Java изучение с нуля. «Для самых маленьких». Полезные интернет-сервисы для изучения основных принципов программирования и структуры кода любого приложения

Начало текста Глава: Предисловие (или для кого эта книга) Глава: Введение (или рассказ о программировании) Часть 1. Установка необходимых программ и их настройка Глава: JDK - Java Development Kit (комплект для разработки на Java) Глава: IDE (Integrated Development Environment) "IntelliJ Idea"- Интегрированная среда разработки (система программирования) "IntelliJ Idea" Часть 2. Основные понятия и операторы Java. Глава 2.1. Урок 1. Структура программ на Java. Пример программы на Java.

Глава: Предисловие (или для кого эта книга)

Наверное многие скажут: "по Java уже написано много хороших книг, зачем еще одна"? И для многих скорее всего моя книга не даст ничего нового. Ведь основным ее читателем должен стать (предположительно) человек, который вообще не имеет никакого опыта в программировании. Со одной стороны кажется, что достаточно взять книгу с хорошим, наиболее полным описание и все. Но на практике это далеко не так. Недостаточно прочитать о чем-то. Главное понять, как это использовать. Уметь приспособить разный набор средств для решения конкретной задачи. Оценить, что из существующих вариантов лучше. Как этого добиться? Практика. Очень много практики с разбором тривиальных примеров и решением похожих задач самостоятельно. Однако практика, к сожалению, это еще не все. Помимо нее должна быть и правильно подобранная, дозированная теория. Это значит, что я не буду вываливать все знания в полном объеме на читателя сразу. Многое буду сознательно упрощать для лучшего понимания сути вещей. Надеюсь профессионалы меня за это не будут гневно хулить. Ведь после прочтения моей книги, читатель сможет перейти к литературе, дающей более развернутые знания, и разобраться в ней самостоятельно.


Глава: Введение (или рассказ о программировании)

Наверное, в наш прогрессивный век многие слышали такие слова как "программа" и "программирование". Давайте разберемся что это такое, откуда взялось и на какие направления сейчас разбивается.
Во-первых, начнем с термина "программа". Если простыми словами, то программа - это последовательность действий или указаний компьютеру, которую он должен выполнить. Запуская программу, мы запускаем по очереди все команды или инструкции, указанные в ней. Программирование, соответственно, - это процесс создания или написания программ.
Как компьютер понимает или расшифровывает команды записанные в программе?
По сути дела, программа, которую видит компьютер, и программа, которую видит человек на экране, очень сильно отличаются, так как написаны на разных языках. Компьютерная машина понимает только так называемый двоичный код - определенные комбинации из единиц и нулей. Почему так? Все просто, если мы обратимся к механике процесса. Команды компьютеру передаются по шлейфам, состоящие из набора проводов (каналов), и так называемой шине данных. Есть электрический сигнал в канале - значит поступила единица. Нет сигнала - ноль.
Однако, если мы откроем текст программы, написанной программистом, он не будет выглядеть как сплошной набор единиц и нулей и его вполне можно будет "прочитать" и разобрать на команды. Как же тогда компьютер понимает программы, написанные людьми? А вот здесь работают так называемые переводчики с одного языка на другой. Называют эти переводчики - трансляторами. Трансляторы можно разделить на два вида: компиляторы и интерпретаторы. Компиляторы переводят всю программу целиком и сохраняют в специальных исполняемых файлах. Чтобы запустить такую программу, нужно запустить полученный файл. Интерпретаторы переводят команды в режиме он-лайн и сразу их выполняют. По одной команде за один шаг: перевел команду - выполнил, перевел следующую - выполнил, и т. д.
От уровня сложности языка, с которого переводит транслятор, зависит количество команд в двоичном коде. Если язык достаточно приближен к двоичному коду, то на одну команду такого языка будет выходить от 1 (ассемблеры) до 10 команд в двоичном коде. К таким языкам можно отнести, например, Pascal, C. Для высокоуровневых языков, такие например, как С++ и Java, количество команд в двоичном коде на одну команду высокоуровневого языка может быть равным 100 и более.
С одной стороны использование компиляторов лучше, так как программы переведенные целиком на машинный язык работают быстрее. Однако эти программы работают только в какой-то одной операционной системе, для которой они были скомпилированы. К достоинствам интерпретаторов можно отнести так называемую кроссплатформенность, то есть независимость от конкретной операционной системы (платформы). Что здесь имеется ввиду? Дело в том что для запуска одной и той же программы в разных операционных системах будут использоваться разные интерпретаторы: в Windows один интерпретатор, в Linux - другой, в третьей операционной системе - третий и т. д. А текст самой программы остается неизменным и наглядным, где бы мы его ни открыли. Со скомпилированной программой все сложнее. Во-первых, она уже переведена на машинный язык и просмотреть в привычном виде мы ее не сможем. Во-вторых, программа четко ориентирована на определенную операционную систему и изменить это в скомпилированной программе невозможно. Для того, чтобы провернуть подобный фокус нужно взять исходную программу, которая написана на понятном программисту языке, внести необходимые изменения и скомпилировать ее под другую платформу (операционную систему).
В принципе для любого языка можно разработать как компиляторы так и интерпретаторы. К таким языкам, для которых существуют как компиляторы так и интерпретаторы, например, можно отнести Visual Basic. Однако есть ряд языков, для которых существуют только компиляторы или интерпретаторы. Например, для языка Pascal есть множество компиляторов, но нет интерпретаторов (по крайней мере я о них не слышала). Для языков VBScript, JavaScript существуют только интерпретаторы.
Отдельно можно выделить языки программирования, в которых используется некоторое сочетание принципов компиляции и интерпретации. К таким языкам можно отнести и Java. Сначала программа, написанная на Java, обрабатывается компилятором. Однако на выходе получается не машинный, а некоторый промежуточный код (псевдо-код или байт-код), который затем интерпретируется виртуальной машиной Java. Виртуальная машина Java - это программа, которая должна быть установлена в операционной системе, где будет запускаться превращенная в псевдо-код программа.
Как и где пишутся программы?
Давайте подумаем что нам понадобится для создания работающей программы. Во-первых, нам нужно где-то набирать текст программы. А значит нужен какой-то текстовый редактор, в котором мы это проделаем и сможем сохранить. Во-вторых, понадобится компилятор или интерпретатор. В принципе это необходимый минимум. Однако! Следует учесть, что по мере написания программ мы, как и все люди допускаем ошибки. Во-первых, ошибку мы можем сделать в тексте. Было бы удобно, чтобы текстовый редактор умел видеть хотя бы простейшие ошибки в синтаксисе написанных команд и как-то оповещал нас об этом (например, подчеркиванием, как это делает Word для обычных текстов). Во-вторых, могут быть логические ошибки, когда в тексте все вроде верно написано, но ничего не работает так как ожидалось. На этот случай, было бы неплохо иметь удобные инструменты для поиска ошибок во время работы программы.
Для удобства программистов все удобные инструменты объединены в особые программы - системы программирования. Обычно в них есть и особый текстовый редактор, и трансляторы, и отладчик (для поиска ошибок в ходе выполнения программы), и уйму удобных инструментов для облегчения нелегкого труда программиста. К таким "плюшкам" можно отнести автогенерацию кусочков программы, удобный запуск программ по одному щелчку (когда система программирования сама запускает нужный транслятор и полученную исполняемую программу) и многое-многое другое.
Обычно для одного языка существует не одна система программирования, а несколько. Каждый программист, естественно, сам выбирает наиболее удобную для себя систему. Например, для Java самыми распространенными системами программирования являются "IntelliJ Idea","Eclipse","NetBeans".
Поскольку автор предпочитает первую из них и остальные вам пока неизвестны, для нашей практики мы с вами будем использовать "IntelliJ Idea".


