Исходный код программы. Исходный код

С каждым днем приложений для Android становится все больше и больше. Миллионы интересных игр и полезных программ можно найти в Play Market. Все они имеют удобный интерфейс и справляются с поставленной задачей. Без них сложно представить современный мир информационных технологий. Эта статья ориентирована на людей, которые не только ценят функционал и внешний вид приложений, а еще и интересуются их внутренним устройством.

Если Вам когда-либо было интересно, что находится “под капотом” любимого приложения, и вы немного смыслите в программировании – эта статья для Вас. Мы расскажем, как посмотреть исходный код приложения Android прямо на вашем гаджете. Поехали!

Общие сведения

Большинство программ для ОС Android, как и большая часть самой операционной системы, написаны на языке программирования . А это значит, что посмотрев в исходный код программ Android, мы, скорее всего, увидим Java код с использованием Android SDK (которая включает в себя инструменты платформы Android). Повторюсь: чтобы понимать исходный код приложений, нужно иметь базовые знания Java и принципы работы Android.

Как узнать исходный код приложений Android?

Для начала скачайте приложение, исходный код которого Вас заинтересовал. Затем зайдите в Play Market и скачайте утилиту под названием Show Java. Именно она будет заниматься декомпилированием. Установили? Отлично, а теперь перейдем к самому интересному – извлечению исходного кода Android программы. Запускаем Show Java.

Выберите нужное приложение из установленных, или найдите его на SD карте. Теперь нужно выбрать декомпилятор. Я обычно выбираю CRF. Если возникнут проблемы – пробуйте JaDX.

По завершению процесса вы получите список пакетов с исходниками Android приложения. Конечно, это не 100% копия кода, которую писали разработчики этого приложения. Но основная логика сохраняется, разобрать не сложно. Что делать с исходниками? Что угодно. Смотрите, разбирайте, возможно Вам будут интересны некоторые “фичи” или особенности реализации функционала программы.

Рубрика:

(Руководство разработчика по микроконтроллерам семейства HCS08)

В Примере 12.1 мы рассмотрим программный код, который позволяет записать и стереть собственные данные во флэш-памяти. Такие действия бывают необходимы, если пользователь какого-либо устройства производит дополнительную настройку этого устройства и желает, чтобы выбранная конфигурация сохранилась после отключения питания.

Ранее нами было отмечено, что МК семейства HCS08 не позволяют выполнять операции стирания и программирования флэш-памяти, исполняя программу управления этими режимами также из флэш-памяти. Обязательно следует сначала переписать программный код, отвечающий за операции стирания и программирования, в оперативную память, а затем запустить этот код на исполнение. В процессе стирания и программирования к модулю флэш-памяти будет приложено повышенное напряжение. Однако это не приведет к срыву работы программы, поскольку в данный момент времени она будет исполняться из ОЗУ.

Компания NXP разработала набор утилит на ассемблере, который упрощает создание собственного программного кода для программирования флэш-памяти под управлением рабочей программы устройства. Эти утилиты размещены в файле doonstack.asm . Этот файл следует включить в проект, как показано на Рис. 12.3 .

Рис. 12.3. Окно проекта с включенным файлом doonstack.asm .

Содержимое файла doonstack.asm представлено ниже. Приведен оригинальный текст используемого программного кода, поэтому комментарии переводу не подлежат.


;* This stationery is meant to serve as the framework for a *
;* user application. For a more comprehensive program that *
;* demonstrates the more advanced functionality of this *
;* processor, please see the demonstration applications *
;* located in the examples subdirectory of the *
;* Metrowerks Codewarrior for the HC08 Program directory *
;**************************************************************
; export symbols
XDEF DoOnStack
XDEF FlashErase
XDEF FlashProg
; we use export "Entry" as symbol. This allows us to
; reference "Entry" either in the linker .prm file
; or from C/C++ later on

; include derivative specific macros
Include "MC9S08GB60.inc"

Две следующие строки следует раскомментировать и назначить желаемые значения.

