Информационные технологии: мысли о ближайшем будущем. Будущее компьютерных технологий: обзор современных трендов

Казалось бы, доступ во всемирную паутину есть уже едва ли не в каждой точке земного шара. Но информационные технологии будущего обещают быть еще более совершенными, чем сегодня. Специалисты IT-сферы активно работают не только над доступностью информации, но и над ее скоростью, безопасностью, универсальностью и эргономичным дизайном. И некоторые разработки уже выглядят вполне многообещающе.

Тотальное подключение

Непокрытых скоростным интернетом зон на земле практически не осталось. Сегодня доступ во всемирную паутину раздается не только по кабельным сетям, но и с орбитальных станций, а недавний инновационный проект Google «Project Loon» организовал экспериментальную раздачу интернет-сигнала из стратосферы, с воздушных шаров. Однако техническая доступность интернета на труднопроходимых, отдаленных, малонаселенных или необитаемых территориях не означает его финансовой доступности для рядовых пользователей. Поэтому в основу современных инженерных разработок ложится работа над удешевлением информационных технологий будущего .

Уже сегодня эксперты отмечают появление феномена «двойного гражданства».

Наряду с обычной «паспортной» (национальной, культурной, территориальной, религиозной) принадлежностью дети, рождающиеся в двухтысячных, получают технологическое «место проживания». Считается, что уже к 2020 году на планете будет около 50 миллиардов подключенных к всемирной паутине устройств. Если соизмерить эту цифру с величиной населения, становится понятно, что на каждого человека будет приходиться еще как минимум пять объектов с искусственным интеллектом. Возможность подключения любого устройства к интернету и наличие в нем «умной начинки» станет основной характеристикой окружающих нас вещей.

Чуткая техника

Когда все мобильные устройства интегрируются во всемирную сеть, когда-то заменявший реальность виртуальный мир сам становится средой для развития науки и технологий. Считается, что способность техники «считывать» информацию об окружающей среде и любых физических объектах, одновременно распознавать и анализировать ее станет еще одной особенностью информационных технологий будущего. Все это позволит не только значительно упростить и в то же время разнообразить «функционал» устройств, но и обогатить знания о физических объектах и законах их взаимодействия, накопленные человечеством.

Часы и другие «носибельные» гаджеты для спортсменов с возможностью слежения за оптимальным уровнем физической нагрузки и рекомендациями по изменению текущих параметров тренировки уже не редкость, а популярный и вполне доступный продукт в сегменте масс-маркета. В будущем подобной чуткостью смогут обладать и другие вещи, необходимые человеку в повседневности и для профессиональной деятельности. Способность техники ежесекундно «изучать мир вокруг себя» будет использована учеными для дальнейшего развития технологий.

Социальные бонусы

Пока технологии сенсорного реагирования для управления жестами используются, в основном, в играх. Однако в будущем они могут найти немало перспектив применения и в других областях. Тот же сенсор «Kinect» сегодняшние разработчики предлагают использовать уже не только в робототехнике, но и для помощи людям с ограниченными возможностями и тренировки ораторских навыков. Ряд других информационных технологий также направлен на то, чтобы облегчить существование человека в социуме.

Инженерами и нейробиологами уже разрабатываются бионические протезы, которые, как ожидается, позволят людям с инвалидностью обрести здоровое зрение, руки и ноги. Однако пока подобным устройствам не хватает двусторонней связи, чтобы не только получать сигналы от объекта, но и отправлять их обратно в центральную нервную систему. По крайней мере, существующие возможности информационных технологий в будущем могут позволить слепому человеку видеть цифровую картинку, а глухому - услышать аудиозапись. Если же представления ученых о работе нейронов будут развиваться и дальше, невидящим и неслышащим откроется реальный мир во всех его звуках и красках.

Создание персонифицированной медицины

Чтобы сделать медицину по-настоящему эффективной, ее необходимо индивидуализировать. Для этого и требуется сила компьютерных технологий. В основе современной персонифицированной медицины – соизмерение данных о каждом конкретном пациенте (молекулярных, анатомических, физиологических) с данными об условиях окружающей среды. Подбирая оптимальные параметры взаимодействия, с помощью компьютера можно усовершенствовать метаболизм тканей, подобрать наилучшее лечение для того или иного заболевания. Информационные технологии будущего помогут медикам предсказывать и потенциальные побочные эффекты от применения лекарств, а также моделировать индивидуальную программу лечения.

Созданием технологий развития медицины будут заниматься не только европейские и американские исследователи, но и ученые из развивающихся стран. Как считают аналитики, Индия и Россия вполне могут разрабатывать достойные программные продукты для медицины будущего, например, новые языки программирования; Израиль и Германия останутся форватерами в борьбе с раковыми заболеваниями, Китай будет открывать все новые способы увеличения адаптационных возможностей человека. Компьютеризация станет фундаментальной базой развития медицины будущего, как, впрочем, и всех остальных технологий.


Содержание

Введение 3

История развития компьютеров и информационных технологий 4

Информационные технологии современности 7

Информационные технологии будущего 9

Заключение 14

Список использованной литературы 16

Приложения 17

Введение

Будущее может быть разным, и путей к нему тоже много, но, ни то, ни другое предсказать невозможно. И все же кое-какие широкие штрихи набросать можно, причем в большинстве сценариев прогресс приводит к изменению способа нашего общения, объема информации, с которой нам придется иметь дело, и, возможно, даже наших природных способностей. Почти сотрется граница, существующая между виртуальностью и настоящим миром. Будет развиваться IT-технология, которая перевернет все наши представления о пространстве и времени.

Актуальность моей работы заключается в том, что Значение информации во всех сферах человеческой деятельности на современном этапе постоянно возрастает, что связано с изменением социально-экономического характера, появлением новейших достижений в области техники и технологии, результатами научных исследований. Развитие прогресса в науке и технике идет в направлении новых информационных технологий.

Объект исследования информационные технологии.

Цель исследования: исследование информационных технологий от технологий прошлого до технологий будущего.

Задачи:

    Изучить историю развития информационных технологий.

    Сравнить информационные технологии современного мира и прошлого.

    Проанализировать, к чему приведёт прогресс технологий, и какими они будут в будущем.

Информационные технологии - широкий класс и областей деятельности, относящихся к создания, сохранения, управления и , в том числе с применением .

В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают .

На сегодняшний день современная жизнь, здравоохранение, производство и другие сферы деятельности не обходятся без использования информационных технологий, поскольку каждая область нуждается в переработке большого количества информации и в информационном обслуживании. Самым оптимальным и универсальным средством для обработки информации считается компьютер, который используется как усилитель интеллектуальных человеческих способностей.

За счёт информационных технологий появляется возможность управлять большими потоками информации с применением вычислительной техники. По сути, ИТ технологии являются комплексом технологических и инженерных наук, которые необходимы для организации жизнедеятельности современного общества. ИТ могут обрабатывать информацию, хранить и передавать её на большие расстояния за короткие сроки.

Быстро растущий потенциал информационных технологий так же быстро сокращает издержки в сфере производства, при этом облегчает и улучшает уровень жизни, открывая новейшие возможности для людей. Так как новые ИТ проявляются в каждой сфере жизни, сегодня всё сложнее представить жизнь без них.

Понятие «высокие технологии» говорит о новом качестве знаний, о точных методах производства, об умении прогнозировать. Высокие технологии будущего включают в себя столь большое количество направлений, охватить которые невозможно. Можно, однако, выделить некоторые особенности данных направлений. Во-первых, они будут основаны на всестороннем использовании информационных технологий. Во-вторых, важной особенностью технологий будущего является эффективность, экономичность и экологическая безопасность

История развития компьютеров и информационных технологий

Счетно-решающие средства до появления ЭВМ. Одним из первых устройств (V - IV вв. до н.э.), облегчавших вычисления, можно считать абак. Это специальная доска с углублениями, вычисления на ней производились перемещением камешков или костей.

Со временем эти доски стали расчерчивать на несколько полос и колонок. В Греции абак существовал уже в V веке до н.э., у японцев он назывался "серобян", у китайцев - "суанпан". В Древней Руси при счете применялось устройство похожее на абак, оно называлось "русский счет". В 17 веке этот прибор приобрел вид привычных русских счетов.

В начале 17 века французский математик и физик Блез Паскаль создал первую "суммирующую машину, названную Паскалиной, которая выполняла сложение и вычитание. В 1670-1680 годах немецкий математик Лейбниц сконструировал счетную машину, которая выполняла все 4 арифметических действия.

