Самые тихие вытяжные вентиляторы для ванной комнаты. Бесшумный компьютер — это реально. Вентиляторы для корпуса

Этот симулятор лучше всего работает в браузере Chrome
Давайте рассмотрим Arduino по внимательней.

Arduino это не большой компьютер, к которому могут подключаться внешние цепи. В Arduino Uno используется Atmega 328P
Это самый большой чип на плате. Этот чип выполняет программы, которые хранятся в его памяти. Вы можете загрузить программу через usb с помощью Arduino IDE. Usb порт также обеспечивает питание arduino.

Есть отдельный разъём питания. На плате есть два вывода обозначенные 5v и 3.3v, которые нужны для того, чтобы запитывать различные устройства. Так же вы найдете контакты, помеченные как GND, это выводы земли (земля это 0В). Платформа Arduino, так же, имеет 14 цифровых выводов (пинов), помеченных цифрами от 0 до 13, которые подключаются к внешним узлам и имеют два состояния высокое или низкое (включено или выключено). Эти контакты могут работать как выходы или как входы, т.е. они могут либо передавать какие-то данные и управлять внешними устройствами, либо получать данные с устройств. Следующие выводы на плате обозначены А0-А5. Это аналоговые входы, которые могут принимать данные с различных датчиков. Это особенно удобно, когда вам надо измерить некий диапазон, например температуру. У аналоговых входов есть дополнительные функции, которые можно задействовать отдельно.

Как использовать макетную плату.

Макетная плата нужна для того чтобы временно соединить детали, проверить, как работает устройство, до того как вы спаяете все вместе.
Все нижеследующие примеры собраны на макетной плате, чтобы можно было быстро вносить изменения в схему и повторно использовать детали не заморачиваясь с пайкой.

В макетной плате есть ряды отверстий, в которые вы можете вставлять детали и провода. Некоторые из этих отверстий электрически соединены друг с другом.

Два верхних и нижних ряда соединены по - рядно вдоль всей платы. Эти ряды используются, чтобы подавать питание на схему. Это может быть 5в или 3.3в, но в любом случае, первое, что вам надо сделать - это подключить 5в и GND на макетную плату, как показано на рисунке. Иногда эти соединения рядов могут прерываться посередине платы, тогда, если вам понадобится, вы можете их соединить, как показано на рисунке.








Остальные отверстия, расположенные в середине платы, группируются по пять отверстий. Они используется для соединения деталей схемы.


Первое, что мы подключим к нашему микроконтроллеру, это светодиод. Схема электрических соединений показана на картинке.

Для чего нужен резистор в схеме? В данном случае он ограничивает ток, который проходит через светодиод. Каждый светодиод рассчитан на определённый ток, и если этот ток будет больше, то светодиод выйдет из строя. Узнать, какого номинала должен быть резистор можно с помощью закона ома. Для тех кто не знает или забыл, закон ома говорит, что существует линейная зависимость тока от напряжения. Т.е, чем больше мы приложим напряжение к резистору, тем больше потечет через него ток.
V=I*R
Где V -напряжение на резистор
I - ток через резистор
R - сопротивление, которое надо найти.
Во-первых, мы должны узнать напряжение на резистор. Большинство светодиодов 3мм или 5мм, которые вы будете использовать, имеют рабочее напряжение 3в. Значит, на резисторе нам надо погасить 5-3=2в.

Затем мы вычислим ток, проходящий через резистор.
Большинство 3 и 5мм светодиодов светятся полной яркостью при токе 20мА. Ток больше этого может вывести их из строя, а ток меньшей силы снизит их яркость, не причинив никакого вреда.

Итак, мы хотим включить светодиод в цепь 5в,чтобы на нем был ток 20мА. Так как все детали включены в одну цепь на резистор тоже будет ток 20мА.
Мы получаем
2В = 20 мА * R
2В = 0.02A * R
R = 100 Ом

100 Ом это минимальное сопротивление, лучше использовать немного больше, потому, что светодиоды имеют некоторый разброс характеристик.
В данном примере используется резистор 220 Ом. Только потому, что у автора их очень много:wink: .

Вставьте светодиод в отверстия посередине платы таким образом, чтобы его длинный вывод был соединён с одним из выводов резистора. Второй конец резистора соедините с 5V, а второй вывод светодиода соедините с GND. Светодиод должен загореться.

Обратите внимание, что есть разница, как соединять светодиод. Ток течёт от более длинного вывода к более короткому. На схеме это можно представить, что ток течёт в ту сторону, куда направлен треугольник. Попробуйте перевернуть светодиод и вы увидите, что он не будет светиться.

