Кто создал первую версию html. Развитие технологии HTML

Лекция 2. Основы HTML . Возможности HTML 5.

1. История развития языка html

В 1989 году Тим Бернерс-Ли предложил руководству международного центра высоких энергий (CERN) проект распределенной гипертекстовой системы, которую он назвал World Wide Web (WWW), Всемирная паутина. Первоначально идея системы состояла в том, чтобы при помощи гипертекстовой навигационной системы объединить все множество информационных ресурсов CERN в единую информационную систему.

Одним из компонентов технологии создания распределенной гипертекстовой системы World Wide Web стал язык гипертекстовой разметки HTML (HyperText Markup Language – язык гипертекстовой разметки документов), разработанный Тимом Бернерсом-Ли на основе стандарта языка разметки печатных документов - SGML (Standard Generalised Markup Language, стандартный обобщенный язык разметки). Дэниел В. Конноли написал для него Document Type Definition - формальное описание синтаксиса HTML в терминах SGML.

Разработчики HTML смогли решить две задачи:

    предоставить дизайнерам гипертекстовых баз данных простое средство создания документов;

    сделать это средство достаточно мощным, чтобы отразить имевшиеся на тот момент представления об интерфейсе пользователя гипертекстовых баз данных.

Первая задача была решена за счет выбора теговой модели описания документа. Такая модель широко применяется в системах подготовки документов для печати.

Язык НТМL позволяет размечать электронный документ, который отображается на экране с полиграфическим уровнем оформления; результирующий документ может содержать самые разнообразные метки, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты и так далее. В состав языка вошли развитые средства для создания различных уровней заголовков, шрифтовых выделений, различные списки, таблицы и многое другое.

Вторым важным моментом, повлиявшим на судьбу HTML, стало то, что в качестве основы был выбран обычный текстовый файл.

Таким образом, гипертекстовая база данных в концепции WWW - это набор текстовых файлов, размеченных на языке HTML, который определяет форму представления информации (разметка) и структуру связей между этими файлами и другими информационными ресурсами (гипертекстовые ссылки). Гипертекстовые ссылки, устанавливающие связи между текстовыми документами, постепенно стали объединять самые различные информационные ресурсы, в том числе звук и видео; в результате возникло новое понятие - гипермедиа.

Такой подход предполагает наличие еще одного компонента технологии - интерпретатора языка. В World Wide Web функции интерпретатора разделены между Web-сервером гипертекстовой базы данных и интерфейсом пользователя. Сервер, кроме доступа к документам и обработки гипертекстовых ссылок, обеспечивает предпроцессорную обработку документов, в то время как интерфейс пользователя осуществляет интерпретацию конструкций языка, связанных с представлением информации.

Версии

HTML 4.01 (изменения, причём более значительные, чем кажется на первый взгляд) - 24 декабря1999 года;

ISO/IEC 15445:2000 (так называемый ISO HTML, основан на HTML 4.01 Strict) - 15 мая2000 года.

HTML 5- в разработке. Конец разработки запланирован на 2014 год.

Официальной спецификации HTML 1.0 не существует. До 1995 года существовало множество неофициальных стандартов HTML. Чтобы стандартная версия отличалась от них, ей сразу присвоили второй номер.

Версия 3 была предложена Консорциумом всемирной паутины(W3C) в марте 1995 года и обеспечивала много новых возможностей, таких как создание таблиц, «обтекание» изображений текстом и отображение сложныхматематических формул, поддержка gif формата. Даже при том, что этот стандарт был совместим со второй версией, реализация его была сложна для браузеров того времени. Версия 3.1 официально никогда не предлагалась, и следующей версией стандарта HTML стала 3.2, в которой были опущены многие нововведения версии 3.0, но добавлены нестандартные элементы, поддерживаемые браузерамиNetscape NavigatorиMosaic.

В версии HTML 4.0 произошла некоторая «очистка» стандарта. Многие элементы были отмечены как устаревшие и нерекомендованные (англ.deprecated ). В частности, элемент font, используемый для изменения свойств шрифта, был помечен как устаревший (вместо него рекомендуется использовать таблицы стилейCSS).

В 1998 годуконсорциум Всемирной паутиныначал работу над новым языком разметки, основанном на HTML 4, но соответствующим синтаксису XML. Впоследствии новый язык получил названиеXHTML. Первая версия XHTML 1.0 одобрена в качестве Рекомендации консорциума Всемирной паутины26 января2000 года.

Планируемая версия XHTML 2.0 должна была разорвать совместимость со старыми версиями HTML и XHTML, но 2 июля 2009 годаконсорциум Всемирной паутиныобъявил, что полномочия рабочей группы XHTML2 истекают в конце2009 года. Таким образом, была приостановлена вся дальнейшая разработка стандарта XHTML 2.0.