;mPageErase equ $40
;mByteProg equ $20
mFACCERR equ $10
mFPVIOL equ $20
mFCBEF equ $80
; variable/data section
MY_ZEROPAGE: SECTION SHORT
; Insert here your data definition. For demonstration, temp_byte is used.
; temp_byte ds.b 1
; code section
MyCode: SECTION
;**************************************************************
; this assembly routine is called the C/C++ application
DoOnStack: pshx
pshh ;save pointer to flash
psha ;save command on stack
ldhx #SpSubEnd ;point at last byte to move to stack;
SpMoveLoop: lda ,x ;read from flash
psha ;move onto stack
aix #-1 ;next byte to move
cphx #SpSub-1 ;past end?
bne SpMoveLoop ;loop till whole sub on stack
tsx ;point to sub on stack
tpa ;move CCR to A for testing
and #$08 ;check the I mask
bne I_set ;skip if I already set
sei ;block interrupts while FLASH busy
lda SpSubSize+6,sp ;preload data for command
cli ;ok to clear I mask now
bra I_cont ;continue to stack de-allocation
I_set: lda SpSubSize+6,sp ;preload data for command
jsr ,x ;execute the sub on the stack
I_cont: ais #SpSubSize+3 ;deallocate sub body + H:X + command
;H:X flash pointer OK from SpSub
lsla ;A=00 & Z=1 unless PVIOL or ACCERR
rts ;to flash where DoOnStack was called
;**************************************************************
SpSub: ldhx LOW(SpSubSize+4),sp ;get flash address from stack
sta 0,x ;write to flash; latch addr and data
lda SpSubSize+3,sp ;get flash command
sta FCMD ;write the flash command
lda #mFCBEF ;mask to initiate command
sta FSTAT ; register command
nop ;[p] want min 4~ from w cycle to r
ChkDone: lda FSTAT ; so FCCF is valid
lsla ;FCCF now in MSB
bpl ChkDone ;loop if FCCF = 0
SpSubEnd: rts ;back into DoOnStack in flash
SpSubSize: equ (*-SpSub)
;**************************************************************
FlashErase: psha ;adjust sp for DoOnStack entry

lda #mPageErase ;mask pattern for page erase command
bsr DoOnStack ;finish command from stack-based sub
rts
;**************************************************************
FlashProg: psha ;temporarily save entry data
lda #(mFPVIOL+mFACCERR) ;mask
sta FSTAT ;abort any command and clear errors
lda #mByteProg ;mask pattern for byte prog command
bsr DoOnStack ;execute prog code from stack RAM
ais #1 ;deallocate data location from stack
rts
;**************************************************************

Также в тексте программного кода на С необходимо директивой #include подключить файл doonstack.h , текст которого представлен ниже.


/* */
/* Project Name: doonstack.h */
/* Last modified: 04/11/2004 */
/* By: r60817 */
/* */
/* */
/**********************************************************************/
/* */
/* Description: MC9S08GB60_FLASH_DOONSTACK - demo */
/* */
/* */
/* Documentation: MC9S08GB60/D Rev. 2.2 */
/* HCS08RMv1/D Rev. 1(4.8FLASH Application Examples) */
/* */
/* This software is classified as Engineering Sample Software. */
/* */
/**********************************************************************/
/* */
/* Services performed by FREESCALE in this matter are performed AS IS */
/* and without any warranty. CUSTOMER retains the final decision */
/* relative to the total design and functionality of the end product. */
/* FREESCALE neither guarantees nor will be held liable by CUSTOMER */
/* for the success of this project. FREESCALE DISCLAIMS ALL */
/* WARRANTIES, EXPRESSED, IMPLIED OR STATUTORY INCLUDING, BUT NOT */
/* LIMITED TO, IMPLIED WARRANTY OF MERCHANTABILITY OR FITNESS FOR A */
/* PARTICULAR PURPOSE ON ANY HARDWARE, SOFTWARE ORE ADVISE SUPPLIED */
/* TO THE PROJECT BY FREESCALE, AND OR NAY PRODUCT RESULTING FROM */
/* FREESCALE SERVICES . IN NO EVENT SHALL FREESCALE BE LIABLE FOR */
/* INCIDENTAL OR CONSEQUENTIAL DAMAGES ARISING OUT OF THIS AGREEMENT. */
/* */
/* CUSTOMER agrees to hold FREESCALE harmless against any and all */
/* claims demands or actions by anyone on account of any damage, or */
/* injury, whether commercial, contractual, or tortuous, rising */
/* directly or indirectly as a result of the advise or assistance */
/* supplied CUSTOMER in connection with product, services or goods */
/* supplied under this Agreement. */
/* */
/**********************************************************************/
/*
- this file API between main.c and doonstack.asm
*/
#ifndef _doonstack
#define _doonstack
#ifdef __cplusplus
extern "C" { /* our assembly functions have C calling convention */
#endif
void DoOnStack(void); /* prototype for DoOnStack routine */
void FlashErase(unsigned char *); /* prototype for FlashErase routine */
/* Page Erase command */
void FlashProg(unsigned char *, unsigned char); /* prototype for FlashProg routine */
/* Byte Program command */
#ifdef __cplusplus
}
#endif

