Программное обеспечение. Переферия и платы расширения. Внешний вид и внутреннее устройство
Сегодня я хотел бы рассказать о еще одном компьютере в моей домашней коллекции, а именно о ПЭВМ АГАТ-9.
Этот 8-ми разрядный персональный компьютер был разработан в Научно-исследовательском институте вычислительных комплексов СССР (НИИВК). Разработка велась в 1981-1983 годах под предводительством главного конструктора Анатолия Фёдоровича Иоффе. И как всегда за основу был взят компьютер заграничного производства - американский школьный компьютер Apple II.
ПЭВМ АГАТ серийно производился с 1984 года и был впервые представлен на выставке CeBit 84. Последняя серия компьютеров АГАТ была выпущена в 1993 году, и, по информации из разных источников, в некоторых школах использование Агатов в учебном процессе продолжалось по меньшей мере до 2001 года.
ПЭВМ АГАТ выпускался в нескольких модификациях. В зависимости от комплектации и конструктивных решений предусмотрено несколько модификаций: АГАТ-4, АГАТ-7, АГАТ-8, АГАТ-9.
АГАТ-4 был выпущен в виде небольшой опытной партии и довольно быстро вышел из употребления. Чуть дольше продержался АГАТ-7, отличавшийся от своего прародителя большим объемом памяти, наличием НГМД и другими незначительными усовершенствованиями. Венцом творения отечественных производителей стал АГАТ-9, который обладал улучшенной системой управления памятью, дополнительными режимами отображения графики, и, самое главное, имел вполне удовлетворительную совместимость с программным обеспечением компьютера Apple II+ 64 K.
Основу программного обеспечения АГАТА составила система программирования BASIC, выполненная на базе Apple DOS 3.3 и интерпретатора Applesoft BASIC. Первыми программными пакетами для ПЭВМ Агат стали - Система подготовки текстов «Агат-Автор» и Система численного моделирования, являющаяся адаптацией и расширением программы VisiCalc. А одними из первых игровых программ стали программы для игры в шахматы («Анацефал 1») и шашки. В последствии, количество программного обеспечения для компьютеров АГАТ достигло огромных размеров - были разработаны системы управления базами данных, графические редакторы для разных графических режимов, новые системы подготовки текстов, ну и конечно обучающие программы. Помимо собственных разработок, для компьютера АГАТ адаптировались программы и игры, работающие на компьютере Apple II.
Технические характеристики ПЭВМ АГАТ-9.
- Процессор: 6502
- Разрядность: 8 бит
- Тактовая частота: 1 МГц
- Производительность: 500 тыс. операций/с
- Обьем оперативной памяти: 128 Кб (расширяемая до 640 Кб)
- Внешняя память: 840 Кб - НГМД, 140 Кб - НГМД, НМЛ (бытовой магнитофон) - кассета МК-60
- Монитор: МС6105 цветной «Электроника 32ВТЦ 201»
- Режимы отображения информации:
- текстовые: 32x32, 8 цветов, 64x32, 40x24 (монохромные)
- графические: 512x256, 256x256 (монохромные), 256x256, 4 цвета из 16 возможных (4 палитры), 128x128, 16 цветов, 280x192, 6 цветов - Клавиатура: внешняя, 74 клавиши
- Принтер: D100 (Польша); CTI CPA-80, CPF-H80 (Япония); Epson FX-85, FX-800, LX-800 (Япония); СМ6337, МС6313 (СССР)
- В комплект поставки входили два игровых пульта
- Для установки модулей расширения имеются 6 разьемов
- Габариты (без внешних устройств): 500x351x195 мм
- Масса (без внешних устройств): 9 кг
- Потребляемая мощность (без внешних устройств): 60 Вт
В компьютере АГАТ используется процессор 6502, который также применялся (помимо Apple II) в компьютерах Правец 8 , 8-ми разрядных игровых приставках Atari , и Dendy . Также, под управлением процессора 6502 работает робот Бендер - персонаж мультсериала Футурама (пруф).
