит?», «О чём говорит данная информация (факты) и т.п.?».
2) Противоречивая информация:
- Разные взгляды на один и тот же вопрос
- Необходимо обнаружить противоречивый характер связи между явлениями и понять, что данное противоречие лишь кажущееся.
3) Неполное представление содержания:
- Создание проблемной ситуации
- Обучающийся должен сам заняться поиском материала
- Учащийся должен выделить части проблемной ситуации и синтезировать их в единое целое.
4) Информация отсутствует:
- Построение своеобразных загадочных ситуаций
- Не указываются субъекты или объекты данной ситуации, но даны их
характеристики, условия, функции и т.п.
- Или наоборот, дан сам объект, но не указаны его характеристики.
На уроках ОБЖ используются различные варианты организации работы учащихся на основе кейс-технологии:
Первый вариант - учащиеся изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной литературой, часть заданий выполняется дома индивидуально каждым.
Второй вариант – учащиеся знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.
Третий вариант – учащиеся получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним.
Четвёртый вариант - возможно использование кейса в дистанционном обучении.
Для успешного осуществления на уроках ОБЖ кейс-технологии необходимо использовать следующие методические рекомендации для составления технологической схемы создания кейса:
Определение того раздела учебной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.
Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над
кейсом.
Определение проблемы ситуации и создание обобщённой модели (ситуация:
жизненная, учебная, научная).
Поиск аналога обобщённой модели ситуации в реальной жизни, образовании или
науке.
Определение источников и методов сбора информации.
Выбор техник работы с данным кейсом.
Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (составление листа оценки).
Создание заданной модели.
Апробация в процессе обучения.
Для организации работы с кейсом непосредственно на уроках ОБЖ я использую разные приёмы с целью активизации учащихся. Рассмотрим некоторые из техник анализа решений проблем на примере урока в 9 классе по теме: «В движении – жизнь» в практической части урока. Цель урока: выявление основных факторов двигательной активности человека, специфики мобилизации физических резервов и правильного их использования для сохранения здорового образа жизни на примере технологии обучения конкретных ситуаций.
1. Работа в группах (учащиеся класса заранее распределяются на 3 группы, по 7 человек, они являются экспертами; а главными в группе являются специалисты – это лучшие учащиеся по предмету, у них отличительные знаки, приколотые к форме - «эксперт»).
2. Для каждой группы учащихся свои заготовленные приёмы различных техник анализа решения проблем.
а) для 1-ой группы: определяется проблема: Движение – жизнь?
-
используется приём «Софт- анализ», где учащиеся на большое поле записывают индивидуальные мнения всех членов группы, а на центральное поле – общее мнение группы (плакаты с данными приёмами заготавливаются заранее).
б) для 2-ой группы определяется следующая задача: Физическая культура это средство сохранения и укрепления здоровья?
Используется приём: «Цветок лотоса» (8 способов решения проблемы)
в) для 3-ей группы устанавливается проблема: Гиподинамия – это приговор?
-
используется приём «Как?»
Учащиеся заполняют плакат по следующей схеме:
3. Учащиеся работают в группе, выявляют пути решения проблемы, заполняют шаблоны приёмов различных техник анализа решения проблем (можно использовать для работы учебник, дополнительные источники литературы, статистический материал, журналы ОБЖ, интернет - ресурсы, которые заранее приготовлены для каждой группы экспертов). Регламент работы 15 минут.
4. Далее учитель вызывает представителя одной группы экспертов, затем второй и третьей. Во время просмотра каждой работы выходят специалисты данной группы и делают (по очереди) краткий отчёт о решении проблемы (регламент 3 минуты).
5. Специалисты групп выставляют своим экспертам оценки (на заранее приготовленных списках групп экспертов), отдают списки учителю и учитель подводит итоги работы экспертов и специалистов групп.
6. В завершении выступления всех групп учащиеся делают вывод о значении двигательной активности для организма человека.
7. После сделанных выводов проводится рефлексия (метод пантомима). Учитель задаёт вопрос учащимся «Как вы оцениваете свою работу на уроке?»
(на доске висит плакат: Руки верх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично). Учащиеся показывают, таким образом, как они поработали на уроке.
Кейс-технология на уроках ОБЖ позволяет использовать различные методы и формы учебной деятельности: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые; репродуктивные, исследовательские методы, методы выступления учащихся, обсуждение решений проблем; запись основных положений, исследовательские умения (анализ, сбор информации), умение работать в команде, коммуникативные умения. В результате своей деятельности учащиеся осуществляют связь с другими школьными предметами: с биологией, физической культурой, историей, литературой. Наряду с кейс-технологией на уроках частично используются и другие технологии: информационно- коммуникационная, здоровьесберегающая, технология проблемного обучения, игровая технология.
«Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».
Использованная литература:
1.Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии. Учеб.-метод. пособие для учителей / Под ред. А.П.Тряпициной.СПб.: КАРО, 2006.- 176с.
2. Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых //Новые знания. 2001. № 2.
3. Современные технологии обучения / Под ред. Г.В. Борисовой и др. СПб., 2002.
4. Луи И. Барнс, К. Роланд Кристенсен, Эбби Жд. Хансен. Преподавание и метод конкретных ситуаций.. М., 2000.
5. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / Под ред. д. с. н., проф. Ю.П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
6. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М
.:
ТЦ
«
Сфера
», 2002.
7. htth: // www. educ. sfu. ca/case
htth: // www. pace. edu/ CTR CaseStudies
htth: // www. worldbank. org/ wbi/cases/tips/html
htth: // www. e-xecutive.ru/workshop
ъ
htth: // www. casemethod.ru/base1. php?tbl=artikel@id=1