#endif /* _doonstack */
/**********************************************************************/

В нашем примере для записи энергонезависимых данных резервируется блок в 512 байт. Такой размер блока выбран потому, что это минимально разрешенный для стирания объем ячеек флэш-памяти в микроконтроллере MC9S08QG8. Выбранный блок будет располагаться в начале адресного пространства резидентной флэш-памяти МК: от 0xE000 до 0xE1FF. Программный код будет начинаться с адреса 0xE200 и может занимать адресное пространство вплоть до 0xFFFF.

Для того чтобы реализовать задуманное размещение кодов данных и программы, следует изменить установки компоновщика в файле project.prm .

В стандартном проекте была запись:


ROM = READ_ONLY 0xE000 TO 0xFFAD;

Ее следует заменить:

SEGMENTS /* Here all RAM/ROM areas of the device are listed */
ROM = READ_ONLY 0xE200 TO 0xFFAD;

В нашем примере также использован режим защиты от записи области программного кода, т.е. адресного пространства от 0xF200 до 0xFFFF. На Рис. 12. 4 показан процесс формирования кода для регистра FPROT, который обеспечивает защиту адресного пространства 0xF200...0xFFFF от случайного стирания/записи. Семь старших битов последнего адреса 0xF1FF незащищенного адресного пространства должны быть записаны в регистр FPROT.

Адрес A15 A14 A13 A12 A11 A10 A9 A8 A7 A6 A5 A4 A3 A2 A1 A0
0xE1FF 1 1 1 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1
FPROT FPS7 FPS6 FPS5 FPS4 FPS3 FPS2 FPS1 FPDIS
0xE0 1 1 1 0 0 0 0 0

Рис. 12.4. Формирование записи кода зашиты для регистра FPROT.

Пример 12.1. Операции с энергонезависимыми данными во флэш-памяти

// Демонстрационная плата DEMO9S08QG8
// стирание/запись/чтение резидентной флэш-памяти
#include /* for EnableInterrupts macro */
#include "derivative.h" /* include peripheral declarations */
#include "hcs08.h" /* Это наш файл с объявлениями! */
#include "doonstack.h"
#define BUSCLK 8000000
#define vFCDIV (BUSCLK/200000-1)
char fdata, operation;
unsigned int faddress;
// Назначается область защищенных от записи адресов: от 0xE200 до 0xFFFF
const byte NVPROT_INIT @0x0000FFBD = 0xE0;
// Инициализация МК
void mcu_init(void)
{
SOPT1 = bBKGDPE; // Разрешение функции линии отладки BKGD
ICSSC = NV_FTRIM; // Записать значение подстройки FTRIM
ICSTRM = NV_ICSTRM; // Записать значение подстройки TRIM
ICSC2 = 0; // ICSOUT = DCOOUT / 1
// BUSCLK = 8 МГц
FCDIV = vFCDIV; // Записать значение кода делителя для частоты FCLK
// (FCLK = 200 кГц)
}
#pragma inline
// Функция чтения байта из ячейки памяти с заданным адресом
char flash_read(unsigned int address)
{
unsigned char *pointer;
pointer = (char*) address;
return (*pointer);
}
// Функция записи байта в ячейку памяти с заданным адресом
char flash_write(unsigned int address, unsigned char data)
{
unsigned char *pointer;
pointer = (char*) address;
FlashProg(pointer,data); // Вызов функции программирования флэш-памяти
if (FSTAT_FACCERR) data=1; else data=0;
if (FSTAT_FPVIOL) data|=2;
return(data);
}
// Функция стирания заданного блока в области флэш-памяти
unsigned char flash_sector_erase(unsigned int address)
{
unsigned char *pointer, res;
pointer = (char*) address;
FlashErase(pointer);
if (FSTAT_FACCERR) res=1; else res=0;
if (FSTAT_FPVIOL) res|=2;
return(res);
}
void main(void)
{
mcu_init();
fdata = 0;
faddress = 0xE000;
operation = 0;
while (1)
{
switch (operation)
{
case 1: // Стирание блока
fdata = flash_sector_erase(faddress);
operation = 0;
break;
case 2: // Запись байта
fdata = flash_write(faddress,fdata);
operation = 0;
break;
case 3: // Чтение байта
fdata = flash_read(faddress);
operation = 0;
break;
}
}
}

Рассмотрим методику тестирования программного кода Примера 12.1. Для этого в окно отладчика Data добавим три переменные: faddress , fdata , operation . Также установим для окна режим периодического обновления, например, через 200 мс.