Переферия и платы расширения.
Для Агата был разработан ряд плат расширения и дополнительных устройств. Разработки выполнялись как инженерами НИИВК так и другим предприятиями, а также частными лицами. Ниже приведён список некоторых изделий:
- Модуль локальной сети (НИИВК). Предназначен для создания локальных сетей на базе ПЭВМ Агат-7 и Агат-9. Обеспечивается одноранговая сеть до 127 абонентов (ПЭВМ Агат-7 и Агат-9) на дистанции до 1000 м, со скоростью передачи до 62 кбод.
- Модуль «Стык-2» (НИИВК). Программно-аппаратные средства межмашинной коммуникации по интерфейсу RS-232 («СТЫК С2»).
- Плата контроллера НГМД «Card-93» (НТК «Спрайт»). Построена на базе ИС 1818ВГ93 (WD1793) позволяла читать дискеты, записанные на компьютерах ДВК, PC, Спектрум.
- Контроллер жёсткого диска (НТК «Спрайт»). Построен на базе ИС 1809ВГ7 (i82062), предназначен для работы с жётскими дисками MFM типа. Работа с HDD была поддержана со стороны: «Спрайт-ОС», ОС локальной сети (ИКП-1), КПОН («Школьница», «Агат-автор», BASIC).
- Плата «Nippel Clock Card» («Ниппель»). Построена на базе ИС 512ВИ1 (MC146818), включает литиевый элемент питания. Обеспечивает непрерывный отсчёт времени и энергонезависимое хранение параметров (аналог «CMOS» IBM PC);
- Манипуляторы «мышь». Подключались манипуляторы УВК-01 «Марсианка» и ММ8031 от ПЭВМ «Корвет». С помощью платы на базе микроконтроллера 1816ВЕ35 могли подключаться «мыши» от PC (НТК «Спрайт»). Управление с помощью мыши было поддержано рядом программных продуктов, среди которых графические редакторы: «Markis», «MouseGraf»;
- Модем АМ1200. Телефонный модем, обеспечивающий связь между ПЭВМ Агат или PC. Скорость обмена - 1200 бод. В комплект поставки модема входит программа для обмена сообщениями между пользователями Агатов в режиме «Чат»;
- Световое перо «Агат-указка». Предназначено для обеспечения функции указания при оснащении ПЭВМ Агат большим демонстрационным монитором.
Внешний вид и внутреннее устройство.
Корпус компьютера АГАТ-9 выполнен из пластика. На передней панели расположены отсеки для двух дисководов: верхний отсек предназначен для установки обычного НГМД на 840Кб, а нижний - для широкого дисковода на 140Кб. В этом компьютере дисковод на 140Кб не установлен.
На задней стенке расположены разъемы для подключения клавиатуры, черно-белого и цветного монитора, магнитофонный разъем и разъем пульта. Шесть слотов для плат расширения и кнопка включения питания располагаются там же. Платы расширения фиксируются специальной пластиковой накладкой, привинченной четырьмя винтами к металлической раме корпуса.
К верхней крышке корпуса крепится динамическая головка.
Снимаем пластиковую накладку и вынимаем контроллеры.
Так выглядит контроллер НГМД.
А это - контроллер порта принтера.
Снимаем корзину для дисководов. Заодно можно снять все пластиковые детали корпуса, оставив одну лишь металлическую раму.
Корзина для НГМД с установленным дисководом на 840Кб.
Блок питания.
Материнская плата.
Мозги Бендера Процессор SCL 6502. Сделано в Индии!
Память набрана микросхемами КР565РУ5.
Непрезентабельного вида клавиатура. Зато работает.
Клавиатуру тоже разберем. Внутри присутствует мелкая логика и достаточное количество пыли.
Теперь собираем все до исходного состояния и включаем компьютер.
Образы дискет с ОС и ПО.
К сожалению, АГАТ-9 достался мне без дискет с операционной системой. Так как жесткий диск отсутствует, грузиться Агату просто не с чего, поэтому все что можно наблюдать на моей машине, это надпись АГАТ-9 вверху монитора.