В 1874 году петербургский инженер Однер сконструировал прибор под названием арифмометр, выполнявший довольно быстро выполнять все четыре арифметических действия над многозначными числами. В 30-е годы 20 века в нашей стране был разработан более совершенный арифмометр "Феликс". Эти счетные устройства были основным техническим средством, облегчающими труд людей, связанных с обработкой больших массивов числовой информации. Важным событием 19 века было изобретение английского математика Чарлза Беббиджа, который вошел в историю как создатель первой вычислительной машины - прообраза настоящих компьютеров. В 1812 году он начал работать над своей "разностной машиной". Беббидж хотел сконструировать машину, которая не только выполняла бы вычисления, но и могла бы работать по заранее составленной программе, например, вычисляла числовое значение заданной функции. Основным элементом его машины было зубчатое колесо - для запоминания одного разряда десятичного числа. В результате можно было оперировать 18-разрядными числами. К 1822 году ученый построил небольшую действующую модель и рассчитал на ней таблицу квадратов. Совершенствуя разностную машину, Беббидж приступил в 1833 году к разработке "аналитической машины". Она должна была отличаться большей скоростью при более простой конструкции и приводиться в действие силой пара. "Аналитической машина" имела три основных блока. Первый блок для хранения чисел (память, назывался "склад"), второй блок выполняет арифметические операции ("мельница"), третий блок для управления последовательностью действий машины. Также были устройства для ввода исходных данных и печати полученных результатов. Машина должна была действовать по программе, задающей последовательность выполнения операций и передачи чисел из памяти в мельницу и обратно. Математик Ада Лайвлес(дочь поэта Байрона) разработала первые программы для машины Беббиджа. Из-за недостаточного развития технологии проект Беббиджа не был реализован, но многие изобретатели воспользовались его идеями. Так, в 1888 году американец Холлерит создал табулятор, позволяющий автоматизировать вычисления при переписи населения. В 1924 году Холлерит основал фирму IBM для серийного выпуска табуляторов. В 1941 году немецкий инженер Цузе построил небольшой компьютер на основе электромеханических реле, но из-за войны его труды не были опубликованы. В 1943 году в США на одном из предприятий фирмы IBM Эйкен создал более мощный компьютер "Марк-1", который использовался для военных расчетов. Но электромеханические реле работали медленно и ненадежно. Первое поколение ЭВМ (1946 - середина 50-х годов) Под поколением ЭВМ понимают все типы и модели ЭВМ, разработанные различными конструкторскими коллективами, но построенными на одних и тех же научных и технических принципах. Появление электронно-вакуумной лампы привело к созданию первой вычислительной машины. В 1946 году в США появилась вычислительная машина для решения задач под названием ЭНИАК (ENIAC –Electronic Numerical Integratorand Calculator - "электронный численный интегратор и калькулятор". Этот компьютер работал в тысячу раз быстрее, чем "Марк-1". Совокупность элементов, из которых состоит компьютер, называется элементной базой. Элементной базой компьютеров I поколения служат электронно-вакуумные лампы, резисторы и конденсаторы. ЭВМ представляла собой множество громоздких шкафов и занимала специальный машинный зал, весила сотни тонн и расходовала сотни киловатт электроэнергии. ЭНИАК имел 20 тыс. электронных ламп.

В 1945 году известный американский математик Джон фон Нейман представил широкой научной общественности доклад, в котором сумел обрисовать формальную логическую организацию компьютера, отвлекшись от схем и радиоламп.

Первая отечественная ЭВМ была создана в 1951 году под руководством академика С.А. Лебедева, и называлась она МЭСМ (малая электронная счетная машина). Позднее была создана БЭСМ-2 (большая электронная счетная машина). Изобретение транзистора в 1948 г. позволило изменить элементную базу ЭВМ на полупроводниковые элементы (транзисторы и диоды), а также более совершенные резисторы и конденсаторы. Один транзистор заменял 40 электронных ламп, работал быстрее, был дешевле и надежнее. В 1958 году Джон Килби впервые создал опытную интегральную схему или чип. Интегральная схема выполняла те же функции, что и электронная в ЭВМ второго поколения. Она представляла собой пластину кремния, на которой были размещены транзисторы и все соединения между ними. Элементная база - интегральные схемы. В 1970 году Маршиан Эдвард Хофф из фирмы Intel сконструировал интегральную схему, аналогичную по своим функциям центральному процессору большого компьютера. Так появился первый микропроцессор Intel-4004, который был выпущен в продажу в 1971 г.

Информационные технологии современности

Развиваясь динамичными темпами, информационные технологии для современного человека позволяют открывать новые грани и возможности. Растущий потенциал наряду со стремительно снижающимися издержками в целом благотворно влияют на развитие новых форм организованного труда в рамках отдельных организаций и всего общества.

На сегодняшний день информационные технологии позволяют внести завершающий вклад в укрепляющуюся взаимосвязь между ростом производительности труда, объёмов производства и инвестиций. Отрасль информационных технологий считается одной из наиболее усиленно развивающихся в целом мире. Особенности, присущие этой отрасли, позволяют многим странам проводить множество вспомогательных процессов за счёт внедрения инновационного программного обеспечения. Развивающиеся телекоммуникации позволили обеспечить рост рынка идущих на экспорт услуг и снизить стоимость передачи данным в многократном объеме, что особенно положительно влияет на развитие многих мировых стран. Многие лидеры обеспечивали себе высокие позиции за счёт наличия хорошей телекоммуникационной инфраструктуры по конкурентоспособным ценам.

Рассмотрим некоторые информационные технологии:

3 D сканер

3d сканер, представляет собой устройство, позволяющее существенно упростить измерение объектов, обладающих сложной пространственной формой. Трехмерные сканеры дают возможность с высокой эффективностью решать задачи, появляющиеся в области дизайна, в производстве, при реставрации памятников культурного наследия, в медицине и игровой индустрии.

Обычные сканеры переводят в цифровой вид плоские изображения, а 3d сканеры оцифровывают объемные предметы, предоставляя информацию о них в виде полигональной модели или облака точек.

Графический планшет

Графический планшет - это устройство ввода на основе пера и сенсора. Удобно, что его поверхность фиксирует прикосновения и силу нажатия. Получается, работа с графикой на компьютере похожа на работу с бумагой.

Применяются графические планшеты в любых работах связанных с творчеством и компьютерной графикой: создание изображений, ретушь, коллажи для журналов и всякая другая разная рекламная продукция. Так же планшеты удобны для презентаций.

Хромакей

Технология совмещения двух и более изображений или кадров в одной композиции, цветовая (или рир-проецирование), использующаяся на и в современной . Во время съёмок объект помещается на . При совмещении в кадре объекта с фоном во время записи сцены или при монтаже вместо фона можно поместить другое изображение. Также в повседневной жизни хромакеем , называют сам рир-экран, на фоне которого снимают.

Аниматроника

Искусство создания электронных движущихся роботов, имитирующих живые существа, например, людей, животных, всяких разнообразных монстров. Шире всего аниматроны используются в кино, где до сих пор, при всей развитости CG-индустрии, возможность настоящего взаимодействия актеров с персонажами ценится очень высоко. Кроме киноиндустрии такие роботы используются также и в мультипликации, компьютерном моделировании для создания спецэффектов подвижных искусственных частей тела персонажа, когда необходимо создать сложный макет, покадровая съёмка которого невозможна.

Информационные технологии будущего

Наступившая эпоха дала возможность осуществить революционные открытия в самых разнообразных сферах человеческой деятельности, поскольку теперь стала возможна обработка гигантских объемов информации с чрезвычайно высокой скоростью. Появились приборы, механизмы, устройства и транспортные средства, контролировать которые, человек был уже не в состоянии, поскольку диапазон возможностей человека ограничен. На помощь в этом ему пришли компьютеры. Они позволили вложить в понятие «технологии будущего» новое качество – процессы разработки, изготовления и контроля качества любого изделия в XXI веке проходят под управлением и с применением компьютеров. Развитие технологий в будущем связано, прежде всего, «интеллектуальностью» техники, скоростью, экономичностью. Появление таких областей, как нано технологии, робототехника, космонавтика и авиация, энергетика и связь потребовало именно таких технологий. Именно они позволили создать автоматические сборочные линии и роботов, космические корабли и ускорители элементарных частиц, сотовую связь и Интернет.

Человек-робот

Фантасты еще задолго до появления компьютеров предсказывали в своих литературных произведениях слияние робота и человека в одно целое, и возможность загрузки данных из мозга в компьютер. Действительно, современные технологии уже приближаются к тому этапу, когда сюжет из фильма «Матрица» может стать реальностью.

Фактически мы давно зависим от машин. И чем активнее используем их в повседневности, тем больше приспосабливаем себя к их потребностям. Писатель Джордж Дайсон справедливо заметил, что действия людей направлены на сближение с компьютерами, которые пользуются этим и постепенно берут власть над человечеством. Если мы продолжим совершенствоваться в данном направлении, то мир ждут катастрофические перемены.