В настоящее время Консорциум всемирной паутины разрабатывает HTML версии 5. Черновой вариант спецификации языка появился в Интернете 20 ноября 2007 года.

Урок 1

Тема: «Моя первая интернет страничка»

Что такое HTML. История создания.

Прежде чем приступить к занятиям, давайте разберемся, что же такое язык HTML и для чего он нужен? HTML (HyperText Markup Language - язык гипертекстовой разметки) предназначен для разметки и оформления документов, публикуемых в World Wide Web (WWW) или, проще сказать, HTML-документов. Под разметкой следует понимать слу­жебную информацию, которая не выводится на экран, но определяет структуру до­кумента и внешний вид его структурных единиц. Создатели позабо­тились о том, чтобы этот язык был независимым от платформы, т.е. мог работать в любых операционных средах. Основными элементами языка HTML стали дескрипторы (или тэги, tags) - операторы, названия которых заключаются в угловые скобки. Доку­менты, размеченные при помощи этого языка, визуализируются броузерами конечных пользователей в большинстве случаев одинаково благодаря тому, что "понимают" и пра­вильно обрабатывают структурные элементы языка HTML. Исходный код представляет собой текст, отформатированный с помощью дескрипторов, причем посетителю Web-страницы эти элементы не видны, а виден лишь результат их воздействия на документ.

Отцом HTML принято считать Тима Бернерса-Ли (Tim Berners-Lee), который предложил передавать информацию в Интернет в виде гипертекстовых документов с возможностью просмотра их через веб-браузер. HTML разрабатывался как уни­версальный язык, который могли бы понимать все компьютеры. HTML документ представляет собой обычный текстовый документ с включенными в него элемен­тами языка разметки. Поэтому, создать HTML документ можно используя любой текстовый редактор, например блокнот.

Особенностью языка HTML является то, что он, по сути, дает лишь рекомен­дации браузеру как интерпретировать тот или иной элемент языка. Т.е. один и тот же элемент языка может по-разному отображаться различными браузерами. К то­му же разработчики браузеров стали вводить новые элементы, которые восприни­мались только их браузерами. Так началась так называемая «война браузеров». Поэтому перед профессиональным разработчиком стоит тяжелая задача - про­фессионально сделанный сайт должен одинаково выглядеть при просмотре разны­ми типами браузеров. Для этого необходимо «тестировать» свои документы в про­цессе создания. Наиболее популярными на сегодняшний день являются браузеры Internet Explorer, Netscape Navigator, Mozilla, Opera, которые работают под опера­ционной системой Windows.

В тоже время разработчики HTML постоянно прилагают усилия направленные на достижение все большей универсальности языка. В настоящий момент за раз­витие HTML отвечает международная некоммерческая организация Консорциум World Wide Web (W3C). Консорциум разработал три версии языка HTML - HTML3.2 (принят в январе 1997), HTML4.0 (принят в декабре 1997), XHTML (принят в январе 2002).

  • Перевод

HTML - язык, объединяющий всемирную сеть. Всего лишь посредством набора простых тегов, человечеству удалось создать несравнимую ни с чем по своим масштабам систему связанных между собой страниц и веб-узлов: от Amazon, eBay и Википедии, до личных блогов и сайтов, посвященных котам, похожим на Гитлера.

HTML5 - свежайшая версия этого языка. Но несмотря на то, что она собирается принести с собой значительные изменения и новые возможности, нельзя сказать, что подобное происходит впервые и до этого язык никак не развивался. Развивался и постоянно улучшался, причем с самого своего появления.

Как и всемирная сеть вообще, HTML - язык разметки гипертекста (HyperText Mark-up Language) - является детищем сэра Тима Берненс-Ли (Sir Tim Berners-Lee). В 1991 году он написал работу, озаглавленную «HTML Tags», в которой описал чуть меньше двух дюжин тегов, предложенных им для разметки веб-страниц.

Идея использовать для этого кодовые слова внутри треугольных скобок, впрочем, не принадлежит сэру Тиму. Такая система на тот момент уже существовала и использовалась в SGML (Standard Generalised Markup Language, стандартный обобщённый язык разметки), и вместо того, чтобы изобретать что-то с нуля, сэр Тим посчитал более рациональным взять за основу уже существующие решения. Аналогичный подход применялся и вообще на всем пути к HTML5 в процессах разработки.

От IEFT к W3C: дорога к HTML 4 Версии HTML 1 никогда не существовало. Первой официальной спецификацией был сразу HTML 2.0, и издала его организация IETF (Internet Engineering Task Force, Специальная комиссия интернет-разработок). Многие из возможностей языка, описанных в этой спецификации, были основаны на уже используемых сторонних разработках. Например, тег для вставки картинок на страницы был реализован в лидирующем на тот момент (мы говорим о 1994 году) браузере Mosaic, и потом просто перекочевал в стандарт для HTML 2.0.