А вот как вы будете соединять резистор, разницы совсем нет. Можете его перевернуть или попробовать подсоединить к другому выводу светодиода, это не повлияет на работу схемы. Он все так же будет ограничивать ток через светодиод.

Анатомия Arduino Sketch.

Программы для Arduino называют sketch. Они состоят из двух основных функций. Функция setup и функция loop
внутри этой функции вы будете задавать все основные настройки. Какие выводы будут работать на вход или выход, какие библиотеки подключать, инициализировать переменные. Функция Setup() запускается только один раз в течение скетча, когда стартует выполнение программы.
это основная функция, которая выполняется после setup() . Фактически это сама программа. Это функция будет выполняться бесконечно, пока вы не выключите питание.

Arduino мигает светодиодом



В этом примере мы соединим схему со светодиодом к одному из цифровых выводов Arduino и будем включать и выключать его с помощью программы, а так же вы узнаете несколько полезных функций.

Эта функция используется в setup () части программы и служит для инициализации выводов, которые вы будете использовать, как вход (INPUT) или выход (OUTPUT) . Вы не сможете считать или записать данные с пина, пока не установите его соответственно в pinMode . Эта функция имеет два аргумента: pinNumber - это номер пина, который вы будете использовать.

Mode -задает, как пин будет работать. На вход (INPUT) или выход (OUTPUT) . Чтобы зажечь светодиод мы должны подать сигнал ИЗ Arduino. Для этого мы настраиваем пин на выход.
- эта функция служит для того, чтобы задать состояние (state) пина (pinNumber) . Есть два основных состояния (вообще их 3), одно это HIGH , на пине будет 5в, другое это Low и на пине будет 0в. Значит, чтобы зажечь светодиод нам надо на пине, соединенном со светодиодом выставить высокий уровень HIGH .

Задержка. Служит для задержки работы программы на заданный в мсек период.
Ниже приведен код, который заставляет мигать светодиод.
//LED Blink int ledPin = 7;//пин Arduino к которому подключен светодиод void setup() { pinMode(ledPin, OUTPUT);// установка пина как ВЫХОД } void loop() { digitalWrite(ledPin, HIGH);//зажечь светодиод delay(1000);// задержка 1000 мсек (1 сек) digitalWrite(ledPin, LOW);//Выключить светодиод delay(1000);//ждать 1 сек }

Небольшие пояснения по коду.
Строки, которые начинаются с "//" это комментарии Arduino их игнорирует.
Все команды заканчиваются точкой с запятой, если вы их забудете, то получите сообщение об ошибке.

ledPin - это переменная. Переменные используются в программах для хранения значений. В данном примере переменной ledPin присваивается значение 7, это номер пина Arduino. Когда Arduino в программе встретит строку с переменной ledPin , он будет использовать то значение, которое мы указали ранее.
Так запись pinMode(ledPin, OUTPUT) аналогична записи pinMode(7, OUTPUT) .
Но в первом случае вам достаточно поменять переменную и она поменяется в каждой строке, где используется, а во втором случае вам, чтобы поменять переменную, придётся ручками в каждой команде вносить изменения.

В первой строке указывает на тип переменной. При программировании Arduino важно всегда объявлять тип переменных. Пока вам достаточно знать, что INT объявляет отрицательные и положительные числа.
Ниже представлено моделирование скетча. Нажмите старт, чтобы посмотреть работу схемы.

Как и ожидалось, светодиод гаснет и загорается через одну секунду. Попробуйте поменять задержку, чтобы посмотреть, как она работает.

Управление несколькими светодиодами.

В этом примере вы узнаете, как управлять несколькими светодиодами. Для этого установите ещё 3 светодиода на плату и соедините их с резисторами и выводами Arduino, как показано ниже.

Для того, чтобы включать и выключать светодиоды по очереди надо написать программу подобную этой:
//Multi LED Blink int led1Pin = 4; int led2Pin = 5; int led3Pin = 6; int led4Pin = 7; void setup() { //установка пинов как ВЫХОД pinMode(led1Pin, OUTPUT); pinMode(led2Pin, OUTPUT); pinMode(led3Pin, OUTPUT); pinMode(led4Pin, OUTPUT); } void loop() { digitalWrite(led1Pin, HIGH);//зажечь светодиод delay(1000);//задержка 1 сек digitalWrite(led1Pin, LOW);//потушить светодиод delay(1000);//задержка 1 сек //do the same for the other 3 LEDs digitalWrite(led2Pin, HIGH);//зажечь светодиод delay(1000);// задержка 1 сек digitalWrite(led2Pin, LOW);//потушить светодиод delay(1000);//задержка 1 сек digitalWrite(led3Pin, HIGH);//зажечь светодиод delay(1000);// задержка 1 сек digitalWrite(led3Pin, LOW);//потушить светодиод delay(1000);//задержка 1 сек digitalWrite(led4Pin, HIGH);//зажечь светодиод delay(1000);// задержка 1 сек digitalWrite(led4Pin, LOW);//потушить светодиод delay(1000);//задержка 1 сек }