Пока что рядовые пользователи о последствиях интенсивно развивающегося технического прогресса всерьез не задумываются, а человек-робот для многих является не более чем персонажем из сказки, хотя уже изобретены роботы-андроиды и "бионический человек", практически не отличающиеся от людей. И, тем не менее, в настоящее время мы отдаем предпочтение соц. сетям, программам развлекательного плана или определенной профильной направленности. Например, ресурс презентует новую версию nano CAD СПДС 5.4 на основе платформы nanoCADPlus 6.0. Данный продукт, разработанный специально для автоматизации выпуска проектно-конструкторской документации, уже многих заинтересовал. Но как отреагирует человечество на появление новых, доселе неизвестных технологий виртуальной реальности? Ник Бостром считает, что с загрузкой нашего сознания в компьютер может наступить Армагеддон. На смену людям может придти искусственный разум, который теоретически смог бы извлекать разные элементы знаний и собирать из них нечто. Итак, сценарий дальнейшего развития событий по Бострому такой. Человеческие индивидуумы будут загружать в компьютер данные, делая копии своих личностей. Наряду с этим впоследствии откроется возможность помещать знания каждого человека в отдельный модуль, а затем соединять его с другими модулями. Ничего хорошего в таком сценарии нет, ведь робопоколение лишится чувств. Человек-робот не будет знать, что такое любовь, дружба, взаимоотношения. Он будет бездушной машиной, автоматически выполняющей заданные действия. Предположим, человечество сможет выжить и существовать наряду со своим прототипом. Но в таком случае людям останется выбрать один из путей: застой; видообразование – появление совершенно нового человеческого вида на Земле; слияние с машинами – образование коллективного разума, в рамках которого могут сохранится или исчезнуть человеческие качества. Конечно же, ни один из предложенных вариантов нас не устроит. Остается надеяться, что предположения философов и фантастов ошибочны и никогда не воплотятся в реальность.

Молекулярные компьютеры

Производительность компьютеров стремительно растет, они становятся все более компактными. Для дальнейшего совершенствования требуется непрерывно уменьшать размеры устройств, однако у применяемых сегодня технологий наметился вполне осязаемый предел. Скорость электрона имеет ограниченную скорость, кроме того, уменьшать невозможно до бесконечности.

В связи с данной ситуацией ученые ищут альтернативные пути, использующие более совершенные методы. Одним из эффективных путей решения являются молекулярные компьютеры , о которых исследователи говорят уже достаточно давно. Уже сегодня, смотря на микрочипы и миниатюрные устройства памяти , нельзя не отметить их потрясающую эффективность. В случае же успешной разработки молекулярного компьютера, размеры микросхем уменьшатся многократно, а их производительность возрастет на многие порядки.

Нужно отметить, что разработка подобных устройств, связана с большими трудностями, ведь речь идет не просто о совершенствовании, а о создании принципиально новых процессоров и модулей памяти, устройств ввода-вывода данных. Тем не менее, уже сегодня можно обозначить, на каких принципах будут работать молекулярные компьютеры будущего. В их основу будут положены бистабильные молекулы, которые способны находиться в двух устойчивых состояниях. Переводя такие молекулы из одного состояния в другое с помощью некоего воздействия можно получать либо единицу, либо ноль. Каждое из этих значений будет соответствовать конкретному термодинамическому состоянию молекул. Воздействием может являться тепло, свет, электромагнитные поля, химические соединения.

К преимуществам молекулярных компьютерам можно сразу же отнести их чрезвычайную компактность. Бистабильные молекулы, являющиеся, по сути, транзисторами, имеют размер не более нескольких нанометров. Кроме того, время отклика таких транзисторов чрезвычайно мало – 10 -15 с. Если соединить элементы сопряженными полимерами или нано трубками, то результат будет достигнут. Пока же исследования продолжаются.

Современные технологии в области компьютерных сетей, а также процессорные технологии движутся вперед гигантскими шагами. Значительные успехи достигнуты также в сфере устройств памяти. Тем не менее, область мониторов в сравнении с перечисленными направлениями явно отстает. По мнению футурологов конца XX века, в нашем распоряжении давно должны были оказаться голографические проекторы . Большой оптимизм внушают разработки голографических проекторов, способные проецировать объемное изображение прямо в воздухе. Нужно отметить, что это может быть как 2d, так и 3d изображение. Речь может идти, как о проекции дисплея различных размеров, так и просто демонстрации некоего изображения. До последнего времени данные устройства, несмотря на свою эффективность, так и не приобрели широкого распространения, однако компания Ostendo обещает уже в 2015 году прорыв в данном направлении. Специалистам удалось создать настолько компактный голографический проектор, что его можно совместить даже со смартфоном. Качество изображения, соответствующее 5000 пикселей на дюйм 3 , достаточно для создания четкой картинки. Поэтому данное изобретение в случае успеха действительно сможет произвести революцию в области голографии. Компания, очевидно, не будет создавать собственный смартфон, а речь пойдет о совместном производстве на базе одного из известных производителей.Появление смартфонов с голографическим проектором ожидается к концу 2015 года. В таком случае дисплей, имеющий достаточно большой размер будет парить прямо в воздухе, а владелец такой техники будет способен не только слышать, но и видеть перед собой собеседника в объемном образе. Пока что это воспринимается, как фантастика, однако карманные компьютеры совсем еще недавно казались тоже фантастичными.

Заключение

Информационные технологии вобрали в себя лавинообразные достижения электроники, а также математики, философии, психологии и экономики. Образовавшийся в результате жизнеспособный гибрид ознаменовал революционный скачок в истории информационных технологий, которая насчитывает сотни тысяч лет.

Современное общество наполнено и пронизано потоками информации, которые нуждаются в обработке. Поэтому без информационных технологий, равно как без энергетических, транспортных и химических технологий, оно нормально функционировать не может.

С развитием информационных технологий растет прозрачность мира, скорость и объемы передачи информации между элементами мировой системы, появляется еще один интегрирующий мировой фактор. Это означает, что роль местных традиций, способствующих самодостаточному инерционному развитию отдельных элементов, слабеет. Одновременно усиливается реакция элементов на сигналы с положительной обратной связью. Интеграцию можно было бы только приветствовать, если бы ее следствием не становилось размывание региональных и культурно-исторических особенностей развития.

История свидетельствует, что электричеству понадобилось три десятилетия, чтобы охватить значительное число потребителей, телефон изменил сферу коммуникаций за два десятка лет. А вот планшетный компьютер стал широко распространенным устройством всего за четыре года. Исследования говорят о том, что в будущем технологические новинки будут внедряться еще быстрее.

Подавляющее большинство жителей планеты сегодня пользуются интернетом, который прочно вошел в жизнь всего пятнадцать лет назад. Прогнозы показывают, что в ближайшие несколько лет экономика в основном будет ориентирована на информационные технологии.

Цифровые технологии позволили создать тысячи автоматизированных производств, в которых широко применяются промышленные роботы. Эти умные машины сегодня можно встретить не только на сборочных конвейерах, но и в социальных учреждениях. К примеру, в некоторых больницах Японии уже сегодня роботы-сиделки помогают персоналу ухаживать за больными. В ближайшее время число таких умных устройств, применяемых в быту и социальной сфере, возрастет в несколько раз. Не так давно мир облетела новость о первом пистолете, собранном из деталей, изготовленных на 3D-принтере. Печать объемных предметов по заданной программе – еще одна «ласточка», предвещающая переворот в области информационных и промышленных технологий. Каждый день появляются сообщения о новых возможностях 3D-печати. В недалеком будущем подобные устройства могут появиться в каждом доме, что позволит перевести значительную часть промышленного производства на своеобразный «микро уровень».

Специалисты утверждают, что уже через несколько лет даже самые современные «планшетники» станут достоянием истории. Каждый желающий сможет носить миниатюрные устройства прямо на себе. Появилось даже название для таких гаджетов – «бодинет», иными словами, нательный интернет. Предполагается, что процессор с оперативной памятью можно будет поместить в кармане, а в качестве дисплея использовать обычные очки.

Я считаю, что цель и задачи, поставленные мною в начале работы, успешно достигнуты.

Список использованной литературы

    Информационные технологии (электронный учебник), автор : Рагулин П. Г., издательство : ТИДОТ ДВГУ, год издания : 2004

    Книга «Дорога в будущее»,

    1. Технология «Хромакей»

      Аниматроника

    2. Информационные технологии будущего

      Молекулярные компьютеры

    1. Голографический проектор в смартфоне

Технологии

Мир совершенствуется каждый день, изобретая и открывая что-то новое, и без этих достижений мы бы не продвинулись так далеко.

Ученые, исследователи, разработчики и дизайнеры со всего мира пытаются воплотить то, что упростит нашу жизнь и сделает ее интереснее.

Вот, несколько технологий будущего , которые поднимают нашу жизнь на совершенно другой уровень.

Новые технологии будущего


1. Биохолодильники


Российский дизайнер предложил концепцию холодильника, названного "Bio Robot Refrigerator", который охлаждает еду с помощью биополимерного геля . В нем нет полок, отделений и дверей - вы просто вставляете еду в гель.