Эстафету IEFT позже подхватил W3C (World Wide Web Consortium, Консорциум Всемирной Паутины), который и занимался всеми последующими версиями HTML. Во второй половине девяностых велась активная работа над пересмотром и изменением спецификаций, которые в конце концов (точнее, в 1999 году) дали жизнь HTML 4.01.

После этого в истории HTML наступил первый ключевой поворот.

XHTML 1: HTML в виде XML Новая версия языка разметки после HTML 4.01 была названа XHTML 1.0. «Икс» в названии означал eXtreme, и веб-разработчики были обязаны скрещивать перед собой руки каждый раз, когда произносили это слово.

Нет, конечно нет. На самом деле «икс» означал eXtensible («расширяемый»), а скрещивание рук было по желанию.

Сама по себе спецификация для XHTML 1.0 ничем не отличалась от HTML 4.01. Не добавилось никаких новых тегов или параметров - разница была лишь в правилах синтаксиса. Если в HTML разработчикам была дана полная свобода относительно стиля написания кода, в XHTML требовалось соблюдать правила языка XML, - куда более жесткого и нетерпимого к вольностям, - на котором основывалось большинство разрабатываемых Консорциумом технологий.

Жесткие правила, впрочем, пришлись как раз кстати. Они побуждали кодеров придерживаться единого стиля, например - писать все теги и параметры исключительно в нижнем регистре, тогда как в HTML можно было делать как придется.

Выход XHTML 1.0 совпал с возросшим уровнем поддержки современными браузерами таблиц стилей - CSS, - и строгий синтаксис XHTML укрепился в сообществе разработчиков с репутацией лучшего способа написания кода разметки.

Потом был XHTML 1.1.

Если версия 1.0 была просто HTML, сделанным под XML, то XHTML 1.1 - это уже настоящий, чистый XML. В том смысле, что к нему уже нельзя было применить mime-type text/html и нужно было обозначить документ как отформатированный в XML. Однако в том случае его никак не смог бы отобразить самый популярный на тот момент браузер - Internet Explorer, - так что применять на практике этот язык было явно не вариантом.

Создавалось впечатление, что W3C в свои разработках начинает терять связь с реальностью, по которой жила всемирная сеть.

XHTML 2: нет, это уже ни в какие ворота не лезет Если бы герой Дастина Хоффмана из фильма «Выпускник» был веб-дизайнером, W3C сказал был ему только одно слово: XML.

Консорциум был уверен, что HTML изжил себя после четвертой версии, и начал работу над XHTML 2, задачей которого было привести сеть к светлому XML-ному будущему. И несмотря на то, что название осталось прежним, новая версия не имела абсолютно ничего общего с XHTML 1. Более того, она не собиралась быть обратно-совместимой со своими предшественниками и старыми версиями HTML (а значит - всем существующим содержимым сети). Вместо этого она должна была представить новый чистый язык, не отягощенный никакими пережитками прошлых спецификаций.

Иными словами, это был бред.

Раскол: W(HATWG) TF? В среде Консорциума назрело восстание. Было очевидно, что он собирается вести разработку стандартов, - пусть новых, чистых и прекрасных, - но совершенно не отвечающих нуждам современного сообщества веб-дизайнеров и разработчиков. Opera, Apple и Mozilla были явно от этого не в восторге, так как ожидали совершенно другого - больше упора на форматы, позволяющие расширить возможности для создания веб-приложений.

Начало переменам было положено в 2004 году на одном из собраний. Ян Хиксон (Ian Hickson), который на тот момент был сотрудником Opera Software, выдвинул предложение заняться развитием HTML до уровня, позволяющего использовать этот язык для веб-приложений. Предложение было отклонено.

Разочарованные бунтари вынуждены были отколоться от Консорциума и организовать собственную группу: Web Hypertext Application Technology Working Group, сокращенно WHATWG.

От Web Apps 1.0 к HTML5 Принцип работы WHATWG несколько отличался от того, что был в W3C. В W3C вопросы поднимаются, обсуждается, и конечное решение выносится всеобщим голосованием. В WHATWG вопросы так же поднимаются, обсуждается, но окончательные решения относительно того, что включается в спецификацию, а что нет, остаются за главным редактором - Яном Хиксоном.

С виду может показаться, что система в W3C более демократична и честна, но практика показывает, что бесконечные споры и внутренние перебранки жутко тормозят процесс развития. В WHATWG, где каждый может внести свой вклад, но последнее слово остается за Главным, дела движутся куда быстрее. Главред, впрочем, и не обладает абсолютной властью - избранная группа руководящих лиц может оспорить его решение в том маловероятном случае, если оно того требует.