Эта программа будет отлично работать, но это не самое рациональное решение. Код надо изменить. Для того, чтобы программа работала раз за разом мы применим конструкцию, которая называется .
Циклы удобны, когда надо повторить одно и тоже действие несколько раз. В коде, проведенном выше мы повторяем строки

DigitalWrite (led4Pin, HIGH); delay (1000); digitalWrite (led4Pin, LOW); delay (1000);
полный код скетча во вложении (скачиваний: 1187)

Регулировка яркости светодиодов

Иногда вам надо будет менять яркость светодиодов в программе. Это можно сделать с помощью команды analogWrite() . Эта команда так быстро включает и выключает светодиод, что глаз не видит это мерцание. Если светодиод половину времени будет включён, а половину выключен, то визуально будет казаться, что он светится в половину своей яркости. Это называется широтно-импульсная модуляция (ШИМ или PWM по-английски). Шим применяется довольно часто, так как с ее помощью можно управлять "аналоговым" компонентом с помощью цифрового кода. Не все выводы Arduino подходят для этих целей. Только те выводы, около которых нарисовано такое обозначение "~ ". Вы увидите его рядом с выводами 3,5,6,9,10,11.
Соедините один из ваших светодиодов с одним из выводов ШИМ(у автора это вывод 9). Теперь запуститьскетч мигания светодиода, но прежде измените команду digitalWrite() на analogWrite() . analogWrite() имеет два аргумента: первый это номер вывода, а второй- значение ШИМ (0-255), применительно к светодиодам это будет их яркость свечения, а для электродвигателей скорость вращения. Ниже представлен код примера для разной яркости светодиода.
//Меняем яркость светодиода int ledPin = 9;//к этому выводу подсоединен светодиод void setup() { pinMode(ledPin, OUTPUT);// инициализация пина на вывод } void loop() { analogWrite(ledPin, 255);//полная яркость (255/255 = 1) delay(1000);// пауза 1 сек digitalWrite(ledPin, LOW);//выключить светодиод delay(1000);//пауза 1 сек analogWrite(ledPin, 191);//яркость на 3/4 (191/255 ~= 0.75) delay(1000);//пауза 1 сек digitalWrite(ledPin, LOW);//выключить светодиод delay(1000);//пауза 1 сек analogWrite(ledPin, 127);//половина яркости (127/255 ~= 0.5) delay(1000);// пауза 1 сек digitalWrite(ledPin, LOW);//выключить светодиод delay(1000);//пауза 1 сек analogWrite(ledPin, 63);//четверть яркости (63/255 ~= 0.25) delay(1000);// пауза 1 сек digitalWrite(ledPin, LOW);//выключить светодиод delay(1000);//пауза 1 сек }

Попробуйте поменять значение ШИМ в команде analogWrite () ,чтобы увидеть, как это влияет на яркость.
Далее вы узнаете, как регулировать яркость плавно от полной до нулевой. Можно,конечно, скопировать кусок кода 255 раз
analogWrite(ledPin, brightness); delay(5);//short delay brightness = brightness + 1;
Но, сами понимаете - это будет не практично. Для этого лучше всего использовать цикл FOR, который использовали ранее.
В следующем примере используются два цикла, один для уменьшения яркости от 255 до 0
for (int brightness=0;brightness=0;brightness--){ analogWrite(ledPin,brightness); delay(5); }
delay(5) используется, чтобы замедлить скорость нарастания и уменьшения яркости 5*256=1280 мсек= 1.28 сек.)
В первой строке используется "brightness- " ,для того чтобы значение яркости уменьшалось на 1, каждый раз, когда цикл повторяется. Обратите внимание, что цикл будет работать до тех пор, пока brightness >=0 .Заменив знак > на знак >= мы включили 0 в диапазон яркости. Ниже смоделирован этот скетч. //плавно меняем яркость int ledPin = 9;//к этому пину подключен светодиод void setup() { pinMode(ledPin, OUTPUT);// инициализация пина на выход } void loop() { //плавно увеличиваем яркость (0 to 255) for (int brightness=0;brightness=0;brightness--){ analogWrite(ledPin,brightness); delay(5); } delay(1000);//ждем 1 сек //плавно уменьшаем яркость (255 to 0) for (int brightness=255;brightness>=0;brightness--){ analogWrite(ledPin,brightness); delay(5); } delay(1000);//ждем 1 сек } }
Это видно не очень хорошо, но идея понятна.