Часть 1. Установка необходимых программ и их настройка

Глава: JDK - Java Development Kit (комплект для разработки на Java)

Начнем с самого главного - установки набора необходимых программ для разработки и выполнения программ, написанных на Javа. На английском название этого набора звучит как Java Development Kit или коротко - JDK. Именно последнюю аббревиатуру мы будем использовать в дальнейшем.
Что входит в JDK?
В JDK входят следующие компоненты:
1) JRE - Java Runtime Environment (Среда выполнения Java)
Набор программ и библиотек, необходимых для выполнения псевдо-кода. Фактически это и есть виртуальная машина Java, необходимая для запуска скомпилированных под нее программ.
Примечание: Если нужно только запускать скомпилированные программы, написанные на Java, а не создавать их, устанавливать JDK не имеет смысла. Достаточно установить только JRE.
2) компиляторы
3) отладчики
4) специализированные библиотеки
5) и другие средства разработки
Что такое библиотеки и что в них находится?
Программы на языке высокого уровня пользуются готовыми, проверенными фрагментами кода для выполнения различных типовых действий. К таким действиям можно отнести: отображение информации на экране, ввод данных с клавиатуры, вычисление стандартных математических функций и т. д. Подобные фрагменты кода находятся в библиотеках, представленных в виде отдельных файлов.
Где взять JDK?
Любую версию JDK можно скачать совершенно бесплатно с официального сайта Oracle. Для этого сначала наберем в любом интернет-поисковике следующие слова для поиска: "JDK download". Первый же сайт в списке - наш.

В табличке с нужной версией выбирайте сначала опцию "Accept License Agreement" (переводится с английского как "Согласиться с лицензионным соглашением"), а затем щелкайте по нужному файлу в этой таблице.
Как вы уже знаете, Java - кроссплатформенный язык программирования, то есть одна и та же программа, написанная на нем, одинаково работает в разных операционных системах. Последнее свойство достигается за счет различающихся JRE и JDK на разных операционных системах (платформах).
Естественно вы должны скачать установочный файл, который соответствует вашей операционной системе. Например, если вы работаете под Linuх, выбирайте соответствующий файл для Linux. Если под Windows - файл для Windows.
Если вы устанавливаете JDK под 32 битную операционную систему, качайте файл с пометкой x86. Если под 64 битную - с пометкой х64.
Примечание. Разрядность системы в Windows 7 можно узнать так: жмем «Пуск», правой кнопкой мыши «Компьютер», выбираем «Свойства». Смотрим значение свойства "Тип системы".

Например:

Для 64-битной операционной системы Windows и JDK 8u101 нужный файл будет иметь следующее название:
"jdk-8u101-windows-x64.exe"

Для 32-битной операционной системы Windows и JDK 8u101 нужный файл будет иметь следующее название:
"jdk-8u101-windows-i586.exe"

Как установить и правильно настроить JDK (для ОС Windows 7)?
Этап первый: Установка JDK
Для того чтобы установить JDK, необходимо запустить установочный exe-файл с нужной версией JDK. Дальше нужно лишь следовать по окнам-шагам инсталляции.
Примечание: На одной операционной системе может быть установлено несколько версий JDK и JRE. Сделать какую-то JRE основной (которую и будет использовать виртуальная машина Java) можно в настройках операционной системы. Задать определенную JDK для проекта можно как в операционной системе(будет общей для всех проектов) так и в системе программирования, в которой этот проект пишется.
Давайте рассмотрим весь процесс установки JDK на примере установки JDK 8u102 на 64-битную операционную систему Windows 7 (нужно будет запускать файл jdk-8u102-windows-x64.exe).

1. В первом окне просто нажимаем кнопку "Next"

2. Во втором окне сначала выбираем папку, куда будет устанавливаться наше JDK. Для этого нажимаем кнопку "Change..." и выбираем нужное место на диске.

Примечание: Желательно придерживаться одного общего места для всех папок с разными версиями JRE. То есть чтобы структура общей папки была наподобие следующей:

После этого нажимаем кнопку "Next".

Этап второй: Настройка переменных окружения
Для того, чтобы система программирования знала какую jdk использовать по умолчанию для своих программ и операционная система умела распознавать файлы java, необходимо настроить системные переменные в нашей операционной системе.
Для этого в Windows 7 нужно сделать следующие шаги:

1) Зайдите в следующие настройки:
Кнопка "Пуск" --> правой кнопкой мыши в пункт "Компьютер"--> пункт "Свойства" --> пункт "Дополнительные параметры среды" --> вкладка "Дополнительно" --> кнопка "Переменные среды..."

2) Под списком "Cистемные Переменные" нажать кнопку "Создать"

3) Внести необходимые данные и нажать кнопку "OK":
Имя переменной JAVA_HOME
Значение переменной <путь к папке, куда устанавливалось JDK(не JRE!)>

4) Найдите в списке системных переменных переменную "Path", выберете ее и нажмите кнопку "Изменить".

5) Перейдите в конец поля "Значение переменной"(ничего не удалять!!!), добавьте следующий кусочек текста и нажмите кнопку "OK":
;%JAVA_HOME%\bin\

6) Нажмите кнопку "OK" для окна "Переменные среды", затем для вкладки "Дополнительно" и перезагрузите компьютер.


Глава: IDE (Integrated Development Environment) "IntelliJ Idea"- Интегрированная среда разработки (система программирования) "IntelliJ Idea"

"IntelliJ Idea" одна из наиболее распространенных систем программирования для Java. Она удобна и имеет много инструментов, облегчающих работу программиста. К несомненным плюсам можно отнести доступные бесплатные версии этой среды разработки в интернете.

Примечание. Термин IDE(интегрированная среда разработки) идентичен понятию "система программирования", однако в профессиональной среде его используют чаще.

Где взять "IntelliJ Idea"?
Данную IDE можно скачать с официального сайта компании "JetBrains". Для этого сначала нужно набрать в любом интернет-поисковике следующие слова для поиска: "Intellij Idea". Первый же сайт в отобразившемся списке - наш.


Исходный файл на языке Java - это текстовый файл, содержащий в себе одно или несколько описаний классов. Транслятор Java предполагает,

что исходный текст программ хранится в файлах с расширениями Java. Получаемый в процессе трансляции код для каждого класса записывается в отдельном выходном файле, с именем совпадающем с именем класса, и расширением class.