Первоначально, WHATWG было занято двумя спецификациями - Web Forms 2.0 и Web Apps 1.0, - обе из которых должны были стать расширениями для HTML. Но со временем они были объединены в одну общую, названную просто HTML5.

Воссоединение В то время как в WHATWG работали над HTML5, W3C продолжал канителиться со своим XHTML 2. Нельзя сказать, что вся эта затея скатывалось в говно. Она в него медленно-медленно погружалась.

В октябре 2006-го сэр Тим Бернерс-Ли признал в своем блоге, то идея перевести сеть с HTML на XML была глупой. Спустя несколько месяцев W3C выдал новую установку для HTML Working Group: было разумно решено, что будущие версии HTML следует основать на наработках WHATWG, вместо того, чтобы делать что-то с нуля.

Все эти развороты и смены курса привели к несколько запутанной ситуации. Какое-то время W3C одновременно работал над двумя совершенно несовместимыми языками разметки - XTHML 2 и HTML 5 (обратите внимание, с пробелом), - в то время как WHATWG, отдельная организация, занималась спецификацией HTML5 (без пробела), которая должна была стать основой для другой спецификации в W3C. Хрен срастишь тут, что к чему. Проще было заняться разгадкой последовательности событий в «Мементо» и работах Дэвида Линча.

XHTML мертв, да здравствует синтаксис XHTML Ситуация начала проясняться в 2009-ом, когда W3C объявил, что обновлений по XHTML 2 больше поступать не будет. По сути, они просто официально признали, что формат был мертв с самого рождения.

Однако, странным образом, вместо того, чтобы обойтись без лишнего внимания, смерть XHTML 2 породила какие-то злорадные бурления. Противники XML превратили новость в призыв отказаться от XHTML 1, хотя с XHTML 2 тот, как мы знаем, не имел ничего общего. В свою очередь сторонники XHTML 1, адепты строгого синтаксиса, были обеспокоены тем, что HTML5 вновь узаконит небрежную верстку.

Последнее, впрочем, не должно казаться серьезной проблемой - как мы рассмотрим далее, степень сторогости синтаксиса HTML5 каждый вправе выбрать для себя самостоятельно.

Развитие HTML5 Текущее состояние HTML5 не настолько туманное как раньше, но и все еще не слишком прозрачное.

Две организации сейчас работают над этим форматом. В WHATWG разрабатывают спецификацию, основываясь на принципе «сначала запустить, потом проверять». W3C HTML Working Group в свою очередь берет эту спецификацию и пропускает ее через процесс «сначала проверить, потом запустить». Как видно, такое сотрудничество вряд ли можно назвать крепким и эффективным. Но по крайней мере, вроде как разрешился вопрос «ставить или не ставить пробел» в названии стандарта (ставить его не надо, если что, - HTML5).

Что сейчас больше всего волнует веб-дизайнеров, которые уже опробывали некоторые из возможностей нового языка, это вопрос «Когда это будет готово?» В одном из интервью Ян Хиксон упомянул 2022-ой год как дату, когда HTML5 получит статус «proposed recommendation». Это вызвало волну возмущения среди дизайнеров, так как они понятия не имели, что значит «proposed recommendation», но точно знали, что им явно не хватает пальцев посчитать, сколько лет надо еще ждать до 2022-го.

Если разобраться, возмущения необоснованы. В данном случае «proposed recommendation» означает, что к этому времени в браузерах должна быть полная поддержка всех возможностей языка. В этом случае ориентироваться на 2022 даже слишком смело; мы все знаем, что многие браузеры с трудом подхватывали в свое время даже существующие стандарты. Взять хотя бы Internet Explorer, которому понадобилось больше десяти лет, чтобы начать элементарно поддерживать тег .

Дата, на которую действительно надо ориентироваться, это 2012 год, когда HTML5 будет присвоен статус «candidate recommendation», означающий, что спецификация окончательно сформулирована и как таковой стандарт готов.

Но, ясное дело, это не будет означать, что все из него будет сразу доступно к применению - нужно будет следить за тем, как браузеры постепенно добавляют поддержку тех или иных фич и начинать их использовать по мере появления. Точно так же было с CSS 2.1, на самом деле: мы начали применять возможности этого стандарта по мере того, как браузеры включали его поддержку по частям. Если бы мы предпочли ждать, когда они реализуют его целиком, мы бы ждали до сих пор.

Иными словами, не будет такого момента, когда можно будет сказать «Бах, время HTML5 пришло!». Но начинать работать с ними можно уже сейчас. Благо, язык этот получил рождение не через революцию, а в процессе эволюции, и основывается на том, что было создано до него. Таким образом, можно сказать, что если вы пользуетесь любыми предыдущими версиями HTML, вы уже пользуетесь HTML5.