RGB-светодиод и Arduino

RGB-светодиод на самом деле это три светодиода разного цвета в одном корпусе.

Включая разные светодиоды с различной яркостью можно комбинировать и получать разные цвета. Для Arduino, где количество градаций яркости равно 256 вы получите 256^3=16581375 возможных цветов. Реально их, конечно, будет меньше.
Светодиод, который мы будем использоваться общим катодом. Т.е. все три светодиода конструктивно соединены катодами к одному выводу. Этот вывод мы подсоединим к выводу GND. Остальные выводы, через ограничительные резисторы, надо подсоединить к выводам ШИМ. Автор использовал выводы 9-11.Таким образом можно будет управлять каждым светодиодом отдельно. В первом скетче показано, как включить каждый светодиод отдельно.



//RGB LED - test //pin connections int red = 9; int green = 10; int blue = 11; void setup(){ pinMode(red, OUTPUT); pinMode(blue, OUTPUT); pinMode(green, OUTPUT); } void loop(){ //включение/выключение красного светодиод digitalWrite(red, HIGH); delay(500); digitalWrite(red, LOW); delay(500); //включение/выключение зеленого светодиода digitalWrite(green, HIGH); delay(500); digitalWrite(green, LOW); delay(500); //включение/выключение синего светодиода digitalWrite(blue, HIGH); delay(500); digitalWrite(blue, LOW); delay(500); }

В следующем примере используются команды analogWrite() и , чтобы получать различные случайные значения яркости для светодиодов. Вы увидите разные цвета, меняющиеся случайным образом.
//RGB LED - random colors //pin connections int red = 9; int green = 10; int blue = 11; void setup(){ pinMode(red, OUTPUT); pinMode(blue, OUTPUT); pinMode(green, OUTPUT); } void loop(){ //pick a random color analogWrite(red, random(256)); analogWrite(blue, random(256)); analogWrite(green, random(256)); delay(1000);//wait one second }

Random(256) -возвращает случайное число в диапазоне от 0 до 255.
В прикрепленном файле скетч, который продемонстрирует плавные переходы цветов от красного к зеленому, затем к синему, красному, зеленому и т.д. (скачиваний: 326)
Пример скетча работает, но есть много повторяющегося кода. Можно упростить код, написав собственную вспомогательную функцию, которая будет плавно менять один цвет на другой.
Вот как она будет выглядеть: (скачиваний: 365)
Давайте рассмотрим определение функции по частям. Функция называется fader и имеет два аргумента. Каждый аргумент отделяется запятой и имеет тип объявленный в первой строке определения функции: void fader (int color1, int color2) . Вы видите, что оба аргумента объявлены как int , и им присвоены имена color1 и color2 в качестве условных переменных для определения функции. Void означает, что функция не возвращает никаких значений, она просто выполняет команды. Если надо было бы написать функцию, которая возвращала результат умножения это выглядело бы так:
int multiplier(int number1, int number2){ int product = number1*number2; return product; }
Обратите внимание, как мы объявили Тип int в качестве типа возвращаемого значения вместо
void .
Внутри функции идут команды, которые вы уже использовали в предыдущем скетче, только номера выводов заменили на color1 и color2 . Вызывается функция fader , ее аргументы вычисляются как color1 = red и color2 = green . В архиве полный скетч с использованием функций (скачиваний: 272)

Кнопка

В следующем скетче будет использоваться кнопка с нормально разомкнутыми контактами, без фиксации.


Это значит, что пока кнопка не нажата, ток через неё не идёт, а после отпускания, кнопка возвращается в исходное положение.
В схеме, помимо кнопки используется резистор. В данном случае он не ограничивает ток, а "подтягивает" кнопку к 0в (GND). Т.е. пока кнопка не нажата на выводе Arduino, к которому она подключена, будет низкий уровень. Резистор, используемый в схеме 10 кОм.