Прежде всего, в этой главе мы напишем, оттранслируем, и запустим каноническую программу “Hello World”. После этого мы рассмотрим все существенные лексические элементы, воспринимаемые Java-транслятором: пробелы, комментарии, ключевые слова, идентификаторы, литералы, операторы и разделители. К концу главы вы получите достаточно информации для того чтобы самостоятельно ориентироваться в хорошей Java-программе.

Итак, вот ваша первая Java-программа

:

class HelloWorld {

System. out. println ("Hello World");

Для того, чтобы поработать с приведенными в книге примерами вам нужно получить по сети из Sun Microsystems и установить Java Developers Kit - пакет для разработки Java-приложений (

http://java.sun.com/products/jdk ). Полное описание утилит пакета JDK – в Приложении 1 .

Язык Java требует, чтобы весь программный код был заключен внутри поименованных классов. Приведенный выше текст примера надо записать в файл HelloWorld.java. Обязательно проверьте соответствие прописных букв в имени файла тому же в названии содержащегося в нем класса. Для того, чтобы оттранслировать этот пример необходимо запустить транслятор Java - javac, указав в качестве параметра имя файла с исходным текстом:

\> javac HelloWorld.Java

Транслятор создаст файл HelloWorld.class с независимым от процессора байт-кодом нашего примера. Для того, чтобы исполнить полученный код, необходимо иметь среду времени выполнения языка Java (в нашем случае это программа java), в которую надо загрузить новый класс для исполнения. Подчеркнем, что указывается имя класса, а не имя файла, в котором этот класс содержится.

> java HelloWorld

Полезного сделано мало, однако мы убедились, что установленный Java-транслятор и среда времени выполнения работают.

Шаг за шагом

HelloWorld - это тривиальный пример. Однако даже такая простая программа новичку в языке Java может показаться пугающе сложной, поскольку она знакомит вас с массой новых понятий и деталей синтаксиса языка Давайте внимательно пройдемся по каждой строке нашего первого примера, анализируя те элементы, из которых состоит Java-программа.

class HelloWorld {

В этой строке использовано зарезервированное слово

class. Оно говорит транслятору, что мы собираемся описать новый класс. Полное описание класса располагается между открывающей фигурной скобкой в первой строке и парной ей закрывающей фигурной скобкой в строке 5. Фигурные скобки в Java используются точно так же, как в языках С и С ++.

public static void main (String args ) {

Такая, на первый взгляд, чрезмерно сложная строка примера является следствием важного требования, заложенного при разработке языка Java. Дело в том, что в

Java отсутствуют глобальные функции. Поскольку подобные строки будут встречаться в большинстве примеров первой части книги, давайте пристальнее рассмотрим каждый элемент второй строки.

Разбивая эту строку на отдельные лексемы, мы сразу сталкиваемся с ключевым словом

public. Это - модификатор доступа, который позволяет программисту управлять видимостью любого метода и любой переменной. В данном случае модификатор доступа public означает, что метод main виден и доступен любому классу. Существуют еще 2 указателя уровня доступа - private и protected, с которыми мы более детально познакомимся в главе 8 .

Следующее ключевое слово -

static. С помощью этого слова объявляются методы и переменные класса, используемые для работы с классом в целом. Методы, в объявлении которых использовано ключевое слово static, могут непосредственно работать только с локальными и статическими переменными.

У вас нередко будет возникать потребность в методах, которые возвращают значение того или иного типа: например,

int для целых значений, float - для вещественных или имя класса для типов данных, определенных программистом. В нашем случае нужно просто вывести на экран строку, а возвращать значение из метода main не требуется. Именно поэтому и был использован модификатор void. Более детально этот вопрос обсуждается в главе 4 .

Наконец, мы добрались до имени метода

main. Здесь нет ничего необычного, просто все существующие реализации Java-интерпретаторов, получив команду интерпретировать класс, начинают свою работу с вызова метода main. Java-транслятор может оттранслировать класс, в котором нет метода main. А вот Java-интерпретатор запускать классы без метода main не умеет.

Все параметры, которые нужно передать методу, указываются внутри пары круглых скобок в виде списка элементов, разделенных символами ";" (точка с запятой). Каждый элемент списка параметров состоит из разделенных пробелом типа и идентификатора. Даже если у метода нет параметров, после его имени все равно нужно поставить пару круглых скобок. В примере, который мы сейчас обсуждаем, у метода

main только один параметр, правда довольно сложного типа. String args объявляет параметр с именем args, который является массивом объектов - представителей класса String. Обратите внимание на квадратные скобки, стоящие после идентификатора args. Они говорят о том, что мы имеем дело с массивом, а не с одиночным элементом указанного типа. Мы вернемся к обсуждению массивов в следующей главе, а пока отметим, что тип String - это класс. Более детально о строках мы поговорим в главе 9 .

System. out. prlntln("Hello World!");

В этой строке выполняется метод

println объекта out. Объект out объявлен в классе OutputStream и статически инициализируется в классе System. В главах 9 и 13 у вас будет шанс познакомиться с нюансами работы классов String и OutputStream.

Закрывающей фигурной скобкой в строке 4 заканчивается объявление метода

main, а такая же скобка в строке 5 завершает объявление класса HelloWorld.

Лексические основы

Теперь, когда мы подробно рассмотрели минимальный Java-класс, давайте вернемся назад и рассмотрим общие аспекты синтаксиса этого языка. Программы на

Java - это набор пробелов, комментариев, ключевых слов, идентификаторов, литеральных констант, операторов и разделителей. язык, который допускает произвольное форматирование текста программ. Для того, чтобы программа работала нормально, нет никакой необходимости выравнивать ее текст специальным образом. Например, класс HelloWorld можно было записать в двух строках или любым другим способом, который придется вам по душе. И он будет работать точно так же при условии, что между отдельными лексемами (между которыми нет операторов или разделителей) имеется по крайней мере по одному пробелу, символу табуляции или символу перевода строки.

Комментарии

Хотя комментарии никак не влияют на исполняемый код программы,

при правильном использовании они оказываются весьма существенной частью исходного текста. Существует три разновидности комментариев: комментарии в одной строке, комментарии в нескольких строках и, наконец, комментарии для документирования. Комментарии, занимающие одну строку, начинаются с символов // и заканчиваются в конце строки. Такой стиль комментирования полезен для размещения кратких пояснений к отдельным строкам кода:

а = 42; // если

42 - ответ, то каков же был вопрос?

Для более подробных пояснений вы можете воспользоваться комментариями, размещенными на нескольких строках, начав текст комментариев символами /* и закончив символами */ При этом весь текст между этими парами символов будет расценен как комментарий и транслятор его проигнорирует.

* Этот код несколько замысловат...