В 1989 году Тим Бернерс-Ли, сотрудник центра высоких технологий (CERN), предложил проект распределенной гипертекстовой системы под названием WWW (World Wide Web). Гипертекст - это текст, «который разветвляется сам по себе или выполняет действия по запросу». Изначально проект задумывался для того, чтобы объединить все информационные ресурсы CERN в единую распределенную систему гиперссылок, но данная технология, оказалась настолько перспективной, что впоследствии, благодаря простоте и использованием уже известных на тот момент сетевых протоколов (TCP и IP), ляжет в основу известной на егодняшний день Всемирной паутине.

World Wide Web - первая успешно реализованная сетевая технология, удобство применения привели к росту числа пользователей WWW и привлекли внимание коммерческих компаний, благодаря чему количество пользователей увеличивается геометрически и по сей день.

Одним из основных составляющих World Wide Web стал язык гипертекстовой разметки HTML , разработанный Тимом Бернерсом-Ли на основе стандарта языка разметки печатных документов -- SGML (Standard Generalised Markup Language, стандартный обобщенный язык разметки ).

Благодаря созданию HTML были решены две задачи: дизайнеры гипертекстовых баз получили очень удобный инструмент для создания гипертекстовых документов; этот инструмент получился достаточно мощным, чтобы отразить имевшиеся на тот момент представления об интерфейсе пользователя гипертекстовых баз данных.

Первая задача была решена за счет выбора теговой модели(см. главу 2) описания документа. Такая модель широко применяется в системах подготовки документов для печати.

Для реализации HTML документов был выбран текстовый файл, так как помимо существования стандарта Z39.50 (который подразумевал простой текстовый файл, соответствующий кодировке US ASCII, как единицу хранения), создание и редактирование такого файла возможно в любом текстовом редакторе.

По сути - гипертекстовая БД в рамках WWW представляет из себя совокупность написанных при помощи HTML текстовых файлов, которые так же включают в себя систему связей между собой и внешними информационными ресурсами (гиперссылки), которые, в последствии объединили множество различных информационных и развлекательных ресурсов. В последствии, когда гиперссылки стали объединять не только текст, но и аудио и видео возникло понятие гипермедиа.

HTML 1.0 предназначался скорее для презентации самого языка. HTML 2.0 уже определял четкую архитектуру документов. HTML++ предоставил больше возможностей для составления научных статей и формирования таблиц. HTML 3.2 собрал воедино нововведения и наработки предыдущих версий, позволил выполнять на странице написанный на Java код. В HTML 4.01 . расширены возможности работы с мультимедиа, была введена интеграция с таблицами стилей CSS, языкиами программирования JavaScript и VBScript.

Но в 1998 году язык HTML был признан устаревшим (по сравнению с XML) и W3C решили заморозить язык разметки на версии 4.01. Затем был разработан язык XHTML, сочетающий в себе структуру HTML и синтаксис XML. Были разработаны два стандарта XHTML Transitional и XHTML Strict Первый был разработан для упрощения перехода на устоявшийся стандарт XHTML strict. Затем началась работа над XHTML 2.0. При разработке данного стандарта была совершена попытка улучшить логику писания разметки.

Но команда энтузиастов из компании Opera считали, что XML (а так же XHTML 2.0) не является достойным стандартом языка разметки. Они запустили проект по разработке экспериментального стандарта, добавив расширения для форм HTML, сохраняя при этом обратную совместимость. В результате получился стандарт Web forms 2.0, который в дальнейшем вошел в состав HTML5. После присоединения к команде разработчиков сотрудников из Mozilla они продолжили работу над проектом назвав себя WHATWG (Web Hypertext Application Technology Working Group, «рабочая группа по разработке гипертекстовых приложений для Интернета» -- http://www. whatwg.org). Код данного проекта является открытым и каждый может предложить любые изменения и нововведения в спецификацию. В последствии W3C признала, что попытка перевести весь мир на XML оказалась провальной и проголосовала за использование разработки от WHATWG в качестве основной, обновленной версии HTML, и так начался процесс работы над HTML5 аналог которой параллельно разрабатывала W3C и WHATWG. В 2009 году W3C направила все доступные средства на разработку HTML5.

Всем приветик. За окном у нас уже 2013 год, поэтому такие слова как интернет, e-mail, web-сайт и другие, не вызывают у нас удивления. Сейчас достаточно много людей ведут свои блоги на платных и бесплатных ресурсах и используют технологию html, но мало кто знает, как эта технология неразрывно связана с развитием Интернета и имеет свою историю.