//определяем нажатие кнопки int buttonPin = 7; void setup(){ pinMode(buttonPin, INPUT);//инициализируем пин на вход Serial.begin(9600);//инициализируем последовательный порт } void loop(){ if (digitalRead(buttonPin)==HIGH){//если кнопка нажата Serial.println("pressed"); // выводим надпись "pressed" } else { Serial.println("unpressed");// иначе "unpressed" } }
В этом скетче несколько новых команд.
-эта команда принимает значение High (высокий уровень) и low (низкий уровень), того вывода, который мы проверяем. Предварительно в setup() этот вывод надо настроить на вход.
; //где buttonPin это номер вывода, куда подсоединяется кнопка.
Последовательный порт позволяет отправлять Arduino сообщения на компьютер, в то время, как сам контроллер выполняет программу. Это полезно для отладки программы, отправки сообщений на другие устройства или приложения. Чтобы включить передачу данных через последовательный порт (другое название UART или USART), надо инициализировать его в setup()

Serial.begin() имеет всего один аргумент-это скорость передачи данных между Arduino и компьютером.
скетче используется команда для вывода сообщения на экран в Arduino IDE (Tools >> Serial Monitor).
- конструкция позволяют контролировать ход выполнения программы, объеденив несколько проверок в одном месте.
If(если) digitalRead возвращает значение HIGH, то на мониторе выводится слово "нажата". Else(иначе) на мониторе выводится слово " отжата" . Теперь можно попробовать включать и выключать светодиод по нажатию кнопки.
//button press detection with LED output int buttonPin = 7; int ledPin = 8; void setup(){ pinMode(buttonPin, INPUT);//this time we will set button pin as INPUT pinMode(ledPin, OUTPUT); Serial.begin(9600); } void loop(){ if (digitalRead(buttonPin)==HIGH){ digitalWrite(ledPin,HIGH); Serial.println("pressed"); } else { digitalWrite(ledPin,LOW); Serial.println("unpressed"); } }

Аналоговый вход.

analogRead позволяет считать данные с одного из аналоговых выводов Arduino и выводит значение в диапазоне от 0 (0В) до 1023 (5В). Если напряжение на аналоговом входе будет равно 2.5В, то будет напечатано 2.5 / 5 * 1023 = 512
analogRead имеет только один аргумент- Это номер аналогового входа (А0-А5). В следующем скетче приводится код считывания напряжения с потенциометра. Для этого подключите переменный резистор, крайними выводами на пины 5V и GND, а средний вывод на вход А0.

Запустите следующий код и посмотрите в serial monitor, как меняются значения в зависимости от поворота ручки резистора.
//analog input int potPin = A0;//к этому пину подсоединяется центральный вывод потенциометра void setup(){ //аналоговый пин по умолчанию включен на вход, поэтому инициализация не нужна Serial.begin(9600); } void loop(){ int potVal = analogRead(potPin);//potVal is a number between 0 and 1023 Serial.println(potVal); }
Следующий скетч объединяет скетч нажатия кнопки и скетч управления яркостью светодиода. Светодиод будет включаться от кнопки, и управлять яркостью свечения будет потенциометр.
//button press detection with LED output and variable intensity int buttonPin = 7; int ledPin = 9; int potPin = A0; void setup(){ pinMode(buttonPin, INPUT); pinMode(ledPin, OUTPUT); Serial.begin(9600); } void loop(){ if (digitalRead(buttonPin)==HIGH){//if button pressed int analogVal = analogRead(potPin); int scaledVal = map(analogVal, 0, 1023, 0, 255); analogWrite(ledPin, scaledVal);//turn on led with intensity set by pot Serial.println("pressed"); } else { digitalWrite(ledPin, LOW);//turn off if button is not pressed Serial.println("unpressed"); } }

Arduino представляет собой небольшую плату, которая служит для создания различных устройств, интересных гаджетов и даже для вычислительных платформ. Данную плату называют микроконтроллером, которая распространяется с открытыми исходными кодами и с которой можно использовать множество приложений.

Это наиболее простой и недорогой вариант для начинающих, любителей и профессионалов. Процесс программирования проходит на языке Processing/Wiring, который осваивается быстро и легко и в основе которого лежит язык C++, а благодаря это сделать очень легко. Давайте рассмотрим, что такое Arduino, чем полезна для начинающих, её возможности и особенности.

Arduino является вычислительной платформой или платой, которая будет служить мозгом для ваших новых устройств или гаджетов. На ее основе вы сможете создавать как устройства с простыми схемами, так и сложные трудоемкие проекты, например, роботов или дронов.

Основой конструктора служит плата ввода-вывода (аппаратная часть), а также программная часть. Программное обеспечение конструктора на основе Ардуино представлено интегрированной средой разработки .