* Попробую объяснить:

Третья, особая форма комментариев, предназначена для сервисной программы

javadoc, которая использует компоненты Java-транслятора для автоматической генерации документации по интерфейсам классов. Соглашение, используемое для комментариев этого вида, таково: для того, чтобы разместить перед объявлением открытого (public) класса, метода или переменной документирующий комментарий , нужно начать его с символов /** (косая черта и две звездочки). Заканчивается такой комментарий точно так же, как и обычный комментарий - символами */. Программа javadoc умеет различать в документирующих комментариях некоторые специальные переменные, имена которых начинаются с символа @. Вот пример такого комментария:

* Этот класс умеет делать замечательные вещи. Советуем всякому, кто

* захочет написать еще более совершенный класс, взять его в качестве

* базового.

* @see Java. applet. Applet

* ©author Patrick Naughton

class CoolApplet extends Applet { /**

* У этого метода два параметра:

key - это имя параметра. - это значение параметра с именем key.

*/ void put (String key, Object value) {

Зарезервированные ключевые слова

Зарезервированные ключевые слова - это специальные идентификаторы, которые в языке

Java используются для того, чтобы идентифицировать встроенные типы, модификаторы и средства управления выполнением программы. На сегодняшний день в языке J ava имеется 59 зарезервированных слов (см. таблицу 2). Эти ключевые слова совместно с синтаксисом операторов и разделителей входят в описание языка Java. Они могут применяться только по назначению, их нельзя использовать в качестве идентификаторов для имен переменных, классов или методов.

Таблица 2

Зарезервированные слова Java

Отметим, что слова

byvalue, cast, const, future, generic, goto, inner, operator, outer, rest, var зарезервированы в Java, но пока не используются Кроме этого, в Java есть зарезервированные имена методов (эти методы наследуются каждым классом, их нельзя использовать, за исключением случаев явного переопределения методов класса Object).

Таблица 3

Зарезервированные имена методов

Java

Идентификаторы

Идентификаторы используются для именования классов, методов и переменных. В качестве идентификатора может использоваться любая последовательность строчных и прописных букв, цифр и символов _ (подчеркивание) и $ (доллар). Идентификаторы не должны начинаться с цифры, чтобы транслятор не перепутал их с числовыми литеральными константами, которые будут описаны ниже.

Java - язык, чувствительный к регистру букв. Это означает, что, к примеру, Value и VALUE - различные идентификаторы.

Литералы

Константы в

Java задаются их литеральным представлением. Целые числа, числа с плавающей точкой, логические значения, символы и строки можно располагать в любом месте исходного кода. Типы будут рассмотрены в главе 4 .

Целые литералы

Целые числа - это тип, используемый в обычных программах наиболее часто. Любое целочисленное значение, например, 1, 2, 3, 42 - это целый литерал. В данном примере приведены десятичные числа, то есть числа с основанием 10 - именно те, которые мы повседневно используем вне мира компьютеров. Кроме десятичных, в качестве целых литералов могут использоваться также числа с основанием 8 и 16 - восьмеричные и шестнадцатиричные. Java распознает восьмеричные числа по стоящему впереди нулю. Нормальные десятичные числа не могут начинаться с нуля, так что использование в программе внешне допустимого числа 09 приведет к сообщению об ошибке при трансляции, поскольку 9 не входит в диапазон 0..

7, допустимый для знаков восьмеричного числа. Шестнадцатиричная константа различается по стоящим впереди символам нуль-х (0х или 0Х). Диапазон значений шестнадцатиричной цифры - 0.. 15, причем в качестве цифр для значений 10.. 15 используются буквы от А до F (или от а до f). С помощью шестнадцатиричных чисел вы можете в краткой и ясной форме представить значения, ориентированные на использование в компьютере, например, написав Oxffff вместо 65535.

Целые литералы являются значениями типа

int, которое в Java хранится в 32-битовом слове. Если вам требуется значение, которое по модулю больше, чем приблизительно 2 миллиарда, необходимо воспользоваться константой типа long. При этом число будет храниться в 64-битовом слове. К числам с любым из названных выше оснований вы можете приписать справа строчную или прописную букву L, указав таким образом, что данное число относится к типу long. Например, Ox7ffffffffffffffL или 9223372036854775807L - это значение, наибольшее для числа типа long.

Литералы с плавающей точкой

Числа с плавающей точкой представляют десятичные значения, у которых есть дробная часть. Их можно записывать либо в обычном, либо экспоненциальном форматах. В обычном формате число состоит из некоторого количества десятичных цифр, стоящей после них десятичной точки, и следующих за ней десятичных цифр дробной части. Например, 2.0, 3.14159 и.6667 - это допустимые значения чисел с плавающей точкой, записанных в стандартном формате. В экспоненциальном формате после перечисленных элементов дополнительно указывается десятичный порядок. Порядок определяется положительным или отрицательным десятичным числом, следующим за символом Е или е. Примеры чисел в экспоненциальном формате: 6.022е23, 314159Е-05, 2е+100. В

Java числа с плавающей точкой по умолчанию рассматриваются, как значения типа double. Если вам требуется константа типа float, справа к литералу надо приписать символ F или f. Если вы любитель избыточных определений - можете добавлять к литералам типа double символ D или d. Значения используемого по умолчанию типа double хранятся в 64-битовом слове, менее точные значения типа float - в 32-битовых.

Логические литералы

У логической переменной может быть лишь два значения -

true (истина) и false (ложь). Логические значения true и false не преобразуются ни в какое числовое представление. Ключевое слово true в Java не равно 1, a false не равно 0. В Java эти значения могут присваиваться только переменным типа boolean либо использоваться в выражениях с логическими операторами.

Символьные литералы

Символы в

Java - это индексы в таблице символов UNICODE. Они представляют собой 16-битовые значения, которые можно преобразовать в целые числа и к которым можно применять операторы целочисленной арифметики, например, операторы сложения и вычитания. Символьные литералы помещаются внутри пары апострофов (" "). Все видимые символы таблицы ASCII можно прямо вставлять внутрь пары апострофов: - "a", "z", "@". Для символов, которые невозможно ввести непосредственно, предусмотрено несколько управляющих последовательностей.

Таблица 3.

2. Управляющие последовательности символов

Управляющая последовательность

Описание

Восьмеричный символ

(ddd)

Шестнадцатиричный символ

UNICODE (xxxx)

Апостроф

Обратная косая черта

Возврат каретки (carriage return)

Перевод строки (line feed, new line)

Перевод страницы

(form feed)

Горизонтальная табуляция

(tab)

Возврат на шаг

(backspace)

Строчные литералы

Строчные литералы в

Java выглядят точно также, как и во многих других языках - это произвольный текст, заключенный в пару двойных кавычек (""). Хотя строчные литералы в Java реализованы весьма своеобразно (Java создает объект для каждой строки), внешне это никак не проявляется. Примеры строчных литералов: “Hello World!”; "две\строки; \ А это в кавычках\"". Все управляющие последовательности и восьмеричные / шестнадцатиричные формы записи, которые определены для символьных литералов, работают точно так же и в строках. Строчные литералы в Java должны начинаться и заканчиваться в одной и той же строке исходного кода. В этом языке, в отличие от многих других, нет управляющей последовательности для продолжения строкового литерала на новой строке.