Несмотря на то, что в Интернете полно образов дискет для АГАТА со всевозможным софтом, записать их с помощью дисковода на обычном ПК, в силу технических особенностей, не представляется возможным. Однако, существует целых два способа записать образ дискеты на самом АГАТе, подключив его к персональному компьютеру.
Первый способ описан
Что такое Старт?
Чем СТАРТ отличается от обычного кредита?
СТАРТ – это новая финансовая программа Hyundai, которая позволяет существенно снизить ежемесячные платежи по кредиту, а также регулярно обновлять автомобиль.
Ежемесячные платежи по программе СТАРТ в среднем в 2 раза ниже, чем по обычному кредиту, что делает покупку и обслуживание автомобиля более комфортными.
Кому необходим СТАРТ?
За счет чего получаются маленькие платежи по кредиту?
- Клиентам, которые рационально планируют бюджет и предпочитают минимальные выплаты по кредиту.
- Клиентам, которые выбирают между доступной и дорогой версией автомобиля, но не хотят увеличивать свою нагрузку по кредиту.
- Клиентам, которые привыкли идти в ногу со временем и каждые три года менять автомобиль на новый и более современный.
Часть кредита, а именно 45% (остаточная стоимость), фиксируется Банком и не включатся в ежемесячные платежи. Таким образом Клиент имеет возможность эксплуатировать автомобиль 3 года, не оплачивая сразу всю его стоимость. Через 3 года у Клиента есть выбор, что делать с автомобилем и остатком долга.
Существуют ли риски для Клиента?
Какие преимущества получает Клиент?
Чтобы Клиент не сталкивался с рисками, в договоре заранее зафиксирована гарантированная остаточная стоимость, т.е. минимальная сумма, которую может получить Клиент при продаже автомобиля Дилеру в рамках программы СТАРТ. Эта сумма достаточна для погашения кредита, при этом это только минимальная стоимость. Фактическая стоимость будет зависеть от технического состояния автомобиля и условий рынка, ее назовет Дилер при оценке автомобиля.
- Комфортные ежемесячные платежи - в 2 раза ниже по сравнению с обычным кредитом.
- Регулярное обновление автомобиля.
- Более дорогая версия автомобиля без существенного влияния на платеж.
- Гарантия остаточной стоимости.
- Несколько вариантов погашения кредита на выбор.
Что делать с автомобилем по прошествии
трех лет?
Что если через 3 года автомобиль будет стоить дешевле 45%?
У Клиента есть три опции:
- Обновить свой автомобиль на новый Hyundai, реализовав автомобиль Дилеру, а полученные от продажи средства использовать для погашения текущего кредита и в качестве взноса за новый автомобиль.
- Продолжить пользоваться своим автомобилем, погасив кредит за счет собственных средств или продлив кредит еще на 2 года.
- Вернуть автомобиль Банку по гарантированной минимальной остаточной стоимости и закрыть задолженность по кредиту.
Средняя рыночная стоимость подержанного Solaris составляет около 70% от цены нового. Но даже если случится так, что ситуация на рынке кардинально изменится, у Клиента есть гарантированная остаточная стоимость 45%, в пределах которой автомобиль будет выкуплен, а кредит, соответственно, будет погашен. Кроме того, есть возможность продлить кредит еще на 2 года.
Какие существуют условия для получения гарантированной остаточной стоимости?
- Пробег не более 90000 км за 3 года.
- Прохождение плановых ТО у официального Дилера.
- Качественное состояние автомобиля, соответствующее возрасту автомобиля и нормальным условиям эксплуатации Положительная кредитная история в Банке.
- Наступление 36 платежа (не ранее).
- Обновление автомобиля на новый Hyundai.