Кратко о гипертекстовой разметке — HTML

История развития Интернета и появление HTML

С появление компьютеров появилась идея передачи информации между ними. На исследование этой проблемы ушло достаточно много времени, но решение было найдено. Для передачи информации между компьютерами стали использоваться кабели и различные носители. Были написаны программы, позволяющие передавать и получать данные, и практически сразу возникла вторая проблема – проблема совместимости: как заставить два и более компьютеров работать, соединенные кабелем, работать в локальной сети.

Официальным днем рождения Интернета считается 2 января 1969 года, когда Управление перспективных исследований (Advansed Research Project Agency, ARPA) Министерства обороны США начало работу над проектом связи оборонных компьютеров.

Одним из первых достижений Интернета в 1970-е стало его международное применение, что привело к созданию электронной почты (Electronic mail), ныне именуемой просто e-mail. Так же в этот период времени, что бы отслеживать новости по всему миру были созданы новостные группы (Usernet).

Востребованность Интернета привела к разработке и созданию в 1980-е сети Bitnet, которая тоже входила в группу Интернет, но не имела никакого отношения ни к исследовательским, ни к военным проектам. Авторами этой сети считаются специалисты Нью-йоркского университета (City University of New York).

В 1984 году была внедрена система DNS (Domain Name System), так называемая система доменных имен, которая позволяла установить связь между цифровыми и символьными именами доменов. До использования системы DNS, все адреса сайтов имели вид IP-адресов, что существенно осложняло их запоминание и восприятие.

В 1986 году был принят первый стандарт ISO-8879 Международной организацией стандартизации (International Organization for Standardizations, ISO), под названием SGML (Standard Generalized Markup Language - стандартный обобщенный язык разметки). SGML - обогащенный метаязык, позволяющий строить системы логической и структурной разметки текстов любых разновидностей.

Структурная разметка - форматирование текста, в которой управляющие коды не несут никакой информации о внешнем виде документа, а лишь указывают границы и соподчинение его составных частей, то есть задают его логическую структуру. SGML-документ требует определения типа документа (Document Type Definition, DTD). DTD посылается вместе с SGML-документом или включается в SGML-документ для того, чтобы можно было распознать теги, созданные пользователем. Язык SGML не получил распространения, однако его идеология повлияла на многие компьютерные разработки.

В 1989 году выпускник Оксфордского университета, бакалавр в области физики, сотрудник Европейского центра ядерных исследований (CERN) Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) разработал язык HTML (HyperText Markup Language - язык разметки гипертекста), ставший основным языком создания веб-документов и прототипом Всемирной паутины (World Wide Web, WWW). Тим Бернс-Ли - автор идеологии гиперссылок. По сути, язык HTML - это набор SGML-предписаний, сформулированный в виде DTD. В случае языка HTML определение типа документа хранится в браузере, и это определение намного проще, чем DTD языка SGML.

Однако нельзя сказать, что именно Тим Бернерс-Ли один все и придумал. К открытию подошло все человечество, накопив достаточные знания. Так, еще в середине XX столетия Ванневар Буш (Vannevar Bush) объявил миру новое слово - «гипертекст», а Тед Нельсон (Ted Nelson) предложил создать «документарную вселенную», связав все тексты, произведенные человечеством на свет, перекрестными ссылками, но в начале шестидесятых годов двадцатого столетия у академической публики это воззвание не вызвало ничего, кроме снисходительной улыбки.

Осенью 1990 года сотрудники CERN получили в пользование первый веб-сервер и веб-браузер, созданные Тимом Бернерсом-Ли в среде NeXTStep.

Для работы с текстами был разработан специальный протокол передачи гипертекста (HyperText Transfer Protocol, HTTP). Эта технология дала огромный толчок развитию Сети, и Интернет стал действительно интернациональной сетью.

Если бы я знал тогда, сколько людей будут указывать URL,
то не стал бы использовать в синтаксисе два слэша.
Тим Бернерс-Ли

Летом 1991 года проект WWW, покоривший научный мир Европы, пересек океан и влился в американский проект Internet. Появился ряд новых аббревиатур: URL, HTTP, HTML. Вспыхнувшее было соперничество между Европой и Америкой за новую информационную технологию сошло «на нет» с переездом Тима Бернерса-Ли в США. В 1994-м он сначала возглавил кафедру в Массачусетском технологическом институте, а затем - международный консорциум W3C (World Wide Web Consortium), играющий роль центра стандартизации Всемирной Паутины.


Интернет представляет собой объединение множества локальных компьютерных сетей. Хотя говорят, что у Интернет нет хозяина и он не принадлежит никому, в нем, как показано на схеме, наблюдается четкая иерархическая структура: магистрали, провайдеры, пользователи. На схеме использованы следующие обозначения.