Перед запуском на исполнение программного кода запишите в переменную faddress адрес для записи, а в переменную fdata — байт данных для записи. Далее в переменную operation запишите код 0x02. После запуска программного кода примера начнется запись байта данных в выбранную ячейку флэш-памяти. Обратите внимание, что выбранная ячейка должна находиться в стертом состоянии, т.е. в ней должен быть код 0xFF.

Для того чтобы стереть блок памяти 0xE00...0xE1FF, запишите в faddress любой адрес из указанного диапазона и установите переменную operation в 1. Далее запустите код снова на исполнение.

Прочитать данные из флэш-памяти тоже просто. Для этого запишите в переменную faddress код адреса, в переменную operation — код 0x03. Содержимое выбранной ячейки флэш-памяти отобразится в переменной fdata после исполнения программного кода.

Обратите внимание, что функции flash_write() и flash_sector_erase() возвращают переменную типа chare с кодом ошибки при выполнении действия: 0 — не было ошибки, 0x02 — была ошибка доступа, 0x04 — была попытка стирания/записи защищенного адресного пространства. Обе упомянутые функции требуют для своего исполнения около 35 байт стековой памяти. Если реальная область стека окажется меньше, то произойдет фатальная ошибка. Восстановить работоспособность программы можно будет только сбросом МК.

Для того чтобы посмотреть в отладчике изменения флэш-памяти, необходимо внести некоторые изменения в конфигурацию отладчика. Следуя установкам по умолчанию, отладчик считывает область флэш-памяти МК только один раз после запуска сессии отладки. Для изменения конфигурации выберите в главном меню отладчика опцию MultilinkCyclonPro > Debug Memory Map . Откроется окно, показанное на Рис. 12.5 , а . Выберите в этом окне memory block 3 и нажмите кнопку Modify/Details . В новом окне, показанном на Рис. 12.5 , б , выберите отмеченную опцию. Она позволит отладчику периодически обновлять окно памяти.

Рис. 12.5. Изменение конфигурации отладчика для периодического обновления содержимого окна памяти.

3 сентября 2014 в 16:07

Действительно ли вам нужен исходный код?

  • Программирование микроконтроллеров
  • Перевод
Во многие знания многие печали
Если вы спросите любого разработчика встроенного ПО, хочет ли он иметь доступ к исходному коду операционной системы реального времени, которую он использует, ответ почти наверняка будет - конечно. Точно так же обстоит дело с любым покупным ПО. Является ли такой ответ разумным для всех случаев и почему исходный код иногда необходим, а иногда его наличие менее полезно, чем ожидалось?

Есть ряд ключевых критериев, которые инженеры применяют при выборе операционной системы реального времени (ОСРВ). Многие из них - стоимость, функциональность, лицензирование, поддержка - несомненно, весьма важны (особенно стоимость - таковы наши реалии). Тем не менее, еще один критерий - наличие исходного кода - может быть не столь важен, но всегда оценивается как сильный фактор.

Доступность исходного код не означает, что он поставляется автоматически и бесплатно. Такой подход справедлив только для продуктов с открытым исходным кодом, а в других случаях производители могут взимать плату за исходный код или сделать его доступным по запросу.

Разработка железа. Здесь тоже есть исходный код, что особенно верно для разработки с использованием VHDL и Verlog. Как дела обстоят здесь? Исторически сложилось так, что при выборе интегральной микросхемы и разработки ее применения инженер опирался на спецификации, в которых указана функциональность, расположение выводов, требования к питанию, и т.д. И при этом никто не ожидал увидеть полную схему внутреннего устройства ИС, хотя часто могли видеть структурную схему (в основном в качестве иллюстративного материала, который облегчал понимание принципов функционирования), а иногда даже и принципиальную схему (для аналоговых ИС типа ОУ), хотя и без номиналов.
Инженер, которые сегодня разрабатывает ASIC или прошивку FPGA, скорее всего, будет использовать некоторые готовые IP блоки - предварительно упакованный блок, который обеспечивает определенный функционал. При этом, выбор будет основываться на спецификациях, и совершенно не очевидно, что оригинальный HDL для IP будет включен в комплект поставки. Этот подход с использованием «черных ящиков» хорошо известен в мире аппаратного обеспечения.