Операторы

Оператор - это нечто, выполняющее некоторое действие над одним или двумя аргументами и выдающее результат. Синтаксически операторы чаще всего размещаются между идентификаторами и литералами. Детально операторы будут рассмотрены в

главе 5 , их перечень приведен в таблице 3. 3.

Таблица 3.

3. Операторы языка Java

Разделители

Лишь несколько групп символов, которые могут появляться в синтаксически правильной Java-программе, все еще остались неназваннами. Это - простые разделители, которые влияют на внешний вид и функциональность программного кода.

Название

Для чего применяются

круглые скобки

Выделяют списки параметров в объявлении и вызове метода, также используются для задания приоритета операций в выражениях, выделения выражений в операторах управления выполнением программы, и в операторах приведения типов.

фигурные скобки

квадратные скобки

Используются в объявлениях массивов и при доступе к отдельным элементам массива.

точка с запятой

Разделяет операторы.

Разделяет идентификаторы в объявлениях переменных, также используется для связи операторов в заголовке цикла

for.

Отделяет имена пакетов от имен подпакетов и классов, также используется для отделения имени переменной или метода от имени переменной.

Переменные

Переменная - это основной элемент хранения информации в Java-программе. Переменная характеризуется комбинацией идентификатора, типа и области действия. В зависимости от того, где вы объявили переменную, она может быть локальной, например, для кода внутри цикла for, либо это может быть переменная экземпляра класса, доступная всем методам данного класса. Локальные области действия объявляются с помощью фигурных скобок.

Объявление переменной

Основная форма объявления переменной такова:

тип идентификатор [ = значение] [, идентификатор [ = значение

7...];

Тип - это либо один из встроенных типов, то есть,

byte, short, int, long, char, float, double, boolean, либо имя класса или интерфейса. Мы подробно обсудим все эти типы в следующей главе . Ниже приведено несколько примеров объявления переменных различных типов. Обратите внимание на то, что некоторые примеры включают в себя инициализацию начального значения. Переменные, для которых начальные значения не указаны, автоматически инициализируются нулем.

В приведенном ниже примере создаются три переменные, соответствующие сторонам прямоугольного треугольника, а затем

c помощью теоремы Пифагора вычисляется длина гипотенузы, в данном случае числа 5, величины гипотенузы классического прямоугольного треугольника со сторонами 3-4-5.

class Variables {

public static void main (String args ) {

= Math.sqrt (a* a + b* b);

System.out.println ("c = "+ c);

Ваш первый шаг

Мы уже многого достигли: сначала написали небольшую программу на языке

Java и подробно рассмотрели, из чего она состоит (блоки кода, комментарии). Мы познакомились со списком ключевых слов и операторов, чье назначение будет подробно объяснено в дальнейших главах. Теперь вы в состоянии самостоятельно различать основные части любой Java-программы и готовы к тому, чтобы приступить к чтению главы 4 , в которой подробно рассматриваются простые типы данных.

Здравствуй, дорогой читатель. Давно хотел написать подобную статью, но либо не хватало времени, либо мешала предательская лень. Но, как бы там ни было, все-таки у меня получилось собраться с мыслями, чтобы написать то, что принесет вам, я надеюсь, какую нибудь пользу. С радостью поделюсь своими знаниями и опытом, в ответ с вас причитается время и внимание. По моему мнению, данная публикация хорошо подойдет для тех, кто готов определиться в своих интересах и хочет связать свою жизнь с IT - тем или иным образом. Итак, поехали!

Выбор языка программирования

Публикация начинает выглядеть как многие подобные материалы. По закону жанра я должен буду написать название пары тройки языков программирования, назвать парочку плюсов и минусов и, в итоге, так и не ответив на вопрос, перейти к следующей части. Отчасти в этом есть доля правды, ведь каждый выбирает для себя тот язык, который ему ближе, исходя из того, разработкой какого вида продуктов он хочет заниматься в будущем. Большинство из вас изучали в школе Turbo Pascal и вряд ли для вас будет новостью, что на этом языке сейчас уже практически ничего не пишут. Так и в данном случае, выбирать язык надо грамотно, хотя много знаний никогда не бывает, но если вы хотите за короткий промежуток времени эффективно влиться в ряды программистов, к выбору языка надо подходить с умом. В самом начале запомните: хороший программист никогда не останется голодным, а в большинстве случаев сможет купить себе много икры (это определение подойдет для любой специальности, но ни одна специальность не даст вам такой свободы выбора места работы, как в плане компаний, так и стран - программист он и в Индии программист).

Логично, что чем популярнее язык и востребованность, тем больше шансов будет найти работу в будущем, при этом язык должен быть несложным в освоении. Потому что хотя на C++ и пишут большое количество игр и получают за это хорошие деньги, новичку, тем более не знакомому с ООП (объектно-ориентированное программирование) лучше отложить на некоторое время этот язык куда подальше. Далее по ссылке предоставлен список самых популярный языков программирования 2014 года , и как видно, на первом месте стоит Java, далее идут C языки, затем Phyton, JavaScript, PHP, Ruby и т.д. Если самим поискать подобные статистики, то вы увидите, что в разных источниках места заняты по разному, но в целом первые 10 мест по содержанию везде будут совпадать.

Если же обратиться к другому , в основе которого анализ выложенных в Twitter вакансий, вы увидите очень похожую ситуацию с первым примером. И да, обе статьи на английском, привыкайте к этому, если хотите стать программистом, запомните, что практически вся документации и источники полезной информации написаны на английском, так что если ваши знания в этом языке слабоваты, добавьте себе в список дел на завтра и на ближайшее будущее изучать и практиковать английский. Думаю, я даже напишу отдельную статью, посвященную изучению иностранного языка.

Исходя из этих двух источников мы уже можем себе представить, какие языки программирования сейчас «в моде». Как видно по названию, автор статьи выбрал для себя Java. Хотя я считаю его лучшим для изучения ООП, найдется много людей, которые не согласятся со мной, и это логично - сколько людей, столько и мнений. Тут мы встаем на небольшое перепутье дорог: выбирать Java, С# (очень похож на Java), Phyton, если мы хотим работать с начинками программ и приложений (back-end) или же PHP, JavaScript, HTML, если хотим заниматься веб-разработкой (front-end). В первом случае я бы свой выбор остановил на Java, а во втором - на PHP, хотя опять же, тут больше по вкусу, надо уже самому искать информацию о различных языках и вообще понимать, чем ты хочешь заниматься. Для размышлений вот подборка языков, которые используются в крупнейших интернет компаниях мира .

Есть 2 основных причины, почему бы я выбрал либо Java, либо PHP. Первая - это очень популярные языки и найти соотвествующую работу не составит труда, а вторая - в том, что ни по каким другом языкам вы не найдете столько обучающего материала как по этим двум, причем как на русском, так и на английском.