Показать все
1 Платеж рассчитан по программе Hyundai Старт исходя из цены Hyundai Solaris (1.4 6MT Active) 730 000 р. 2018 года производства на условиях кредитного продукта «Hyundai Finance Special»: срок кредита 36 мес., процентная ставка 14.8% годовых, первоначальный взнос 321 700 ублей, сумма кредита 408 300 рублей. Остаточный платеж (часть стоимости автомобиля, подлежащая оплате в конце срока кредита) ― 50% от цены ТС на момент покупки. Обязательно оформление полиса КАСКО на весь срок кредита в страховых компаниях, соответствующих требованиям Банка. Кредит предоставляется ПАО «Совкомбанк» Генеральная лицензия Банка России № 963 от 05 декабря 2014 года. Предложение действует с 01.03.2019 по 31.03.2019г., не является офертой. Условия могут быть изменены Банком в одностороннем порядке. Подробные условия кредитования на сайте www.sovcombank.ru.
2 Платеж рассчитан по программе Hyundai Старт исходя из цены Hyundai Elantra (1.6 6МТ Start) 1 019 000р., 2018 года производства на условиях кредитного продукта «Hyundai Finance Special»: срок кредита 36 мес., процентная ставка 14.8% годовых, первоначальный взнос 460 000 рублей, сумма кредита 559 000 рублей. Остаточный платеж (часть стоимости автомобиля, подлежащая оплате в конце срока кредита) ― 50% от цены ТС на момент покупки. Обязательно оформление полиса КАСКО на весь срок кредита в страховых компаниях, соответствующих требованиям Банка. Кредит предоставляется ПАО «Совкомбанк» Генеральная лицензия Банка России № 963 от 05 декабря 2014 года. Предложение действует с 01.03.2019 по 31.03.2019г., не является офертой. Условия могут быть изменены Банком в одностороннем порядке. Подробные условия кредитования на сайте www.sovcombank.ru.
3 Платеж рассчитан по программе Hyundai Старт исходя цены Hyundai Sonata (Primary 2.0 MPI 6AT) 1 334 000 руб, 2018 года производства на условиях кредитного продукта «Hyundai Finance Special»: срок кредита 36 мес., процентная ставка 14.8% годовых, первоначальный взнос 644 700 рублей, сумма кредита 689 300 рублей. Остаточный платеж (часть стоимости автомобиля, подлежащая оплате в конце срока кредита) ― 50% от цены ТС на момент покупки. Обязательно оформление полиса КАСКО на весь срок кредита в страховых компаниях, соответствующих требованиям Банка. Тарифным планом предусмотрена финансовая защита кредита. Кредит предоставляется ПАО «Совкомбанк» Генеральная лицензия Банка России № 963 от 05 декабря 2014 года. Предложение действует с 01.03.2019 по 31.03.2019г., не является офертой. Условия могут быть изменены Банком в одностороннем порядке. Подробные условия кредитования на сайте www.sovcombank.ru
4 Платеж рассчитан по программе Hyundai Старт исходя из цены Hyundai Creta (1.6 6MT 2WD Start) 947 000р. 2018 года производства на условиях кредитного продукта «Hyundai Finance Special»: срок кредита 36 мес., процентная ставка 14.8% годовых, первоначальный взнос 440 000 рублей, сумма кредита 507 000 рублей. Остаточный платеж (часть стоимости автомобиля, подлежащая оплате в конце срока кредита) ― 50% от цены ТС на момент покупки. Обязательно оформление полиса КАСКО на весь срок кредита в страховых компаниях, соответствующих требованиям Банка. Тарифным планом предусмотрена финансовая защита кредита. Кредит предоставляется ПАО «Совкомбанк» Генеральная лицензия Банка России № 963 от 05 декабря 2014 года. Предложение действует с 01.03.2019 по 31.03.2019г., не является офертой. Условия могут быть изменены Банком в одностороннем порядке. Подробные условия кредитования на сайте www.sovcombank.ru.