  • P - точка присутствия (Point of Presence, POP). Точками присутствия называют места подключения к магистрали сети поставщика услуг Интернета (Internet Service Provider, ISP), или провайдера, обслуживающего локальных пользователей
  • N - точка доступа (Network Access Points, NAP). Точками доступа, или центрами обмена (Internet eXсhange, IX), называют места объединения сетей нескольких провайдеров
  • DNS - сервер доменной системы имен (Domain Name System, DNS). DNS-серверы служат для трансляции доменных имен в IP-адреса
  • F - файловый (file) сервер
  • W - веб-сервер (web-server)
  • D - домен (domain)

Многие компании стали выпускать собственные браузеры и к ним собственные расширения языка HTML, например в 1993 году был разработан первый графический браузер Mosaic. После этого появилось еще более ста различных браузеров. Самыми популярными стали Netscape Navigator и Microsoft Internet Explorer.

Консорциум W3C разработал стандарты, необходимые для дальнейшего развития World Wide Web. В 1996 году Консорциум W3C объявил о сотрудничестве с лидерами рынка в целях стандартизации программного обеспечения.

Развитие технологии HTML

Появившийся в 1991 году язык HTML постоянно дорабатывался и дополнялся. Из всех этих видоизменений выделяют следующие версии:

  • HTML 1.0 . Первая версия языка
  • HTML 2.0 . Эта версия (RFC 1866) была разработана в 1994 г. Рабочая группа по HTML в составе IETF (Internet Engineering Task Force) ввела соответствующие изменения, и набор базовых элементов. HTML 2.0 приобрел статус стандарта
  • HTML 3.0 начале 1996 г. Появилось много нововведений, включая теги для создания таблиц, для разметки математических формул, для вставки обтекаемых текстом рисунков, для вставки примечаний и т. д. Не нарушая основные концепции разметки гипертекста, авторы версии 3.0 ввели новое средство - каскадные листы стилей (Cascading Style Sheets, CSS)
  • HTML 3.2 . Эта версия языка была реализована в 1996 г. В ней были предусмотрены дополнительные элементы, предназначенные для создания апплетов, задания регистра символов и т. д. Версия HTML 3.2 стала компромиссным решением - попыткой примирить Microsoft и Netscape и объединить их оригинальные решения
  • HTML 4.0 . Эта версия языка была реализована в 1997 г. Вторая скорректированная реализация вышла в 1998 г. В HTML 4.0 была введена поддержка мультимедиа, языков сценариев, а также средств воспроизведения документов для пользователей с физическими ограничениями. В этой версии консорциум W3C указал, что почти все атрибуты, определяющие вид HTML-документа (цвет, выравнивание, шрифты, графика и т. д.), являются нежелательными, взамен рекомендуется использовать листы стилей и классы. Однако большинство разработчиков веб-страниц по-прежнему используют подобные теги
  • HTML 4.01 . Эта версия вышла в 1999 г. В ней были исправлены недочёты, замеченные в предыдущей версии
  • HTML 5 . Разработка этой версии началась в рабочей группе W3C в 2007 г. и 22 января 2008 г. появились в новой спецификации. Спецификация и сейчас находится в разработке и может находиться в этой стадии еще несколько лет. Однако в Интернет уже активно создают сайты с применением этой спецификации
Другие языки програмирования, созданные для поддержки Html

В поддержку языка HTML была создана целая серия языков программирования, таких как Java, javascript, Perl, PHP и т. д. С помощью этих языков стало возможным создание динамических веб-страниц, включающих формы, таблицы, фреймы и другие элементы.

В феврале 1998 г . был предложен язык XML (Extensible Markup Language - расширяемый язык разметки). Этот язык похож на HTML тем, что для описания различных разделов документа в нем используются теги. Однако в отличие от HTML язык XML позволяет разработчикам определять собственные теги и ставить им в соответствие собственные способы воспроизведения информации. XML-дескрипторы чувствительны к регистру символов. Последняя версия Internet Explorer поддерживает XML. Что касается Netscape Navigator, то Mozilla (рабочая группа в составе Netscape) лишь экспериментирует со средствами поддержки XML.

Язык XHTML (Extensible HyperText Markup Language - расширяемый язык разметки гипертекста) - это сочетание HTML и XML. Консорциум W3C, объединяющий представителей более 500 организаций из разных стран, рекомендует использовать XHTML вместо HTML, однако на сегодняшний день большинство разработчиков остаются верными HTML.

Язык Dynamic HTML (динамический язык HTML) - это попытка объединить объектную модель документа (Document Object Model, DOM), язык javascript и каскадные листы стилей (CSS). Dynamic HTML позволяет создавать интерактивные веб-страницы с расширенной поддержкой мультимедиа. Многие средства Dynamic HTML описаны в спецификации HTML 4.01.