Обучение

Итак, мы подошли к стадии, до которой большинство доходят без проблем, но этот период по праву является одним из самых сложных в карьере программиста. Хотя программист учится в течение всей своей жизни, то время, когда он начинает делать свои первые шаги, во многом определяет дальнейшую его судьбу. Вообще обучение проверяет человека на прочность, выдержит ли он, не потеряет ли интерес через месяц (как это у некоторых бывает), сможет ли дойти до конца и освоить базовые знания, на которые потом будут наслаиваться уже целые пласты информации.

Вообще, у меня есть своя теория, не раз подтвержденная мною же на практике: абсолютно всему можно научиться за 1 год. . Поверьте мне, это сущая правда, кому-то даже понадобиться меньше времени, но если человек не перестает сдаваться и в течение года с умом подходит к обучение, то практически невозможно, чтобы он не научился. Это не только в программировании, абсолютно в любой сфере: хочешь играть на гитаре - без проблем (у меня это заняло не так уж много времени и сил), научиться аргентинскому танго, кататься на серфе - на все это хватит одного года. Главное - учитесь!

В данном случае я буду рассматривать язык Java, так как он мне все таки ближе. Благо в интернете полно людей, которые безвозмездно помогают другим в обучение, поэтому найти подходящий для вас материал не составит труда. , которые можно с пером и бумагой просматривать в стенах свою уютной квартиры (пока только на русском языке). Для тех, кто привык вчитываться в проходимый материал, опять же интернет предоставляет большие возможности и это только один из всевозможных сайтов с уроками по Java . Теории хоть отбавляй, но не могу сказать про такой обучающий сайт, как Coursera.org , где вы сможете найти обучающие курсы на различных языках и по различным областям, в том числе и программированию - опять же все абсолютно бесплатно. Таких сайтов не один и не два, стоит всего лишь поискать.

Но как бы не была познавательной теория, в программирование без практики не обойтись. Но даже тут за нас уже сделали пол дела и не надо искать различные задачи, чтобы улучшать свои навыки, такой сервис как JavaRush очень в этом поможет. В целом данный сайт дает как теорию, так и практику, начиная просто с дублирования кода с экрана и заканчивая комплексными задачками, а в перерывах даже предлагает расслабиться и посмотреть небезызвестный мультсериал. По заверениям авторов, достигшие 20 уровня в сервисе будут иметь достаточные знания, чтобы уже устраиваться в IT компанию.

Ну и конечно, кто-то спросит, а как же книга? Разве не надо их читать, а если надо - то что? На это я отвечу, что от чтения книг еще никто глупее не становился. Книг тоже очень много, но я перечислю только небольшую часть из них:

Помощь в практике

Как уже упоминалось, практика - это неотъемлемая часть в любом обучение, особенно в программировании. Тут вам придется кодить и кодить, вплоть до мышечной памяти пальцев. Это, конечно, немного утрировано, но на первых порах придется и вправду много бить по клавишам, чтобы запоминать значения различных конструкций, чтобы в будущем использовать практически на автомате.

У многих начинающих программистов на первых порах возникает большое количество вопросов, особенно когда нужно выполнять самостоятельное задание. Это нормально. Но в таких ситуациях надо понимать, что практически на любой возникший у вас вопрос можно найти ответ в интернете. Вряд ли вы первый, кто с ней сталкивается, поэтому не торопитесь сражу же задавать вопросы на различные форумы программистов (о которых я напишу чуть позже). Посидите минутку, правильно сформулируйте проблему у себя в голове и смело ищите её в поисковике. Наверняка большинство будут искать на русском языке, но не забывайте, что язык программистов - это английский, поэтому, если вы не нашли ответ на великом и могучем, стоит поискать на языке, который в школе вроде бы все учили, но так и не выучили. Но если даже и в этом случае оказалось, что на ваш вопрос нигде нет ответа, в бой вступают лучшие форумы интернета:

  • Cyberforum - по моему мнению, самый популярный русскоязычный форум ITшников, тут можно найти ответы на вопросы, при чем и не только в области программирования;
  • Programmers forum - крупный русскоязычный форум;
  • Searchengines - небезызвестный форум, но специализируется больше в веб- программирование;
  • Stack overflow - а это уже, не побоюсь этих слов, самый популярный во всем мире IT-форум, ответы практически на все свои вопросы вы найдете именно здесь;
  • Dev shed - тоже крупный англоязычный форум;
  • Quora - форум прямо не специализирующийся на программировании, но зато большая вероятность, что вы получите ответ от настоящего профессионала.

Форумы - это, конечно, не единственный способ получить ответы на интересующие вопросы. В своей практике программисты повсеместно работают с официальной документацией языка, на котором они пишут. Там описываются, как работают те или иные классы и интерфейсы, порой документация является единственным источником, который может помочь в разрешение вопросов, ведь это только на начальном этапе у всех схожие вопросы и без проблем можно найти готовые решения, но чем дальше вы забираетесь в дебри, тем сложнее и сложнее находить ответы, поэтому приходиться уповать на свою, я надеюсь, уже умную голову.

Компилируем код

Довольно много я уже написал, конечно, сложно охватить такую большую тему в рамках одной статьи, но, думаю, первые шаги уже сделаны и вызвать у вас соответсвующие мысли они должны. Думаю, это только первая статья из серии «Как стать программистом» и, соответственно «зачем?», если вы стоите на перепутье дорог и пока не знаете, какой выбрать путь. В следующий раз я затрону более интересные в материальном плане вещи, ведь не секрет, что программисты люди не бедные, а уж где и сколько они получают, посмотрим в следующий раз.

Наконец, для тех, кто хочет действительно стать программистом, желаю взять быка за рога, собрать всю волю в кулак и делать то, что вам нравится. До меня уже тысячи раз говорили, но я повторюсь, главное - желание и труд. Тогда все у вас получится. Запомните самое главное: воспринимайте изучение языков программирования и различных технологий не как цель, а как СРЕДСТВО. Только представьте, какие возможности перед вами открываются. Может быть, именно вы станете одним из тех, кто меняет мир в режиме реального времени. Так что удачи и спасибо за внимание!

Видео-бонус

Теги: Добавить метки

Программирую на Java вот уже 7 лет. Но на работе часто приходится обучать новое поколение. В связи с этим и решил сделать некоторую шпаргалку, которая, надеюсь, пригодится и для хабрчан. Если кто-то может помочь дополнить чем-то информацию из этой статьи, то пишите! Итак:

Основные ресурсы для начального обучения

  • www.javable.com - сайт со статьями и tutorial"ом по Java. Все в основном на русском.
  • www.exampledepot.com - очень полезный ресурс, где собраны краткие примеры использования классов для тех или иных пакетов
  • java.sun.com - без первоисточника не обойтись. Для любого Java программиста JavaDoc должен быть истиной в последней инстанции. Так же здесь можно найти серию tutorial"ов на все возможные темы.