Идея была предложена Юрием Дмитриевым для конкурса Electrolux Design Lab. Холодильник использует всего 8 процентов энергии дома для контрольной панели и не нуждается в энергии для фактического охлаждения.

Биополимерный гель холодильника использует свет, генерируемый при холодной температуре, чтобы сохранять продукты. Сам гель не имеет запаха и не липкий, а холодильник можно установить на стене или на потолке.

2. Сверхбыстрый 5G Интернет от беспилотников с солнечными панелями


Компания Google работает над дронами на солнечных панелях, раздающими сверхскоростной Интернет в проекте, названном Project Skybender . Теоретически беспилотники будут предоставлять Интернет услуги в 40 раз быстрее , чем в сетях 4G, позволяя передавать гигабайт данных в секунду.

Проект предусматривает использование миллиметровых волн для предоставления сервиса, так как существующий спектр для передачи мобильной связи слишком заполнен.

Однако эти волны имеют более короткий диапазон, чем мобильный сигнал 4G. Компания Google работает над этой проблемой, и если удастся решить все технические проблемы, вскоре может появится Интернет небывалой скорости.

3. 5D диски для вечного хранения терабайтов данных


Исследователи создали 5D диск, который записывает данные в 5 измерениях, сохраняющиеся миллиарды лет. Он может хранить 360 терабайт данных и выдержать температуру до 1000 градусов .

Файлы на диске сделаны из трех слоев наноточек. Пять измерений диска относятся к размеру и ориентации точек, а также их положению в пределах трех измерений. Когда свет проходит через диск, точки меняют поляризацию света, которая считывается микроскопом и поляризатором.

Команда из Саутгемптона, которая разрабатывает диск, смогла записать на диск Всеобщую декларацию прав человека, Оптику Ньютона, Магна Карту и Библию. Через несколько лет такой диск уже не будет экспериментом, а станет нормой хранения данных.

4. Инъекции частиц кислорода


Ученые из Бостонской детской больницы разработали микрочастицы, наполненные кислородом, которые можно вводить в кровоток , позволяя вам жить, даже если вы не сможете дышать.

Микрочастицы состоят из одного слоя капсул липидов, которые окружают небольшой пузырь кислорода. Капсулы размером 2-4 микрометра подвешены в жидкости, которая контролирует их размер, так как пузыри большего размера могут быть опасны.

При введении, капсулы, сталкиваясь с красными кровяными клетками, передают кислород. Благодаря этому методу удалось ввести в кровь 70 процентов кислорода.

5. Подводные транспортные туннели


В Норвегии планируют построить первые в мире подводные плавающие мосты на глубине 30 метров под водой с помощью больших труб, достаточно широких для двух полос.

Учитывая сложности перемещения по местности, в Норвегии решили работать над созданием подводных мостов. Ожидается, что проект, на который уже затрачено 25 миллиардов долларов, будет закончен в 2035 году.

Предстоит еще учесть и другие факторы, например, влияние ветра, волн и сильных течений на мост.

6. Биолюминесцентные деревья


Группа разработчиков решила создать биолюминесцентные деревья с помощью фермента, встречающегося у некоторых медуз и светлячков .

Такие деревья смогут освещать улицы и помогут прохожим лучше видеть ночью. Была уже разработана небольшая версия проекта в форме растения, светящегося в темноте. Следующим шагом станут деревья, освещающие улицы.

7. Сворачивающиеся в рулон телевизоры


Компания LG разработала прототип телевизора, который можно свернуть как рулон бумаги .

Телевизор использует технологию светодиодов на основе полимерной органики, чтобы уменьшить толщину экрана.

Кроме LG, другие крупные производители электроники, такие как Samsung , Sony и Mitsubishi работают над тем, чтобы сделать экраны более гибкими и портативными.

Развитие технологий в будущем

8. Бионическая линза для све р хчеловеческого зрения


Канадский врач собирается проводить клинические тестирования "бионических линз", которые в 3 раза улучшают стопроцентное зрение с помощью 8-минутной безболезненной операции.

Новая линза будет доступна уже к 2017 году, улучшая естественный хрусталик глаза. Во время операции шприц внедряет линзу с физиологическим раствором в глаз, и через 10 секунд сложенная линза распрямляется и располагается над естественным хрусталиком, полностью корректируя зрение.

9. Спрей-одежда


Испанский дизайнер Манел Торрес (Manel Torres) изобрел первую в мире спрей-одежду. Вы можете нанести спрей на любую часть тела, а затем снять его, смыть и снова носить .

Спрей сделан из специальных волокон, смешанных с полимерами, которые придают ткани эластичность и долговечность. Эта технология позволит дизайнерам создавать уникальные предметы одежды с оригинальным дизайном.

10. Портреты, полученные из ДНК


Студентка Хизер Дюи-Хагборг создает 3D портреты из ДНК, найденных на сигаретных окурках и жевательных резинках на улице.

Последовательности ДНК она вводит в компьютерную программу, которая создает облик человека с образца. Обычно в ходе этого процесса выдают 25-летнюю версию человека. Затем модель распечатывают в 3D портреты в натуральную величину.

11. Покупки в виртуальной реальности


Один из таких магазинов был открыт на железнодорожной станции в Южной Корее, где вы можете сделать заказ, сфотографировав штрих-код , и ваши покупки доставят домой.

Сеть магазинов Homeplus установила шесть дверей-экранов с изображениями полок в натуральную величину c товарами, которые вы приобрели бы в супермаркете. Под каждым товаром есть штрих-код, который можно отсканировать и отправить с помощью приложения.

Вы можете сделать заказ на станции по дороге на работу, и товары доставят к вам домой вечером.

12. Беспилотные автомобили


Ожидается, что к 2020 году появится около 10 миллионов беспилотных автомобилей , что снизит количество смертей на 2500 между 2014 и 2030 годом.

Многие производители автомобилей уже начали внедрять некоторые функции автоматического вождения в производимых автомобилях.

Также есть множество компаний, пытающихся разработать технологии для самоуправляемых автомобилей, как например, Google, объявивший о прототипе беспилотного автомобиля. Полностью автономный автомобиль ожидается к 2019 году.

13. Город под куполом


В Дубае идет строительство торгового центра, называемого "Mall of the World", накрытого выдвижным куполом , который контролирует климат внутри, и снабжает кондиционированием воздуха.

Комплекс займет площадь 4,46 км2 и и будет включать крупный центр красоты и здоровья, культурно-развлекательный район, отели на 20 тысяч номеров и многое друге. Это будет самый крупный торговый центр с закрытым тематическим парком.

14. Искусственные листья, преобразующие углекислый газ и солнечный свет в топливо


Ученые разработали новые солнечные элементы, преобразующие углекислый газ в атмосфере в топливо с помощью Солнца .

Хотя предпринималось немало попыток преобразования углекислого газа во что-то полезное, впервые был разработан реальный метод. В отличие от других технологий, для которых нужны благородные металлы, такие как серебро, этот метод использует материал на основе вольфрама, который в 20 раз дешевле и действует в 1000 раз быстрее.

Эти солнечные элементы используют углекислый газ из атмосферы, чтобы произвести синтетический газ – смесь газообразного водорода и окиси углерода, который можно напрямую сжигать или преобразовывать в углеводородное топливо.

Технологии ближайшего будущего

15. Плазменное силовое поле, защищающее автомобили от несчастных случаев и столкновений


Компания Boeing запатентовали метод создания плазменного поля, быстро нагревая воздух, чтобы быстро поглощать ударные волны.

Силовое поле можно будет генерировать с помощью лазеров или микроволнового излучения. Созданная плазма представляет собой воздух, нагретый до более высокой температуры, чем окружающий воздух, с другой плотностью и составом. Компания считает, что оно сможет отражать и поглощать энергию, генерируемую взрывом, защищая тех, кто находится внутри поля.

Если технологию удастся воплотить в жизнь, это станет революционным развитием в военной области.

16. Плавучие города


Плавающий экополоис, названный Lilypad, был предложен архитектором Винсентом Каллеба (Vincent Callebaut) для будущих климатических беженцев в качестве долговременного решения проблемы повышения уровня моря. Город может вместить 50 000 людей, используя возобновляемые источники энергии.

Сфера информационных технологий развивается в двух преимущественно независимых циклах: продуктовом и финансовом. В последнее время не утихают споры о том, на каком этапе финансового цикла мы находимся; очень много внимания уделяется финансовым рынкам, которые подчас ведут себя непредсказуемо и сильно колеблются. С другой стороны, продуктовым циклам достается относительно мало внимания, хотя именно они двигают информационные технологии вперед. Но, анализируя опыт прошлого, можно попытаться понять текущий продуктовый цикл и предугадать дальнейшее развитие технологий.