Безопасность. Любая технология, которая включена в продукт должен быть выбрана, учитывая возможности будущей технической поддержки. Например, при выборе ИС следует избегать применения уникальных изделий от одного производителя, что может смягчить проблемы при сбоях поставок.
При использовании IP, будь то аппаратные боки или поставляемое ПО, сбои поставок как таковые вряд ли могут иметь место (за исключением случаев разовых лицензий), но постоянная поддержка должна присутствовать. Поэтому вопрос о том, будет ли Ваш поставщик в бизнесе на протяжении всего срока жизни Вашего продукта, лучше задать до того, как выбрать конкретную реализацию.

Если исходный код для IP доступен, это дает возможность решения любых (ну почти любых) проблем с программным обеспечением, даже если поставщик больше не в состоянии предложить поддержку. По этой причине, многие покупатели RTOS и т.д. хотели бы иметь исходный код на полке, даже если они никогда не будут смотреть на него, просто на всякий случай.

Настройка программного обеспечения.Основным различием между встраиваемыми системами и десктопами является изменчивость первых. Большинство ПК похожи на многие другие и выбор только межу средой исполнения: Windows, Mac, или Linux. Встроенные системы, в свою очередь, невероятно изменчивы - различные процессоры, конфигурации памяти и периферийных устройств. В результате, программное обеспечение IP должен быть гибким, так чтобы он мог быть развернут на различных системах. Хотя многие продукты, такие как RTOS поставляются в двоичном виде - обычно библиотеке, которая настроена на конкретную архитектуру, требования к поставке исходного кода могут стимулировать поставщиков, исключая необходимость сохранения и поддержки многочисленных вариаций, поскольку предоставление IP в виде исходного решает многие из этих вопросов. Пользователь может построить код для конкретного процессора, адаптировать к карте памяти устройства, и добавить необходимые расширения устройств. В некоторых случаях, IP блок может быть конфигурирован с помощью условной компиляции - как правило, для определения конфигурации редактируется заголовочный файл.

Сертификация. Для некоторых типов приложений, таких военные / авиационные и медицина, встроенное ПО должно быть сертифицировано на безопасность и соответствие различным стандартам. Этот процесс является сложным и дорогим и обычно влечет за собой проверку каждой строки кода. Поэтому обычно невозможно купить «предварительно сертифицированные» блоки ПО, так как все приложение является предметом рассмотрения. Таким образом, разработчик критически важных приложений, скорее всего, искать IP, который доступен вместе с исходным кодом, так чтобы полная проверка могла быть проведена.

Что такое Исходный код?
Вопрос может показаться странным, но без ответа на него обсуждение каких-либо аспектов его наличия (или отсутствия) превращается в несколько странное занятие. Ответ может показаться очевидным: исходный код некоторой программы представляет собой набор файлов, содержащих инструкции на языке высокого уровня или ассемблере, которые могут быть скомпилированы и собраны в функционирующие двоичные инструкции. Сразу вопрос - необходимые для процесса преобразования программы и среда исполнения для них являются частью исходного кода (в бинарном виде)? Тем не менее данному определению отвечают по меньшей мере 3 формы, в которых «исходный код» может быть поставлен (для примера поговорим о языке С) в порядке ухудшения качества:
1) Действительно исходный код, с хорошей планировкой, четкими конвенциями именования переменных и хорошо откомментированный (при условии, что такой имеется у разработчика IP, что совершенно необязательно).
2) Строки кода, которые будут компилировать успешно, НО без комментариев или особенно значимых имен идентификаторов.
3) Строки кода после обфрускации, которая делает код нечитаемым человеком, но при этом приемлем для компилятора. Это делается с помощью замены имен идентификаторов на бессмысленные и удаления всех комментариев и синтаксически нетребуемых пробелов. Существует обратный процесс, но его результаты трудно назвать приемлемыми.
Все эти формы используются поставщиков программного обеспечения для следующих целей:
1) является тем, что большинство покупателей ожидают получить и то, что многие производители действительно обеспечивают. Тем не менее, при принятии решения о покупке, если вам требуется исходный код, важно убедиться что это именно такой вариант, если сомневаетесь, просто попросите образцы.
2) обычно используется, когда продавец хочет доставить необходимый минимум, который может быть (только) достаточно хорошо для сертификации.
3) используется для защиты содержимого IIP от посторонних глаз, что означает, что программное обеспечение получает преимущество конфигурируемости, но не более того.