Язык Java произошел от языка программирования Oak, ориентированного на работу в Интернете. Синтаксис языка Java близок к синтаксису языка C++. Программы на языке Java можно разделить на две большие группы. К первой группе относятся Java-приложения, предназначенные для автономной работы под управлением специальной интерпретирующей машины Java. Реализации этой машины созданы для всех основных компьютерных платформ. Вторая группа - это так называемые апплеты.

Апплет - это небольшая программа, написанная на языке Java и включенная в состав HTML-файла. Среду для выполнения Java-апплетов обеспечивает другая программа, например, веб-браузер. В отличие от приложений апплеты не могут непосредственно выполняться в операционной системе. Код апплета интерпретируется браузером или сервером. В зависимости от того, какая из программ выступает в роли интерпретатора, апплеты могут выполняться на стороне клиента либо на стороне сервера. Java - это компилируемый язык.

javascript - это язык сценариев, с помощью которого можно расширять возможности HTML-страниц. Этот язык разрабатывался корпорацией Netscape Communications для использования в веб-браузере Netscape Navigator (javascript для клиента) и веб-серверных продуктах (javascript для сервера), созданных этой корпорацией. Многие элементы этого языка, предназначенные для поддержки дополнительных функциональных возможностей статических веб-страниц, разработала фирма Sun Microsystem.

В отличие от Java-апплетов, загружаемых отдельно от HTML-документа, в котором они используются, программы, написанные на языке javascript, встраиваются непосредственно в HTML-документы с помощью парного тега .

Некоторые начинающие пользователи считают, что javascript является версией языка Java. Однако это курьезное заблуждение, между javascript и Java нет ничего общего. Java - это язык программирования, а javascript - интерпретируемый язык, предназначенный для написания сценариев.

VBScript - язык, который был разработан Microsoft как подмножество языка Visual Basic. VBScript создавался для работы с Internet Explorer и Microsoft Internet Information Server.

ColdFusion - это набор инструментальных средств разработки веб-приложений. Достоинством этого пакета является наличие удобных средств для работы с базами данных.

PHP - это язык сценариев, обрабатываемый сервером. Подобно ColdFusion, PHP-код непосредственно включается в состав HTML-документа. Первоначальным названием PHP

являлось Personal Home Page Tools (Персональная домашняя страница). Позднее эта технология, допускающая размещение на сервере выполняющихся скриптов веб-страниц, работающая, главным образом, на платформах Unix, Linux и Solaris, стала расшифровываться по-другому: PHP (PHP Hypertext Preprocessor).

В PHP реализованы лучшие решения многих языков, таких как C и Perl; кроме того, PHP предоставляет разработчику мощные средства для работы с базами данных.

Слово Perl является аббревиатурой выражения Practical Extraction and Report Language. Подобно Perl, PHP - свободно распространяемая открытая система, и сообщество разработчиков имеет возможность ее модернизировать.

Новой технологией для создания лучшего, удобного и более интерактивного веб-приложения, а не новым языком программирования является AJAX. AJAX - это акроним Asynchronous javascript And XML. AJAX использует javascript, чтобы посылать и получать данные между веб-браузером и веб-сервером.

Приложения AJAX являются браузерами и платформно-независимы (кросс-платформенная и кросс-браузерная технология). Вместе с AJAX, интернет-приложения можно сделать богаче (меньше, быстрее и легче для использования).

К известным средствам разработки можно отнести также CGI (Common Gateway Interface), ASP, JSP (Java Server Pager), SSI (Server Side Includes), VRML (Virtual Reality Markup Language) и другие.

Apache - это открытый веб-сервер, наиболее часто используемый для платформ Unix, Linux и Solaris.

ASP (Active Server Pages) - технология, используемая для написания мощных клиент-серверных интернет-приложений, позволяющая создание динамических страниц HTML.

Какие программы лучше использовать для создания веб-страниц? Об этом вы можете прочитать здесь: Программы для вёрстки веб-страниц. Для редактирования изображений могут применяться программы Adobe Photoshop, Adobe Fireworks, Corel Photo-Paint, Adobe Illustrator, CorelDRAW, Adobe LiveMotion, Macromedia Flash. Для работы с аудио- и видеоданными - программы Adobe Premier, Apple Final Cut Pro, Apple Quick Time, RealProducer, Windows Media.

Существует множество простых и сложных программ для написания HTML-страниц. В своей основе все они делятся на две категории: программы, автоматизирующие вставку тегов, и обыкновенные стандартные текстовые редакторы и процессоры, созданные для любых платформ. Хотя во многих программах веб-страницы создаются автоматически, следует обязательно учить язык HTML, чтобы понимать, как строится веб-страница.



В продолжение темы:
Windows

Часть вторая : "Важнейшие характеристики каждого семейства процессоров Intel Core i3/i5/i7. Какие из этих чипов представляют особый интерес" Введение Сначала мы приведём...

Новые статьи
/
Популярные