Развитие продуктовых циклов в сфере высоких технологий происходит за счет взаимодействия платформ и приложений: новые платформы позволяют создавать новые приложения, которые, в свою очередь, повышают ценность этих платформ, замыкая таким образом цепь положительной обратной связи.


Малые продуктовые циклы повторяются постоянно, но исторически сложилось так, что раз в 10–15 лет начинается очередной большой цикл – эпоха, полностью меняющая облик IT.


Финансовые и продуктовые циклы развиваются в основном независимо друг от друга

Когда-то возникновение компьютеров побудило предпринимателей создать первые текстовые редакторы, таблицы и много других приложений для ПК. С появлением интернета мир увидел поисковые механизмы, онлайн-коммерцию, электронную почту, социальные сети, бизнес-приложения модели SaaS и много других сервисов. Смартфоны дали толчок развитию мобильных социальных сетей и мессенджеров, а также появлению новых видов услуг вроде карпулинга. Мы живем в разгар мобильной эпохи, и, судя по всему, нас ожидает еще много любопытных инноваций.

Каждую эпоху можно условно разделить на 2 фазы: 1) фазу формирования – когда платформа впервые появляется на рынке, но является дорогостоящей, сырой и/или сложной в обращении; 2) активную фазу – когда новый продукт решает упомянутые недостатки платформы, тем самым начиная период ее стремительного развития.

Компьютер Apple II был выпущен в 1977 году, а Альтаир 8800 – в 1975 году, но активная фаза эпохи ПК началась с релиза IBM PC в 1981 году.


Продажи ПК в год (тыс.)

Фаза формирования интернета началась в 80-х и ранних 90-х годах , когда он, по сути, представлял собой инструмент обмена текстовыми данными, используемый учеными и правительством. Выход первого браузера, NCSA Mosaic, в 1993 году ознаменовал начало фазы интенсивного развития интернета, которая не закончилась и по сей день.


Количество пользователей интернета по всему миру

В 90-х годах уже существовали мобильные телефоны, а первые смартфоны появились на заре нулевых, но повсеместное производство смартфонов началось в 2007–2008 годах с выходом первого iPhone, а затем – с появлением платформы Android. С тех пор количество пользователей смартфонов взлетело до небес, и сейчас их число достигло уже порядка двух миллиардов. А к 2020 году смартфоны будут у 80 % населения планеты.


Продажи смартфонов по всему миру (млн.)

Если длительность каждого цикла действительно составляет 10–15 лет, всего через несколько лет начнется активная фаза новой компьютерной эпохи. Выходит, новая технология уже находится в фазе формирования. На сегодняшний день можно выделить несколько главных трендов в сферах аппаратного и программного обеспечения, позволяющих нам частично пролить свет на следующую эпоху. В данной статье я хочу обсудить эти тренды и выдвинуть несколько предположений о том, как может выглядеть наше будущее.

Аппаратное обеспечение: компактное, дешевое и универсальное

В мейнфрейм-эпоху только крупные организации могли позволить себе компьютер. Мини-компьютеры были доступны для организаций поменьше, а компьютеры – для домов и офисов.


Размер компьютеров уменьшается с постоянной скоростью

Сейчас мы на пороге новой эпохи, в которой процессоры и сенсоры становятся настолько дешевыми и компактными, что компьютеров скоро будет больше, чем людей.

Этому способствуют два фактора. Во-первых, неуклонный прогресс в производстве полупроводников за последние 50 лет (Закон Мура). Во-вторых, то, что Крис Андерсон называет «мирными дивидендами от войны смартфонов»: головокружительный успех смартфонов способствовал большим инвестициям в разработку процессоров и сенсоров. Загляните внутрь современного квадрокоптера, очков виртуальной реальности или любого устройства интернета вещей – что вы увидите? Правильно – главным образом компоненты смартфона.

Но в современную эпоху полупроводников всё внимание перешло от отдельных процессоров к целым узлам специальных микросхем, известным как однокристальные системы.


Цены на компьютеры стабильно снижаются

Обыкновенная однокристальная система сочетает в себе энергоэффективный ARM-процессор и специальный графический процессор, а также устройства обмена информацией, управления питанием, обработки видеосигнала и так далее.


Raspberry Pi Zero: 5-долларовый Компьютер на Linux с процессором 1 GHz

Эта инновационная архитектура позволила сбросить минимальную стоимость базовых вычислительных систем со 100 до 10 долларов за единицу. Отличным примером послужит Raspberry Pi Zero – первый 5-долларовый компьютер на Linux с частотой 1 GHz. За те же деньги можно приобрести микроконтроллер Wi-Fi , поддерживающий одну из версий Python. Совсем скоро эти микропроцессоры будут стоить меньше доллара, и мы без труда сможем встраивать их практически всюду.

Но более серьезные достижения происходят сегодня в мире высококачественных микропроцессоров. Отдельного внимания заслуживают графические процессоры , лучшие из которых производит компания NVIDIA. Графические процессоры полезны не только для обработки графики, но и при работе с алгоритмами машинного обучения, а также с устройствами виртуальной и дополненной реальности. Однако представители компании NVIDIA обещают более существенные улучшения производительности графических процессоров в ближайшем будущем.

Козырем всей сферы информационных технологий по-прежнему остаются квантовые компьютеры, которые пока существуют преимущественно в лабораториях. Но стоит сделать их коммерчески привлекательными, и это приведет к грандиозному росту производительности, прежде всего, в сфере биологии и искусственного интеллекта.


Квантовый компьютер Google

Программное обеспечение: золотой век искусственного интеллекта

Сегодня в мире программного обеспечения происходит много любопытных вещей. Хороший пример – распределенные системы. Их появление обусловлено многократным увеличением количества устройств за последние годы, что вызвало необходимость распараллеливать задания на нескольких машинах, налаживать обмен данными между устройствами и координировать их работу. Отдельного внимания заслуживают такие технологии распределенных систем, как Hadoop или Spark , предназначенные для работы с большими массивами данных. Стоит также упомянуть технологию блокчейн, обеспечивающую безопасность данных и ресурсов и впервые реализованную в криптовалюте Bitcoin.

Но, пожалуй, самые захватывающие открытия совершаются сегодня в области искусственного интеллекта (ИИ), имеющего длинную историю взлетов и падений. Еще сам Алан Тьюринг предсказывал , что к 2000 году машины будут способны имитировать людей. И хотя это предсказание пока не осуществилось, есть веские причины полагать, что ИИ наконец вступает в золотой век своего развития.

«Машинное обучение – это ключевой, революционный способ переосмысления всего, что мы делаем», – генеральный директор компании Google Сундар Пичаи .

Наибольший ажиотаж в области ИИ сосредоточен вокруг так называемого глубинного обучения – метода, который был широко освещен в рамках одного известного проекта компании Google, запущенного в 2012 году. В этом проекте была задействована высокопроизводительная сеть компьютеров, целью которой было научиться распознавать котиков на видеороликах с YouTube. Метод глубинного обучения основывается на искусственных нейронных сетях – технологии, зародившейся еще в 40-х годах прошлого века. Недавно эта технология снова стала актуальной из-за многих факторов : появления новых алгоритмов, снижения стоимости параллельных вычислений и широкого распространения больших наборов данных.


Процент ошибок в конкурсе ImageNet (красная линия соответствует показателям человека)

Остается надеяться, что глубинное обучение не станет просто очередным модным термином Силиконовой долины. Впрочем, интерес к этому методу обучения подкрепляется впечатляющими теоретическими и практическими результатами. К примеру, до введения глубинного обучения допустимый процент ошибок победителей ImageNet, известного конкурса по машинному видению, составлял 20–30 %. Но после его применения правильность алгоритмов неуклонно росла, и уже в 2015 году показатели машин превзошли показатели человека.

А вот небольшое стартап-приложение для классификации предметов в реальном времени:


Приложение Teradeep идентифицирует предметы в реальном времени

Хм, а ведь где-то я уже это видел:


Фрагмент из фильма Терминатор 2: Судный день (1991 г.)

Одним из первых приложений с методом глубинного обучения, выпущенных крупной компанией, было удивительно умное приложение для поиска изображений Google Photos:


Поиск по фотографиям (без метаданных) с ключевой фразой «big ben»

В скором времени нас ожидает значительное повышение производительности ИИ во всех сферах программного и аппаратного обеспечения: голосовые помощники, поисковые механизмы, чат-боты , 3D сканеры , языковые переводчики, автомобили, дроны, системы диагностической визуализации и многое-многое другое.

«Легко предугадать идеи следующих 10000 стартапов: взять Х и прибавить искусственный интеллект», – Кевин Келли .

Стартапы, создающие продукцию с упором на ИИ, должны оставаться предельно сфокусированными на определенных приложениях, чтобы поддерживать конкуренцию с крупными компаниями, для которых ИИ является высшим приоритетом. Системы ИИ становятся эффективнее по мере того, как увеличивается объем собранных для них данных. Получается нечто вроде маховика, постоянно вращающегося за счет так называемого эффекта сети данных (больше пользователей → больше данных → лучше продукция → больше пользователей). К примеру, команда картографического сервиса Wase использовала эффект сети данных, чтобы сделать качество предоставляемых карт лучше, чем у их более маститых конкурентов. Всем, кто намерен использовать ИИ для своего стартапа, стоит придерживаться аналогичной стратегии.