Недостатки исходного кода.
Самый главный недостаток того, что исходный код доступен: это сильное искушение. Каждый разработчик хочет сделать свое программное обеспечение как можно лучше (ну есть такая точка зрения). Так, например, если API ОСРВ не работает в точности так, чтобы быть оптимальным для приложения, доступность исходного кода предоставляет возможность изменить его.
Хотя может показаться, что сделать приложение оптимальным - это здорово, но есть проблема долгосрочной поддержки. Что, если существует проблема с функциональностью RTOS? Поставщик не будет поддерживать модифицированный продукт. Что делать, если выходит новая версия ОСРВ? Включение ее в редизайн может потребовать значительное время на проведение повторных модификаций, особенно если их автор у Вас уже не работает (ну или Вы делали эти модификации 3 года назад и естественно, или, как говорят, разумеется, не озаботились написанием соответствующей документации).

Рассмотрев ситуации, в которых исходный код может быть желательным, полезным или необходимым, следует сделать вывод, что он не требуется безусловно и всегда. Если вы покупаете IP от большого, хорошо известного и стабильного поставщика, который может предложить долгосрочную поддержку, то наличие исходного кода не является актуальным и может даже быть занесено в недостатки.

Назначение

Исходный код либо используется для получения объектного кода, либо выполняется интерпретатором. Изменения никогда не выполняются над объектным кодом, только над исходным, с последующим повторным преобразованием в объектный.

Другое важное назначение исходного кода - в качестве описания программы. По тексту программы можно восстановить логику её поведения. Для облегчения понимания исходного кода используются комментарии . Существуют также инструментальные средства, позволяющие автоматически получать документацию по исходному коду - т. н. генераторы документации .

Кроме того, исходный код имеет много других применений. Он может использоваться как инструмент обучения; начинающим программистам бывает полезно исследовать существующий исходный код для изучения техники и методологии программирования. Он также используется как инструмент общения между опытными программистами, благодаря своей лаконичной и недвусмысленной природе. Совместное использование кода разработчиками часто упоминается как фактор, способствующий улучшению опыта программистов.

Программисты часто переносят исходный код (в виде модулей , в имеющемся виде или с адаптацией) из одного проекта в другой, что носит название повторного использования кода .

Исходный код - важнейший компонент для процесса портирования программного обеспечения на другие платформы. Без исходного кода какой-либо части ПО, портирование либо слишком сложно, либо вообще невозможно.

Организация

Исходный код некоторой части ПО (модуля, компонента) может состоять из одного или нескольких файлов . Код программы не обязательно пишется только на одном языке программирования. Например, часто программы, написанные на языке Си , с целью оптимизации, содержат вставки кода на языке ассемблера . Также возможны ситуации, когда некоторые компоненты или части программы пишутся на различных языках, с последующей сборкой в единый исполняемый модуль при помощи технологии, известной как компоновка библиотек (library linking ).

Сложное программное обеспечение при сборке требует использования десятков, или даже сотен файлов с исходным кодом. В таких случаях для упрощения сборки обычно используются файлы проектов, содержащие описание зависимостей между файлами с исходным кодом, и описывающие процесс сборки. Эти файлы также могут содержать параметры для компилятора и среды проектирования. Для разных сред проектирования могут применяться разные файлы проекта, причём в некоторых средах эти файлы могут быть в текстовом формате, пригодном для непосредственного редактирования программистом с помощью универсальных текстовых редакторов, в других средах поддерживаются специальные форматы, а создание и изменения файлов производится с помощью специальных инструментальных программ. Файлы проектов обычно включают в понятие «исходный код». В подавляющем большинстве современных языковых сред обязательно используются файлы проектов вне зависимости от сложности прочего исходного кода, входящего в данный проект. Часто под исходным кодом подразумевают и файлы ресурсов, содержащие различные данные, например, графические изображения, нужные для сборки программы.

Для облегчения работы с исходным кодом, для совместной работы над кодом командой программистов, используются системы управления версиями .