Внешне сама среда выглядит так:

Программная часть Ардуино разработана таким образом, чтобы справиться с ней мог даже начинающий пользователь, не имеющий представления о программировании. Дополнительным фактором успеха в использовании микроконтроллера стала возможность работать с макетной платой, когда к контроллеру подключаются необходимые детали (резисторы, диоды, транзисторы и т.п.) без необходимости в пайке.

Большая часть плат Arduino имеют подключение через USB кабель. Подобное соединение позволяет обеспечить плату питанием и загрузить скетчи, т.е. мини-программы. Процесс программирования так же является предельно простым. Вначале пользователь использует редактор кода IDE для создания необходимой программы, затем она загружается при помощи одного клика в Ардуино.

Как купить Arduino?

Плата и многие детали Ардуино производится в Италии , поэтому оригинальные составляющие отличаются достаточно высокой стоимостью. Но существуют отдельные компоненты конструктора или наборы, так называемые кит-наборы, которые выпускается по итальянской аналогии, однако по более доступным ценам.

Купить аналог можно на отечественном рынке или, к примеру, заказать из Китая. Многие знают про сайт АлиЭкспресс, например. Но начинающим свое знакомство с Ардуино лучше свою первую плату заказать в российском интернет-магазине. Со временем можно перейти на покупку плат и деталей в Китае. Срок доставки из этой страны составит от двух недель до месяца, а, например, стоимость большого кит-набора будет не более 60-70 долларов .

Стандартные наборы включают в себя как правило следующие детали:

  • макетная плата;
  • светодиоды;
  • резисторы;
  • батареи 9В;
  • регуляторы напряжения;
  • кнопки;
  • перемычки;
  • матричная клавиатура;
  • платы расширения;
  • конденсаторы.

Нужно ли знать программирование?

Первые шаги по работе с платой Arduino начинаются с программирования платы. Программа, которая уже готова к работе с платой, называют скетчем. Переживать о том, что вы не знаете программирование не нужно. Процесс создания программ довольно несложный, а примеров скетчей очень много в интернете, так как сообщество Ардуинщиков очень большое.

После того как программа составлена она загружается (прошивается) на плату. Ардуино в этом случае имеет неоспоримое преимущество – для программирования в большинстве случаев используется USB-кабель. Сразу после загрузки программа готова выполнять различные команды.

Начинающим работать с Arduino нужно знать две ключевые функции:

  • setup() – используется один раз при включении платы, применяется для инициализации настроек;
  • loop() – используется постоянно, является завершающим этапом настройки setup.

Пример записи функции setup() :

Void setup() { Serial.begin(9600); // Открываем serial соединение pinMode(9, INPUT); // Назначаем 9 пин входом pinMode(13, OUTPUT); // Назначаем 13 пин выходом }

Функция setup() выполняется в самом начале и только 1 раз сразу после включения или перезагрузки вашего устройства.

Функция loop() выполняется после функции setup(). Loop переводится как петля, или цикл. Функция будет выполняться снова и снова. Так микроконтроллер ATmega328 (большинстве плат Arduino содержат именно его), будет выполнять функцию loop около 10 000 раз в секунду.

Также вы будете сталкиваться с дополнительными функциями:

  • pinMode – режим ввода и вывода информации;
  • analogRead – позволяет считывать возникающее аналоговое напряжение на выводе;
  • analogWrite – запись аналогового напряжения в выходной вывод;
  • digitalRead – позволяет считывать значение цифрового вывода;
  • digitalWrite – позволяет задавать значение цифрового вывода на низком или высоком уровне;
  • Serial.print – переводит данные о проекте в удобно читаемый текст.

Помимо этого Ардуино начинающим понравится то, что для плат существует множество библиотек, которые представляют собой коллекции функций, позволяющих управлять платой или дополнительными модулями. К числу наиболее популярных относятся:

  • чтение и запись в хранилище,
  • подключение к интернету,
  • чтение SD карт,
  • управление шаговыми двигателями,
  • отрисовка текста
  • и т. д.

Как настроить Ардуино?

Одним из главных преимуществ конструктора является его безопасность относительно настроек пользователя. Ключевые настройки, потенциально опасные для Arduino, являются защищенными и будут недоступны.