Программное + аппаратное обеспечение: новые компьютеры

Сейчас на стадии формирования находится целый ряд перспективных платформ, которые скоро вполне могут перейти на стадию развития, так как они сочетают в себе самые последние разработки из сфер программного и аппаратного обеспечения. И хотя эти платформы могут выглядеть по-разному либо иметь разную комплектацию, у них есть одна общая черта: использование последних расширенных возможностей умной виртуализации. Рассмотрим некоторые из этих платформ:

Автомобили. Крупные информационно-технологические компании вроде Google, Apple, Uber и Tesla немало инвестируют в разработку автономных или беспилотных автомобилей. На рынке уже представлены полуавтономные автомобили Tesla Model S и вскоре ожидается выход обновленных и более совершенных моделей. Создание полностью автономного автомобиля потребует некоторого времени, однако есть основания полагать, что ждать осталось не более пяти лет. На самом деле, уже существуют разработки полностью автономных автомобилей, которые ездят не хуже, чем под управлением человека. Тем не менее, в силу многих аспектов культурного и регулятивного характера такие автомобили должны ездить намного лучше, чем управляемые человеком, чтобы быть допущенными к широкой эксплуатации.


Беспилотный автомобиль составляет схему своего окружения

Несомненно, объем инвестиций в беспилотные автомобили будет только расти. В дополнение к информационно-технологическим компаниям, крупные производители автомобилей тоже начали задумываться над автономностью. Нас ждет еще много интересных стартап-продуктов. Программные средства глубинного обучения стали настолько эффективными, что сегодня одному-единственному разработчику под силу сделать полуавтономный автомобиль.


Самодельный беспилотный автомобиль

Дроны. Современные дроны укомплектованы по последнему слову техники (в основном компонентами смартфонов и механическими деталями), но имеют относительно простое ПО. В скором времени появятся усовершенствованные модели, оснащенные компьютерным зрением и другими видами ИИ, что сделает их более безопасными, удобными в управлении и полезными. Фото- и видеосъемка с дронов будет популярной не только среди аматоров, но, что важнее, найдет и коммерческое применение. К тому же, существует немало опасных видов работ, в том числе высотных, для выполнения которых было бы гораздо безопаснее использовать дроны.


Полностью автономный полет дрона

Интернет вещей. Самые основные преимущества устройств интернета вещей – это их энергоэффективность, безопасность и удобство. Хорошими примерами первых двух характеристик могут послужить продукты Nest и Dropcam . Что касается удобства, стоит обратить внимание на устройство Echo от Amazon.

Большинство людей полагают, что Echo – это очередная маркетинговая уловка, но, воспользовавшись хотя бы раз, они удивляются, насколько удобным оказывается это устройство. Оно блестяще демонстрирует эффективность голосового управления как основы пользовательского интерфейса. Конечно, мы еще не скоро увидим роботов с универсальным интеллектом, способных поддерживать полноценный разговор. Но, как показывает Echo, компьютеры уже способны справляться с более-менее сложными голосовыми командами. По мере того как метод глубинного обучения будет совершенствоваться, компьютеры научатся лучше понимать язык.


3 основных преимущества: энергоэффективность, безопасность, удобство

Устройства интернета вещей также найдут применение в бизнес-сегменте. К примеру, устройства с сенсорами и возможностью сетевого подключения широко используются для оперативного контроля промышленного оборудования.

Носимая техника. Сегодня функциональность носимых компьютеров варьируется в зависимости от ряда факторов: емкости батареи, средств коммуникации и обработки данных. Наиболее успешные устройства обычно имеют весьма узкую сферу применения: к примеру, фитнес-трекинг. По мере улучшения компонентов аппаратного обеспечения носимые устройства будут, как и смартфоны, расширять свою функциональность, открывая тем самым возможности для новых приложений. Как и в случае с интернетом вещей, предполагается, что голос станет основным пользовательским интерфейсом управления носимыми устройствами.


Миниатюрный наушник с искусственным интеллектом, фрагмент из фильма «Она»

Виртуальная реальность. 2016 год будет очень интересным для развития средств VR: релиз очков виртуальной реальности Oculus Rift и HTC Vive (и, возможно, PlayStation VR) означает, что удобные и иммерсивные системы VR наконец станут общедоступными. Разработчикам устройств VR придется хорошенько постараться, чтобы не допустить возникновения у пользователей так называемого эффекта «зловещей долины» , при котором чрезмерная правдоподобность робота или другого искусственного объекта вызывает неприязнь у людей-наблюдателей.

Для создания качественных систем VR требуются качественные экраны (с высоким разрешением, высокой частотой обновления и низкой инерционностью), мощные видеокарты и возможность отслеживать точное положение пользователя (предыдущие поколения систем VR могли только отслеживать поворот головы пользователя). В этом году благодаря новым устройствам пользователи впервые смогут испытать на себе полноценный эффект присутствия
Создание виртуального мира в 3D формате с помощью очков VR

Дополненная реальность. Скорее всего, AR получит развитие только после VR, потому что для полноценного использования дополненной реальности потребуются все возможности виртуальной вместе с дополнительными новыми технологиями. К примеру, для полноценного объединения в одной интерактивной сцене реальных и виртуальных объектов средствам AR потребуются продвинутые технологии машинного зрения с малой задержкой.


Устройство дополненной реальности, фрагмент из фильма «Kingsman: Секретная служба»

Но, скорее всего, эпоха дополненной реальности наступит быстрее, чем вам кажется. Этот деморолик был отснят непосредственно через устройство AR Magic Leap:


Демонстрация Magic Leap: виртуальный персонаж в реальной среде

Этот деморолик был снят непосредственно через устройство Magic Leap 14 октября 2015 года. При его создании не применялись ни спецэффекты, ни композитинг.

Что дальше?

Возможно, циклы в 10–15 лет больше не повторятся, и мобильная эпоха будет последним из них. А может быть, следующая эпоха будет короче, или лишь какой-то один подвид из рассмотренных выше технологий станет впоследствии действительно важным.

Я предпочитаю думать, что мы сейчас находимся в точке пересечения нескольких эпох. «Мирными дивидендами от войны смартфонов» стало стремительное появление новых устройств и разработок в сфере ПО, в особенности искусственного интеллекта, способного сделать эти устройства еще более умными и полезными.

Некоторые исследователи отмечают, что большинство новых устройств пока еще находятся в «пубертатном периоде» : они могут быть несовершенными и в некоторой степени нелепыми, а всё потому, что они еще не перешли в фазу развития. Как и в случае с персональными компьютерами в 70-х, интернетом в 80-х и смартфонами на заре нулевых, мы видим не полную картину, а лишь фрагменты того, во что текущим технологиям предстоит превратиться. Так или иначе, будущее близко: рынки колеблются, мода приходит и уходит, но прогресс, как и прежде, уверенно двигается вперед.

Наш подписчик прислал вопрос в редакцию Tproger:

За какими отраслями будущее IT-сферы? Куда стоит идти за лучшим заработком и так, чтобы быть уверенным в завтрашнем дне?

Мы передали его нашим экспертам, а полученные ответы представляем вашему вниманию.

Будущего в IT-сфере нет как такового. Эта сфера всегда была прикладной для других. Поэтому реальных направлений только два - углубление в профессионализм в какой-либо технологии (в широком смысле), либо практическое применение для других сфер деятельности.

Повысить Понизить

Идея «уверенности в завтрашнем дне» и «стабильности» для меня сейчас - большая фикция. Я не верю в стабильность и стараюсь дружить с неопределенностью. Завтра может быть все, что угодно, и я принимаю это. Зарабатывают и в разработке, и в маркетинге, и в менеджменте, и в других сферах. Единственное, для меня важно - заниматься тем, что развивает и с каждой неделей делает из меня лучшего специалиста, чем я был раньше. И специалистом можно быть не только в трафике, маркетинге, разработке, но и в бизнесе, управлении, инвестициях, стартапах и т.д.

Повысить Понизить

Отрасли могут быть совершенно разные, это вопрос приложения интереса самого программиста, который сейчас учится, или уже получил какие-то знания. Нельзя просто так взять и поместить программиста в новую для него среду, ожидая какой-то эффективности. Нет, так не получится. Можно опираться только на его интересы, потому что перестраивать свое мышление на те задачи, которые только мне интересны, бесполезно. Поэтому мой ответ таков, что надо искать ту отрасль и ту сферу применения своих знаний, которые вам будет интересно на долгие годы вперёд, или то, что вас волнует сейчас в ходе ваших научных изысканий работ и прочего. И не бойтесь, что у вас произойдёт изменение интересов, все те знания, которые вы сейчас приобретаете, вам обязательно пригодятся в будущем.