Качество

В отличие от человека, для компьютера нет «хорошо написанного» или «плохо написанного» кода. Но то, как написан код, может сильно влиять на процесс сопровождения ПО . О качестве исходного кода можно судить по следующим параметрам:

  • читаемость кода (в том числе наличие комментариев к коду);
  • лёгкость в поддержке, тестировании, отладке и устранении ошибок, модификации и портировании;
  • экономное использование ресурсов - памяти, процессора, дискового пространства;
  • отсутствие замечаний, выводимых компилятором;
  • отсутствие «мусора» - неиспользуемых переменных, недостижимых блоков кода, ненужных устаревших комментариев и т. д;
  • адекватная обработка ошибок;
  • переносимость - возможность использования обработчика (компилятора, интерпретатора, транслятора) разных версий, или даже различных ОС ;
  • возможность интернационализации интерфейса.

Неисполняемый исходный код

Копилефтные лицензии для свободного ПО требуют распространения исходного кода. Эти лицензии часто используются также для работ, не являющихся программами - например, документации, изображений, файлов данных для компьютерных игр.

В таких случаях исходным кодом считается форма данной работы, предпочтительная для её редактирования. В лицензиях, предназначенных не только для ПО, она также может называться версией в «прозрачном формате». Это может быть, например:

  • для файла, сжатого с потерей данных - версия без потерь;
  • для рендера векторного изображения или трёхмерной модели - соответственно, векторная версия и модель;
  • для изображения текста - такой же текст в текстовом формате ;
  • для музыки - файл во внутреннем формате музыкального редактора;
  • и наконец, сам файл, если он удовлетворяет указанным условиям, либо если более удобной версии просто не существовало.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Исходный код" в других словарях:

    Исходные материалы фильма негатив, контратип, контрольная копия фильма, оригинал магнитных фонограмм перезаписи музыки, шумов, видеофонограмма мастер, компакт диск и т.п. Синонимы: текст либо непосредственно выполняется интерпретатором, либо… … Финансовый словарь

    Написанный человеком текст компьютерной программы на каком либо языке программирования Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    исходный код - — Тематики электросвязь, основные понятия EN source code … Справочник технического переводчика

    исходный код - 3.1.13 исходный код (source code): Компьютерная программа, выраженная в удобной для восприятия человеком форме (язык программирования), которая переводится в машиночитаемую форму (объектный код) перед тем, как она может быть испытана с… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    исходный код - язык исходного текста … Толковый переводоведческий словарь

    Исходный код: Исходный код написанный человеком текст компьютерной программы. Исходный код технотриллер режиссёра Данкана Джонса … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Исходный код. Исходный код Source Code … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Логотип Open Source Initiative (OSI) Открытое программное обеспечение (англ. open source software) это программное обеспечение с открытым исходным кодом. Исходный код создаваемых программ открыт, то есть доступен для просмотра и изменения. Это… … Википедия

    Исходная программа (исходный код) - 48) исходная программа (исходный код) соответствующее представление одного или более процессов, которые могут быть преобразованы программирующей системой в форму, исполняемую оборудованием (объектный код или объектный язык) (категории 6, 7 и 9); … Официальная терминология

Если вы собираетесь подраться в разработку ПО, то лучше всего будет пойти путем открытого кода. Таким образом, люди смогут не просто просматривать исходный код вашего приложения и предлагать от себя исправления, но и вы также сможете знакомиться с открытым кодом других приложений, в качестве отправной точки или источника вдохновения.

Несмотря на то, что открытый исходный код абсолютно точно можно назвать хорошим выбором, вам также надо будет инвестировать в «правильное» сообщество. Мы расскажем про сервис, который представляет собой один из лучших подобных ресурсов не только из-за огромной численности пользователей, но также и благодаря свойствам, которые предлагает система. Если вы найдете любую программу с открытым исходным кодом на GitHub, вам будет представлено несколько опций, включая просмотр, редактирование и создание форка (использование кодовой базы в качестве старта для другого – прим. Wikipedia).

Создаем аккаунт

Перед тем, как начать пользоваться GitHub, следует создать аккаунт. Это можно сделать бесплатно, после чего у вас будет доступ ко множеству опций, включая форкинг. Он также предлагает различные уровни членства, кроме бесплатного (но для личного пользования вам с лихвой хватит и бесплатного аккаунта).