Поэтому даже неопытный программист может смело экспериментировать и менять различные опции, добиваясь нужного результата. Но на всякий случай очень рекомендуем прочитать три важных материала по тому как не испортить плату:

Алгоритм классической настройки программы Arduino выглядит так:

  • установка IDE, которую можно загрузить ниже или или с сайта производителя ;
  • установка программного обеспечения на используемый ПК;
  • запуск файла Arduino;
  • вписывание в окно кода разработанную программу и перенос ее на плату (используется USB кабель);
  • в разделе IDE необходимо выбрать тип конструктора, который будет использоваться. Сделать это можно в окне «инструменты» - «платы»;
  • проверяете код и жмете «Дальше», после чего начнется загрузка в Arduino.
Версия Windows MacOS Linux
1.6.5 Zip
Installer
Installer 32 bits
64 bits
1.8.2 Zip
Installer
Installer 32 bits
64 bits
ARM
1.8.5 Zip
Installer
App
Installer 32 bits
64 bits
ARM

Набиваем руку

Для того чтобы уверенно реализовывать сложные задумки, пользоваться программной средой и Ардуино начинающим необходимо «набить руку». Для этого рекомендуется для начала освоить более легкие задачи и проекты.

Самый простой проект, который вы можете сделать - заставить светодиод, который расположен на плате Ардуино напротив порта, мигал каждую секунду.

Для этого необходимо:

  • подключить конструктор к ПК,
  • открыть программу, в разделе «сервис» ищем блок «последовательный порт»
  • выбираем необходимый интервал
  • после чего необходимо добавить код, который есть в Arduino IDE в разделе "Примеры".

Первыми проектами в Ардуино для начинающих могут стать:

  • мигающий светодиод;
  • подключение и управление датчиком температуры;
  • подключение и управление датчиком движения;
  • подключение фоторезистора;
  • управление сервоприводом.

Первый проект

Вот мы и дошли до нашего первого проекта. Давайте соединим Ардуино, светодиод и кнопку. Этот проект отлично подойдет начинающим.

Схема у нас будет такая:

Светодиод загорится после нажатия на кнопку, а после следующего нажатия погаснет. Сам скетч или программа для Ардуино будет такой:

// пины подключенных устройств int switchPin = 8; int ledPin = 11; // переменные для хранения состояния кнопки и светодиода boolean lastButton = LOW; boolean currentButton = LOW; boolean ledOn = false; void setup() { pinMode(switchPin, INPUT); pinMode(ledPin, OUTPUT); } // функция для подавления дребезга boolean debounse(boolean last) { boolean current = digitalRead(switchPin); if(last != current) { delay(5); current = digitalRead(switchPin); } return current; } void loop() { currentButton = debounse(lastButton); if(lastButton == LOW && currentButton == HIGH) { ledOn = !ledOn; } lastButton = currentButton; digitalWrite(ledPin, ledOn); }

Вы могли заметить функцию debounse, о которой мы еще не писали. Она нужна для .

После того, как Вы разберетесь с начальными навыками работы с платой можно приступать к реализации более сложных и многогранных задач. Конструктор позволяет создать RC-машинку, управляемый вертолет, создать свой телефон, создать систему и т.д.

Для ускорения освоения работы с платой Ардуино рекомендуем вам начать делать устройства из нашей рубрики , где по шагам описаны процессы создания самых интересных устройств и гаджетов.

Наверное, многие слышали о такой замечательной платформе, но из-за плохого знания электроники или программирования многие решат обойти arduino стороной. Да платформа достаточно сложная, но разобраться можно, главное желание. Я сам долго не решался изучить данную платформу, но в один прекрасный день, понял, что она бы могла облегчить мне жизнь…
В интернете очень много информации об arduino, но без практики никакая теория не поможет, по этому я решил купить данный набор, но забегу вперед, что все таки дешевле все компоненты купить самостоятельно, не набором, а архивы с инструкциями и программами (скетчами) я выложил ниже.
Почему я взял данный набор, ведь выбора в Китае много? Раньше ардуино было для меня как что-то заоблачное и не понятное и выбирал только из-за количества уроков, по этому и выбрал данный набор, кстати подобный уже обозревал .

Покупал я напрямую с тао:

Набор пришел в пластиковом кейсе, заклеенном скотчем, видимо что бы ничего не вытащили из коробки (скотч я уже порвал):


Что же там в коробке?