Если вы хотите конкретных советов, то конечно выбираете машинное обучение, обработку больших объемов данных, аналитические методы, визуализацию данных, и многие-многие выходящие из бизнес-задач проблемы. Наблюдаете за миром, и вы увидите, что с ним произойдёт через пять лет при сохранении текущих тенденций.

Повысить Понизить

, руководитель направления развития IT систем в R&D-центре Сбербанк-Технологий

На мой взгляд, одной из наиболее привлекательных отраслей ИТ будет стык IoT и Blockchain. Сочетание этих технологий создаст пространство доверия между неопределенным кругом участников. Эти участники никак не будут связаны между собой какими-либо договорными обязательствами, но применение IoT и Blockchain сможет гарантировать им всем полноту, достоверность и неизменность информации в рамках собственного контура обязательств/полномочий.

В технологическом смысле это работа с современными LPWAN-протоколами для интернета вещей, изучение языков программирования, обеспечивающих наибольшую технологическую гибкость и охват (Python, Go), а также развитие сопутствующих компетенций, вроде веб и мобильной разработки. Благо, сегодня эти компетенции можно объединить в одной технологии вроде React или Vue.

Повысить Понизить

Современное развитие отрасли ИТ направлено в сторону повышения качества человеко-машинных интерфейсов и анализа больших объемов данных. Из-за растущих запросов в этих областях особенное внимание уделяют развитию систем искусственного интеллекта. Об этом говорят не только успехи ИИ в распознавании голоса, изображений, предсказательных задачах, но и появление все большего числа фреймворков для работы с нейронными сетями для разных языков программирования и с разными порогами вхождения. В ближайшем будущем мы будем свидетелями повсеместного внедрения таких систем во все виды деятельности человека.

Все это становится возможным сейчас благодаря стремительному росту производительности, энергоэффективности микропроцессоров, исследованиям в области симуляции биологических систем, а также появлению специальных кристаллов, реализующих работу нейронных сетей на аппаратном уровне.

Однако в нашей стране основные возможности заработка сосредоточены в области веб-разработок и мобильных приложений.

Повысить Понизить

В будущем, скорее всего, не будет профессий в привычном смысле слова, как мы понимаем это сейчас. Забудьте о перспективе, как в старые добрые времена, освоить одну профессию и получить членство в «клубе» до выхода на пенсию. Теперь нужно быть готовым стремительно меняться и осваивать новые технологии, опережая время. Раньше это была перспектива только для айтишников, теперь - практически во всех профессиях.
Некоторые «проверенные» навыки могут стать бесполезными. Например, уже сейчас встает вопрос: нужно ли учить детей писать от руки. Нужно ли будет знать иностранные языки, если перевод будет в онлайне? В конце концов, не факт, что нам нужно будет уметь читать и писать…

Вероятно, часть трудоспособного населения лишится работы и будет жить на базовый доход, вырастет индустрия развлечений (включая индустрию компьютерных игр), что повлечет за собой спрос на соответствующих ИТ-специалистов. Не обойдет это стороной и спорт, начиная от киберспорта до дополненной реальности, используемой как для трансляций, так и «на стадионе».

Технологии все быстрее и теснее переплетаются с повседневной жизнью. Только подумайте, всего несколько лет назад слова «искусственный интеллект», «нейросети» или «чат-бот» были понятны совсем узкому кругу людей, а сейчас все свободно раздают команды Siri, ищут попутчика в соцсетях с помощью FindFace или создают чат-ботов Telegram. Сегодня все привыкли к голосовым ассистентам, например, Siri, Cortana и Алиса, мы анализируем изображения с помощью нейросетей, а по улицам некоторых городов в тестовом режиме передвигаются беспилотные автомобили.

Со временем появится масса виртуальных предметов/вещей, необходимых людям. Например, сейчас мы можем заказать одежду в конструкторе на сайте, а завтра будем заказывать десяток виртуальных костюмов, в которые будет одет наш голографический персонаж для участия в Telepresence-встрече.

Сложно поверить? Добро пожаловать в новую цифровую реальность, которая активно влияет в том числе и на рынок труда. Ниже я постарался определить самые перспективные, на мой взгляд, технологические направления.

В первую очередь хочется отметить 3D-технологии. Благодаря им в медицине появились новые ниши, в частности в хирургии, ортопедии и других отраслях. Передовые клиники активно используют 3D-печать и 3D-сканирование для изготовления протезов, выращивания органов из тканей пациентов и пр. Помимо медицины, 3D-технологии применяются и в строительстве, а также смежных этапах жизненного цикла строительных объектов. Речь идет про BIM-технологию, которая позволяет создать единое пространство для всех участников проектирования, строительства, эксплуатации или другого этапа жизненного цикла строительного объекта, будь то здание или дорога. Тем самым можно эффективно управлять всеми работами и затратами на всех участках работ. BIM уже стала государственным стандартом при проектировании объектов госзаказа в Великобритании, Сингапуре, Норвегии и Китае. Сейчас на очереди Россия.

Во-вторых, нельзя обойти стороной технологии «распределенных реестров». Сейчас блокчейн - одна из самых обсуждаемых технологий в ИТ. Согласно исследованиям, более 40 ведущих финансовых компаний мира экспериментировали с блокчейном. Госсектор может применять эту технологию в реестрах собственности, организаций, документов, при идентификации личности, при аудите и везде, где речь идет о налоговой или финансовой отчетности. С точки зрения бизнеса, блокчейн интересен для реализации реестров поставок, межбанковских трансграничных переводов или просто доверительной среды для межорганизационного документооборота.

В-третьих, я бы обозначил пласт технологий с идеологией «виртуальных помощников». На данный момент технологии еще не дошли до создания искусственного интеллекта (ИИ) в самом широком смысле, однако уже сейчас ИИ может составить конкуренцию некоторым профессиям. Автопилот способен в некоторых случаях заменить человека в управлении автомобилем, роботы проводят диктанты. Возможно, в будущем привычных учителей заменит ИИ, который будет выстраивать программу обучения исходя из уровня знаний конкретного ученика и предлагать актуальные учебные материалы и задания.

Говоря про виртуальных помощников, нельзя не упомянуть и чат-боты. С их помощью можно активировать бонусные карты, изменить детали доставки, заказать еду, такси, купить билеты на концерт. На платформах Telegram и Facebook Messenger на сегодня созданы сотни тысяч ботов. Для пользователей чат-боты удобнее, чем call-центр - намного проще и быстрее поговорить с ботом и не ждать ответа вечно занятных операторов. Боты особенно привлекательны для молодой категории пользователей.

И, наконец, интернет вещей. По данным аналитиков, через 4 года на одного жителя планеты будет как минимум одно подключенное к сети устройство. Техника, которая оборудована «умными» датчиками, поможет управлять освещением, готовить еду к нужному моменту, контролировать энергопотребление, температуру, влажность и другие параметры. В частности, здесь хочется отметить технологии мобильной медицины. Никого уже не удивить гаджетами для фитнеса и поддержания здорового образа жизни, но в обиход вошли также мобильные медицинские терминалы, либо носимые устройства вкупе с датчиками, определяющими позицию сотрудника на территории, факт его вхождения в опасную зону и пр. И те, и другие решения уже предлагаются компанией КРОК российским предприятиям. С помощью таких устройств контроль за состоянием здоровья сотрудников компании-заказчика и уровнем их стресса проходит дистанционно, без участия медицинских специалистов, и может включать в себя замер температуры, кровяного давления, частоты пульса и пр. Тем самым предприятия снижают риски производственного травматизма и аварий.

При этом решение по определению позиции объекта на территории (комплекс из датчиков и мобильного приложения) может использоваться и для навигации, например, в крупных торговых центрах (поиск магазина), супермаркетах (навигации по зонам скидок), госучреждениях (например, для поиска нужного кабинета, куда обратиться за справкой), аэропортах, музеях и пр. А в офисе КРОК мы пользуемся таким приложением для поиска припаркованных автомобилей на девятиэтажной парковке.

Повысить Понизить

В любой сфере ценен профессионализм. Так что я не готов давать какого-то однозначного рецепта успеха. Но, будьте готовы постоянно учиться, учите английский язык, в том числе разговорный, а не только технический. Давно прошла эра стереотипных нелюдимых программистов-интровертов. Сейчас, во времена SCRUM и Сберджайл мы все работаем в команде, и, как никогда, важны именно коммуникационные навыки.

Повысить Понизить

Я бы сказал, что будущее за IT-сферой. Все компании станут digital. Хорошие управленцы всем и всегда нужны. Главное быть хорошим специалистом, отрасль не так важна, я думаю.