Просматриваем программу

Как только вы создадите аккаунт, вы сразу же можете приступать к рассмотрению приложений с открытым исходным кодом. Здесь вы можете видеть страницы приложений, включая папки и файлы, присущие приложению, сетевую графу, список запросов, проблемные места, wiki-страницу и другие графы. Очевидно, если вам небходимо будет увидеть код из файлов, кликните по ним, и перед вами предстанет полноценный исходный код. В зависимости от представленного кода, вам могут понадобиться фоновые знания различных языков программирования, на одно из которых может быть написана программа, будь то Java, C++, Python или какой-нибудь еще. Если вам до сих пор что-то не понятно, взгляните на представленный ниже скриншот:

Форкинг проекта

Редактирование кода требует несколько дополнительных этапов. Если вы хотите скопировать код без официального форкинга на GitHub, то скачайте файлы, а затем отредактировать их локально. Тем не менее, если вы хотите взять доступный код, и на его основе создать собственный проект, вам следует сделать форкинг. Форкинг можно сделать посредством зарегистрированного аккаунта – нажмите «Fork» на странице, как показано на скриншоте. Следующие инструкции предназначены для пользователей Linux, которым нужно установить пакет Git для дальнейшей дистрибуции.

Если вы хотите получить файлы из репозитория на свой компьютер, вам нужно запустить команду git clone, заменив username на ваш логин в GitHub, а project_name на название приложения, с которого вы реализуете форкинг. Запустите эту команду в папке, которая должна содержать все проекты, так как каждая команда git clone создает новую папку внутри той, с которой вы работаете. Это еще один способ скачать файлы, так как для этого не требуется авторизация. Теперь вы можете изменить файлы по собственному усмотрению, используя любой текстовый редактор или IDE. Что касается пользователей Linux, я порекомендовал бы Eclipse или Geany, так как они представляют собой отличные редакторы для программирования – Eclipse больше укомплектован функциями, а Geany более удобный. Пользователи Windows также могут воспользоваться родным GitHub-клиентом.

Загружаем изменения

Как только вы закончите вносить правки, вы можете загрузить обновленные файлы обратно на Github посредством команды git push origin master, находясь внутри папки приложения. Это позволит перенести изменения в «источник» (на основе которого вы делаете личный), и в главную ветвь (стандартное расположение исходного кода).

Следим за потоком

Если вы хотели бы и дальше следить за развитием проекта, с которого вы использовали основу, то вам нужно добавить кое-что, что принято называть дополнительным удаленным. Это просто еще один ключ, который вы можете использовать, находясь внутри папки приложения. Чтобы создать новый удаленный проект, запустите команду git remote add upstream, где username нужно заменить на логин из исходног, а project_name нужно заменить на название его проекта.

Если вы заметили, что главный проект обновляется, и вы хотели бы принять эти правки, то нужно запустить команду git pull upstream после того, как будет создан дополнительный удаленный, и GitHub скачает и внесет изменения из основного в файлы вашего. Если все будет работать после запуска, вы можете сразу же запустить команду git push origin master, чтобы извлечь обновления для вашего собственного проекта.

Предлагаем редактирование

Если вы хотели бы предложить нечто от себя для основного проекта, то лучше всего сначала внести правки в ваш (либо в ваше ответвление от основного, но станет возможным только по согласованию первичного автора). Как только вы редактируйте ваш репозиторий, вы можете подтвердить предложение. Это действие уведомит первичного автора программы о том, что вы хотели бы предложить какие-то изменения, которые можно было бы внести в основную программу. Довольно-таки сильно распространены случаи, когда разработчики предлагают собственные отличия первичному автору, и даже если он не принимает эти изменения, то как минимум поблагодарит вас за то, что вы взяли его код как основу для собственного приложения.

В завершение

GitHub – это невероятный инструмент с большим объемом открытого кода проектов, которыми уже пользуются многие разработчики. В то время, как этот сервис использует Git-утилиту, которую каждый может настроить на собственных серверах, сервис также включает в себя отличное сообщество разработчиков – неотъемлемую и важную часть открытого кода. Данное введение в курс дела должно помочь вам познакомиться с основами. Если вам хочется узнать больше о самом процессе разработки кода, вы можете взглянуть статью, в которой описываются лучшие сайты, помогающие изучить C++.

Использовали ли вы когда-нибудь этот сервис? О какой функции, как вы считаете, следует рассказывать людям в первую очередь? Пожалуйста, расскажите в комментариях!



В продолжение темы:
Windows

Часть вторая : "Важнейшие характеристики каждого семейства процессоров Intel Core i3/i5/i7. Какие из этих чипов представляют особый интерес" Введение Сначала мы приведём...

Новые статьи
/
Популярные