5 Платеж рассчитан по программе Hyundai Старт исходя цены Hyundai Santa Fe (Family 2,4л 6AT 4WD) 2 049 000 р., 2018 года производства на условиях кредитного продукта «Hyundai Finance Special»: срок кредита 36 мес., процентная ставка 14.3% годовых, первоначальный взнос 1 030 800 рублей, сумма кредита 1 018 200 рублей. Остаточный платеж (часть стоимости автомобиля, подлежащая оплате в конце срока кредита) ― 50% от цены ТС на момент покупки. Обязательно оформление полиса КАСКО на весь срок кредита в страховых компаниях, соответствующих требованиям Банка. Кредит предоставляется ПАО «Совкомбанк» Генеральная лицензия Банка России № 963 от 05 декабря 2014 года. Предложение действует с 01.03.2019 по 31.03.2019г., не является офертой. Условия могут быть изменены Банком в одностороннем порядке. Подробные условия кредитования на сайте www.sovcombank.ru
6 Платеж рассчитан по программе Hyundai Старт исходя цены Hyundai Tucson (Primary 2,0л 6MT 2WD) 1 444 000р., 2018 года производства на условиях кредитного продукта «Hyundai Finance Special»: срок кредита 36 мес., процентная ставка 14.8% годовых, первоначальный взнос 690 300 рублей, сумма кредита 753 700 рублей. Остаточный платеж (часть стоимости автомобиля, подлежащая оплате в конце срока кредита) ― 50% от цены ТС на момент покупки. Обязательно оформление полиса КАСКО на весь срок кредита в страховых компаниях, соответствующих требованиям Банка. Кредит предоставляется ПАО «Совкомбанк» Генеральная лицензия Банка России № 963 от 05 декабря 2014 года. Предложение действует с 01.03.2019 по 31.03.2019г., не является офертой. Условия могут быть изменены Банком в одностороннем порядке. Подробные условия кредитования на сайте www.sovcombank.ru
Глушко Юрий Анатольевич, руководитель отдела связи ОАО "Аэропорт Сургут": «Система спрут представляет из себя очень «дружелюбную» и понятную систему. Наши IT специалисты самостоятельно ее подключили и настроили, после чего за 30 минут обучили ответственных за контроль переговоров работе с системой. Больше нас по вопросам эксплуатации Спрута коллеги не беспокоят. Система работает стабильно, пользователи легко находят нужные им разговоры и решают поставленные перед ними руководством задачи по повышению качества обслуживания».
Аэропорт Сургут
Володин Михаил Александрович инженер первой категории ОАО «ДГК»: «В Спруте понравилось, то что он поддерживает работу с большим количеством различных цифровых УАТС, у нас в разных регионах используется самое разное оборудование - Coral, LG, Panasonic, Siemens, Iskratel и другие. И для нас важно чтобы поставщик решения смог обеспечить запись всех этих цифровых каналов и в случае появления нового телеком оборудования гарантировать совместимость с ним нашей системы записи. Агат РТ – ответственный поставщик с которым мы уверены в том, что запись нужных нам каналов связи будет производиться качественно и без сбоев.».
Дальневосточная генерирующая компания
Зам. начальника отдела подготовки производства по оборудованию ЗАО "Протон-Импульс" Ветров Александр Николаевич: «Система записи телефонных переговоров используется нами для контроля телефонных переговоров сотрудников отдела продаж. Поскольку в нашем случае речь идет о продажах техническо-сложного оборудования и устройств, квалификация консультанта является одним из ключевых факторов успешной сделки. Спрут NR используется для оценки компетенций сотрудников, выявления слабых и сильных сторон в их работе. Так же записанные разговоры активно использует служба маркетинга предприятия для выявления основных критериев выбора оборудования заказчиками и повышения привлекательности производимой продукции для потребителей.»
Протон-Импульс
Суммарно по всем филиалам компании Спрут 7 контролирует более 8 потоков Е1 и более 50 аналоговых каналов. На старте проекта система записи устанавливалась как независимый сервис записи в каждый автосалон. Для упрощения обслуживания сети автосалонов компания «Major» одна из первых начала использовать доп. опцию Спрут 7 - «Центр архивации», предназначенным для сбора и хранения информации с территориально распределенных серверов записи в единый архив.