Повысить Понизить

, старший руководитель направления развития IT систем в R&D-центре Сбербанк-Технологий

С бурным развитием прорывных технологий очень сложно прогнозировать далее, чем на 5 лет. Совершенно точно ИИ в ближайшее время вытеснит профессии, подразумевающие монотонную деятельность и не связанные с любым проявлением творчества (например, маркетинговые исследования, разработка несложного ПО, отчетность и т.д.). Пока качественный скачок в ИИ ограничивают довольно примитивные алгоритмы и высокая стоимость обучения. Но прорывы в других технологиях, например, квантовых вычислениях, позволят существенно удешевить и улучшить процесс обучения ИИ - тогда большинство видов нашей деятельности не будет требовать человеческого вмешательства, и нам останется только получать удовольствие от жизни 🙂

Повысить Понизить

Однозначно востребованными всегда будут те специальности, которые непосредственно связаны с производством. При любом раскладе мы никуда не денемся от новых сайтов, мобильных приложений и прочих IT-продуктов, а это значит, что разработчики, дизайнеры, проектировщики и тестировщики будут еще долго востребованы. Более того, в будущем продукты и системы будут становиться все более сложными - и будет возрастать роль инженерной составляющей. Это, в принципе, наблюдается уже сейчас - «чистые» проектировщики интерфейсов становятся менее востребованными, а вот роль проектировщиков продуктов (IT-систем во всей полноте) возрастает.

При этом я бы не советовал гнаться за лучшим заработком — никто не отменял старую мудрость, что полезные связи важнее денег, а опыт важнее связей. Куда важнее инвестировать время и силы в собственное развитие и расти в том направлении, которое больше всего нравится - это принесет и больше удовольствия, и больше денег на дальней перспективе. Важно трезво оценивать свои силы и гнаться не за огромными деньгами, а за опытом и полезными знакомствами — тогда хорошие деньги придут сами собой через год-два, разумные сотрудники, которые интересуются профессией, а не кошельком, ценятся на рынке на вес золота. И наоборот - «зеленый» специалист с запросами на безумные суммы денег воспринимается неадекватно и в хорошее место точно не попадет, только если он не гений от мира IT (а в нехорошее место вам попадать точно не надо).

Повысить Понизить

Не стоит гнаться за модными тенденциями. Не только потому, что мода на технологии меняется, но и в силу естественных рыночных соображений. Большое значение имеет соотношение спроса и предложения на рынке труда. Когда что-то становится популярным, то не только увеличивается спрос на технологию, но и многие начинают её осваивать, что в итоге приводит к насыщению и рыночная ниша становится очень конкурентной. Когда у работодателя большой выбор, то зачем переплачивать? Вероятность, что именно вы станете наиболее ценным специалистом в популярной сфере — конечно существует, но для этого нужно очень любить свое дело и иметь таланты, которые помогут вам выделятся среди прочих. Тогда с опытом возможно придет и успех.

Напротив, существует немало узкоспециализированных сфер, которые не столь популярные, но стабильные в отношении спроса. Так, в частности, низкоуровневые разработчики, системные программисты будут востребованы всегда. Изучайте основы, как работает процессор, как функционируют ядра операционных систем, алгоритмы, математику, язык Си и ассемблер. Образно говоря, кто-то должен поддерживать фундамент и несущие стены, особенно когда фасад часто перестраивают. Риски в данном случае тоже есть. Связаны они в первую очередь с тем, что достойной работы может просто не быть в вашем городе и нужно быть готовым к переезду. А кроме этого входной порог, как правило, гораздо выше, но ваши усилия будут хорошо оплачиваться.

Мой личный прогноз, наверное, не будет оригинальным. Это интернет вещей (IoT), анализ и хранение больших объемов данных, технологии распознавания, нейронные сети, искусственный интеллект, дополненная реальность, вычислительная биология (биоинформатика, биомоделирование).

Повысить Понизить

В плане конкретных технологий IT очень быстро развивается и очень интересные предсказания сделать сложно, а скучные - пожалуйста:

  • проектный менеджмент будет востребован и хорошо оплачиваться;
  • финансовая и банковская автоматизация никуда не уйдёт в ближайшие десятилетия (это Java разработка с соответствующей спецификой);
  • интеграция и автоматизация не-ИТ бизнеса (ритейл, логистика и т.п.) в первую очередь SAP и 1С (локально для России).

В плане передовых технологий: ИИ будет сверх-востребован, но в каком виде эта область окажется через 10 лет сложно сказать, будут это data scientists, инженеры по работе с данными или архитекторы нейросетей, я предсказать не могу. Нужно погружаться в область и действовать по ситуации 🙂

Повысить Понизить

Мир стремительно меняется, но всегда будут цениться люди, умеющие производить продукт. Будь то интеллектуальный продукт или физический. Стабильный спрос всегда будет на хороших разработчиков, инженеров, руководителей проектов. Хочу подчеркнуть, что закончить ВУЗ недостаточно, чтобы называться хорошим специалистом. Для этого нужен опыт, бессонные ночи и факапы. Идите на стажировку, пока учитесь в ВУЗе, работайте на фрилансе, изучайте что-то новое. Интернет - это море возможностей для развития.

Предсказание будущего - одно из наиболее неблагодарных дел. Однако есть отрасли, явно выделяющиеся на фоне других. На мой взгляд, таковыми являются e-commerce, 3D принтинг, VR (виртуальная реальность), искусственный интеллект, робототехника и блокчейн. Мне, как руководителю проекта Mambo24 и, соответственно, человеку, хорошо знакомому с рынком e-commerce, проще рассуждать о 1-ом пункте. Он наиболее интересен тем, что может совместить в себе все остальные темы. Как? Сейчас расскажу подробнее.

Определенно, сферу e-commerce уже в ближайшие годы ждут фундаментальные изменения. 3 ключевые ценности этого рынка - большой ассортимент, быстрая доставка и низкая стоимость - будут всегда, и компании в стремлении обеспечить наиболее высокий уровень реализации этих ценностей обязательно придут к внедрению для начала искусственного интеллекта. Да, пока это лишь маркетинговое обозначение, и в реальности интеллекта в таких технологиях не наблюдается. То, что принято называть интеллектом, всего лишь машинное обучение. Однако, основываясь на больших объемах данных, это обучение может приходить к невероятным результатам. Думаю, все слышали историю про ботов от Microsoft, которые, общаясь друг с другом, в итоге придумали свой собственный язык и полностью перешли на общение на нем, после чего компания вынуждена была их отключить, т.к. разработчики перестали понимать, что происходит:). Это забавная история наглядно демонстрирует потенциал сферы, а в коммерческом плане - представьте бот, который сможет подобрать для вас идеальный товар, учитывая все необходимые характеристики, условия и другое, имея информацию о нескольких ваших предыдущих покупках. Такие боты смогут планировать обновление товаров, предлагать вам наиболее рациональные замены и даже продавать ваш неиспользуемый товар. При использовании искусственного интеллекта в управлении домом боты смогут заказывать на партнерских e-commerce площадках доставку еды к определенному времени с учетом всех вкусовых предпочтений клиента, организовывать досуг и многое другое.

Кстати, о доставке. Персонализированная доставка с помощью дронов - это уже совсем недалекое будущее. Уверен, что в течение 5–10 лет над нашими головами в небе будут ежеминутно пролетать сотни дронов.

Ключевой недостаток e-commerce - отсутствие возможности «пощупать» товар, увидеть его вживую. Здесь и будут активно внедряться технологии виртуальной реальности. Правда, боюсь, что это полностью уничтожит классический ритейл, ведь все в нашем мире создается во имя лени человеческой:). Чем меньше действий необходимо совершить человеку для достижения результата, тем ему комфортнее.

Миллионы и миллиарды сервисов, приложений, которые будут выпущены на рынок в ближайшие годы, создадут такое огромное разнообразие предложений, что потребителю просто необходимо будет иметь доступ к ним в одном месте. Этим мы и занимаемся в Mambo24, объединяя в себе наиболее востребованные в российском e-commrece ниши, такие как продажа товаров, доставка еды, продажа авиабилетов и скидочных купонов. Уверен, что будущее - за компаниями, которые не только развивают себя, но уделяют максимальное внимание партнерским отношениям, внедрению совокупности всех новых технологий.

Всё понятно, покажите выводы

Благодарим организаторов IT-конференции «Стачка» за общение с экспертами и оперативную помощь в сборе ответов.

Напоминаем, что вы можете задать свой вопрос экспертам, а мы соберём на него ответы, если он окажется интересным. Вопросы, которые уже задавались, можно найти в списке выпусков . Если вы хотите присоединиться к числу экспертов и прислать ответ от вашей компании или лично от вас, то пишите на , мы расскажем как это сделать.



В продолжение темы:
Windows

Часть вторая : "Важнейшие характеристики каждого семейства процессоров Intel Core i3/i5/i7. Какие из этих чипов представляют особый интерес" Введение Сначала мы приведём...

Новые статьи
/
Популярные