Основные Java пакеты

Ниже приведён список Java пакетов, в которых программист должен свободно ориентироваться. Знакомиться с ними рекомендуется как по JavaDoc"ам , так и с помощью www.exampledepot.com . Все пакеты выстроены в рекомендуемом порядке для изучения. Итак:
  1. java.lang - основа основ. Каждый класс в этом пакете нуждается в отдельном внимании.
  2. java.io - ни одна программа не может обойтись без операций с вводом-выводом.
  3. java.util - пакет в основном содержит все необходимое для работы с коллекциями: Collection, Enumeration, Set, List, Map и т.д. и т.п.
  4. java.net - содержит основные классы для работы с сетью.
  5. java.text - все необходимое для форматирования текста
  6. java.lang.reflect - Java не была бы Java"ой если бы не Reflection. Reflection стирает грань между данными и кодом.
  7. javax.sql - все необходимое по работе с базами данных
  8. javax.xml.* , org.w3c.dom.* , org.xml.sax.* - без этих пакетов работа с XML просто немыслима

Ресурсы для расширения кругозора

  • onjava.com - рано или поздно все новости мира Java попадают сюда
  • www.javaspecialists.eu - ресурс полезен как новичкам, так и продвинутым программистам, так как содержит много статей о тонкостях работы с Java.
  • www.theserverside.com - рекомендуется подписаться на RSS, так как часто проскакивают весьма интересные вещи по Java.

Java Библитеки, которые должны знать все

Java не заканчивается знаниями лишь о возможностях JSDK. Чтобы чувствовать себя комфортно необходимо знать еще десятка два сторонних библиотек, используемых Java программистами повсеместно. Итак, начнем с основных:
  • Commons Lang - то что «забыли» включить в JDK
  • Commons Math - отличное дополнение для java.math
  • Commons Logging - логирование должно быть грамотным. За System.out.println для вывода логов начинающим программистам уже через неделю обучения следует отрубать руки.

Мы привыкли к быстрому доступу к информации и столь же быстрому её поглощению. Мы предпочитаем пятиминутные ролики глубоким лекциям и коротенькие статьи - книгам. Не буду утверждать, что хорошая книга по программированию заменит любую статью, это не так. И уж точно она не заменит практику. Тем не менее, лично ко мне настоящее понимание основ программирования пришло после того, как я, прорешав сотни задач на курсе программирования и прочитав тонну статей, начал параллельно изучать теорию по книгам и хорошо так в них углубился. Я довольно долго искал свой персональный «лучший учебник по Java для начинающих». Ниже - несколько книг, которые мне пригодились в большей или меньшей степени на разных этапах учёбы.

«Для самых маленьких»

Следующие две книги можно начинать читать на старте учёбы, параллельно с видео или, если учитесь на JavaRush, - вместе с первыми уровнями. Они, особенно первая, подходят людям с нулевым программистским прошлым.

Head First Java

Я начал с этой книги не потому, что она мне больше всего нравится, а потому, что она самая простая. Эта книга, по мнению очень многих программистов, - лучший самоучитель Java с нуля. Причём она по-настоящему и совсем «с нуля», то есть подходит тем, кто только-только начинает и не совсем понимает ещё, что за зверь такой - программирование. Ко мне она попала слишком поздно. Думаю, именно поэтому я не смог её оценить по достоинству. «Просто читать» её было очень приятно, а вот искать что-то конкретное в ней мне приходилось подолгу. Материал там подан живо, но довольно поверхностно (потому что с нуля!) и многих тем и нужных пояснений попросту нет. А вот мой друг, которому она ушла по наследству, был от нее в восторге и кричал, что это не просто лучший учебник по Java для начинающих, а прям мировой шедевр и именно так нужно подавать сложный материал. Достоинства:
  • Лучший самоучитель Java с нуля, для полных чайников, написан живым языком;
  • Прикольные иллюстрации и юмор;
  • Пояснения с жизненными примерами.
Недостатки:
  • Многовато «воды» для тех, кто уже въехал в тему;
  • Не всегда удачные паззлы и упражнения.

Герберт Шилдт. Java 8. Руководство для начинающих

Полистав этот учебник, я подумал, что он хорошо подойдёт тем, кому нравится более традиционное изложение материала, нежели в Headfirst, и при этом они ищут самоучитель «с нуля». Местами изложение в книге очень детальное, напоминает расширенную и переведённую документацию с хорошими наглядными примерами. Иногда, как по мне, автор переходит границу, и начинает слишком уж разжевывать, читать становиться скучновато… и вдруг - кульбит - и какое-то довольно сложное место проскакивается почти мгновенно, и ты в полном недоумении пытаешься понять, что и где пропустил. Тем не менее, таких мест в книге не слишком много, и я знаю людей, которые считают, что «Руководство для начинающих» - лучший самоучитель Java для тех, кто ещё ничего не знает. Лично мне он показался не очень ровным. Скажем, начинаю разбирать коллекции, и вместо человеческого пояснения мне подсовывают задачу по самостоятельному созданию Set на основе массивов. Классная задача, но я бы хотел для начала лучше понять, что такое стандартные коллекции! Хотя эта книга, как и предыдущая, считается учебником для начинающих, мой опыт преподавателя подсказывает, что она хороша только в совокупности с другими материалами: гуманитарию-свитчеру будет не всё просто и понятно. Лучше всего "Руководство для начинающих" подойдёт тому, кто худо-бедно учил программирование (например, в универе), давным-давно на него забил, и при этом ему нравится стиль изложения автора. Достоинства:
  • Традиционное вдумчивое изложение основ;
  • Хорошие примеры.
Недостатки:
  • Есть «прыжки» от «слишком разжевано» до «мельком сказано»;
  • Местами скучновато.
Кстати, у Герберта Шилдта есть ещё одна известная книга по программированию - «Java 8. Полное руководство». Это совсем другой учебник, более фундаментальный. К нему и переходим.

Справочники и расширенные руководства

Книги из этого раздела пригодятся тем, кто уже ввязался в по полной и ищет книги для лучшего понимания теории и практики.

Герберт Шилдт «Java 8. Полное руководство»

Эту книгу я решил загрузить из интернета, чтобы оценить, а потом - купить или не купить. Шутка ли, 1300 страниц текста! Ну и цена впечатляет не меньше объема. Точно так же я поступил и с двухтомником «Библиотека профессионала» Кея Хорстманна (о ней - ниже). Забегая наперед скажу, что я остановил свой выбор на второй. Почему? Потому что в книге «Java. Полное руководство» я узрел те же недостатки, что и в «Руководстве для начинающих». Иногда разжевано, иногда - скомкано, но при этом не просто скомкано, а как-то многословно скомкано. Вероятно, это - авторский стиль и, думаю, кому-то он будет по нраву, а точнее - по мышлению. В целом «Java 8. Полное руководство» - это неплохой справочник по Java. Но лично мне изложение тех же самых тем больше понравилось в другой книге. Достоинства:
  • Полное руководство. Кажется, там есть все темы, которые нужно знать новичку, и не только новичку.
  • Подробные пояснения.
Недостатки:
  • Много воды (но это кому-то может нравиться!);
  • Русский перевод не лучший.

Java. Библиотека профессионала, Кей С. Хорстманн, Гари Корнелл

Книги Шилдта и Хорстманна часто сравнивают друг с другом. И у той, и у другой есть преданные поклонники. Для меня именно двухтомник Хорстманна - лучший учебник по Java. Он же стал для меня настольной книгой на начальных и средних уровнях JavaRush. Когда я не понимал какую-то тему, в основном лез именно в Хорстманна, и тот многое прояснял. В книге рассматривается всё - от синтаксиса до многопоточного программирования, локализации приложений и работы с XML. И пусть вас не пугает название «Библиотека профессионала» (меня именно оно и отпугнуло), основы тут разобраны довольно хорошо. Кроме того, её полезно периодически перечитывать, чтобы освежить и упорядочить знания. Говорят, даже профессионалы находят в ней что-то полезное для себя… Не знаю. Стану профессионалом - расскажу! Достоинства:
  • При впечатляющем количестве страниц - мало воды (в отличие от Шилдта).
  • Содержит всё, что нужно новичкам.
  • Раскрывает Java 8.
  • Хорошая подача тем по коллекциям и дженерикам.
  • Очень хорошо сочетается с JavaRush. Доходите до темы, решаете задачки, в какой-то момент что-то не понимаете - смотрите Хорстманна, пробуете снова.
Недостатки:
  • Кому-то может показаться, что книга суховата;
  • Нет практики;
  • Русский перевод с ляпами.

«Java. Методы программирования». Блинов, Романчик

Когда-то я вычитал на форуме, что есть такая книга «Промышленное программирование», и в ней неплохие задачи. Оказалось - не соврали. Я нашёл её копию в PDF на сайте белорусского EPAM’а. Там издание не самое новое (по Java 6), а написана книга как основательный университетский учебник, то есть местами изложение несколько тяжеловесное, академическое. НО! Там действительно очень хороший сборник задач по программированию на Java, а также тестовые задания. Говорят, по этой книге учатся стажёры EPAM, а также её взяли на вооружение многие оффлайновые курсы по Java.

Там подход к задачам немного не такой, как у JavaRush, то есть, в среднем тут задачи чуть сложнее и каждая из них - что-то вроде… не мини, но микро-проекта. Так что рекомендую даже студентам JavaRush, так как недостатком практической стороны курса я считаю то, что все задачи в нём уже полностью спроектированы и есть слишком много подсказок. Скажем, задачи на ООП из этого сборника помогли мне очень неплохо разобраться в этом самом ООП наряду с книгами «неувядающей классики», о которых я пишу ниже. Книга написана как бы для будущих «гребцов», поэтому в ней описаны технологии Hibernate для разработки распределённых систем, а также основы HTML, XML, JavaScript. «Промышленное программирование» - если не лучший самоучитель Java, то очень неплохое учебное пособие. Но к ней нужно приходить уже подготовленным. Скажем, после десятка-другого уровней JavaRush. Позднее я обнаружил её более новое и переработанное издание, уже под именем «Java. Методы программирования ».

Достоинства:
  • Отличная подборка задач и тестовых заданий;
  • Есть официальная бесплатная версия (я полагаю, что она официальная, поскольку лежит не на каком-нибудь рутрекере, а на сайте EPAM);
  • Сравнение с С++.
  • Возможность понять, что проходят на стажировке EPAM.
Недостатки:
  • Слишком фундаментальное изложение. Но для повторения с практикой - подойдёт.
  • Нет Java 8.

Неувядающая классика

Книги, о которых я пишу ниже можно назвать священными текстами для начинающих и продолжающих «джавистов».

Effective Java, Джошуа Блох

Это просто сокровище, а не книга, и посвящена она базовым принципам языка от одного из его авторов Джошуа Блоха. Скорее всего, вы уже пользовались его библиотеками (в Java Collection, например). Сразу оговорюсь: полнейшим новичкам, кроме каких-нибудь вундеркиндов-спидлёрнеров книга Effective Java не нужна. Сначала лучше усвоить синтаксис, и получить хоть какую-то практику программирования, так сказать, «набить шишки», а затем уже - браться за творение Джошуа Блоха. Книга пригодится тем, кто хочет по-настоящему понимать Java, сформировать правильный подход при программировании на этом языке, понять не только как нужно делать, но прочему нужно делать именно так. А ещё тем, кто хочет глубоко познать ООП (в принципе, это взаимосвязанные вещи). Эта книга - лучший учебник по Java в разрезе объектно-ориентированного подхода к программированию. Достоинства
  • Блестящее изложение материала по теме ООП.
  • Приведены лучшие практики программирования.
  • Автор очень хорошо знает Java изнутри.
Недостатки
  • Пока что отсутствует перевод самого нового издания книги (третьего).

Философия Java, Брюс Эккель

Название этой книги говорит само за себя. Это ещё одна «альфа и омега» для всех, кто хочет знать Java! В этой книге вы найдёте хорошие и внятные примеры, и из них будет понятно, как работает Java. Мне сложно сказать, какая из двух книг - «Философия Java» или «Эффективное программирование» - лучше. Я бы сказал, что Эккель несколько лояльнее к новичкам, в то время как Блох требует какого-никакого опыта. Впервые я прочитал главу из «Философии Java», когда только начинал учиться на JavaRush (кажется, на одном из ранних уровней она значилась в рекомендованных). Тогда она мне не пошла. Зато после 10 или 12 уровня - это была песня! И, я скажу, очень полезная песня. Я возвращался к ней и позже, уже когда пришёл к «Эффективному программированию». Скажу так: Блох и Эккель пускай говорят об одном и том же, но по-разному, и примеры приводят разные. Достоинства
  • Глубокое изложение принципов Java от профессионала;
  • Хорошо зайдет тем, кто переходит с других языков - много сравнений с С++, например.
  • Как мне кажется, её можно начинать читать уровня с 10-го, а вот Эккеля - чуть позднее.
Недостатки
  • Очень неудачные русские переводы;
  • Отсутствие нового издания книги на русском.

Краткие выводы

  1. Лучший самоучитель Java с нуля для тех, кто совсем ничего не знает - Head First Java;
  2. Лучший справочник-учебник по Java и настольная книга - «Библиотека профессионала». И, конечно, документация Oracle.
  3. Лучший сборник задач по программированию на Java - JavaRush. Ну а среди книг - «Java. Методы программирования».
  4. Лучшая неувядающая классика - «Философия Java» и «Effective Java». Это must read для всех, кто решил разобраться во всем по-настоящему, для глубокого понимания. Но лучше их читать постепенно и с расстановкой.
  5. Дополнительный вывод: есть возможность - читайте на английском. Русские переводы в основном очень слабые.


В продолжение темы:
Windows

Часть вторая : "Важнейшие характеристики каждого семейства процессоров Intel Core i3/i5/i7. Какие из этих чипов представляют особый интерес" Введение Сначала мы приведём...

Новые статьи
/
Популярные