Комплектация:



- 1х плата arduino uno, возможно даже оригинал
- 1х LCD дисплей 16 символами на 2 строки с i2c платой


- 15х светодиодов: 5 шт. красного цвета, 5 шт. синего цвета и 5 шт. оранжевого цвета


- 3х фоторезистора
- 1х ИК приемник
- 1х датчик пламени
- 2х датчика вибрации
- 1х термодатчик
- 4х кнопки
- 2х пьезоэлемента


- цифровой светодиодный дисплей на 1 цифру
- цифровой светодиодный дисплей на 4 цифры
- светодиодная матрица 8х8


- 8х постоянный резистор на 220 Ом
- 5х постоянный резистор на 1 кОм
- 5х постоянный резистор на 10 кОм


- 1х резистор переменного сопротивления(потенциометр) на 50 кОм


- 1х большая макетная площадка


- 1x DuPont кабель мама-папа 30 разноцветных проводов


- 30х соединительных проводов для макетной площадки папа-папа


- 1х USB кабель


- 1х RFID плата
- 1х RFID карта
- 1х RFID на ключи


- 1x ИК пульт
- 1x микрофонный модуль
- 1x модель кнопочной площадка 4х4
- 1x реле
- 1x модуль часов
- 1x модуль драйвера для мотора
- 1x модуль датчика температуры и влажности
- 1x модуль джойстика
- 1x модуль RGB светодиода
- 1x модуль датчика влажности
- 1x кабель питания для кроны


- 1x сервопривод
- 1x мотор с редуктором


- 1x сдвиговый регистр 74НС595N
Вот так выглядит все в сборе:



Когда я получил набор, то сразу принялся искать инструкции, но внутри коробки ничего не обнаружил, подумал, что китаец обманул и уже хотел с ним ругаться, но почитал описание лота и там была ссылка со всеми инструкциями и программами: (пароль:22cd)
Но китайскими программами лучше не пользоваться, по тому программу для программирования arduino лучше скачать с официального сайта:
А вот собраны мной инструкции, программы, скетчи найденные в интернете и мои скетчи, которые пригодились в освоении arduino.

Начало

Рекомендую для начала прочитать pdf книгу на русском языке: Руководство по освоению Arduino - 2012, которая лежит на моей . Там много полезного написано и понятным языком, только мало уроков.
В архиве Modkit_Desktop_WIN32_Kickstarter_v2.zip находится программа для визуального программирования.
В архиве Arduino - китайщина.rar находится китайская инструкция, китайские скетчи, библиотеки, но там много ошибок.
В архиве Arduino - программа.rar находится программа arduino с библиотеками, которые мне пригодились в освоении ардуино.
В архиве arduino-master - много уроков.zip имеется достаточно много уроков, схем, библиотек с хорошим описанием на англ. Причем большую часть из этого архива «стянуто» китайцами.
В архиве Мои скетчи.rar находятся мои проекты, хоть их и 34, но не все китайские уроки я выполнял, некоторые подправлял и самый последний проект я сделал самостоятельно. Номера моих скетчей не совпадают с номерами обозреваемых уроков, но все мои скетчи подписаны в транслите и думаю всем будет понятно.
Начинаем!
Урок №1 - мигание светодиода
Для этого урока нам понадобятся вот такие детали:


- 2 провода (далее количество проводов я указывать не буду),
- светодиод,
- резистор на 220Ом,
- макетная площадка и плата arduino uno
Подключаем:


И получаем:
Урок №2 - подключение 8 светодиодов - бегущие огни
Для этого урока нужно:
- 8 светодиодов,
- 8 резисторов на 220 Ом,

Я немного не правильно подключил, поставил 1 резистор на массу и подвел ко всем светодиодам:




Результат:
Урок №3 - изменение яркости светодиода с помощью переменного резистора
Нам нужно:
- светодиод,
- переменный резистор,
- резистор на 220Ом,
- провода, макетная площадка и arduino


Решил в этот раз не подключать резистор к светодиоду, но если подключать «на постоянку», то сопротивление на светодиод нужно поставить, иначе светодиод сгорит быстро.




Результат:
Урок №4 - бегущие огни из 6 светодиодов
Необходимо:
- 6 светодиодов,
- резистор на 220Ом
- провода, макетная площадка и arduino


Получилось так:




Результат:
Урок №5 - подключение RGB светодиода
Понадобится:
- модуль RGB
- провода, макетная площадка и arduino


Получилось так:




Результат:
Урок №6 - подключение пьезоэлемента
Детали:
- пьезоэлемент
- провода, макетная площадка и arduino


Получилось так:


Результат:

С музыкой:

Урок №8 - включение светодиода с кнопки
Детали:
- кнопка
- светодиод
- резисторы на 220 Ом и 10 кОм
- провода, макетная площадка и arduino


Получилось так:


Результат:
Урок №8.1 - вкл/выкл. светодиода с кнопки
Детали:
- светодиод
- 2 кнопки
- резистор на 220 Ом
- 2 резистора на 10кОм
- провода, макетная площадка и arduino


Получилось так




Результат:
Урок №8.2 - изменение яркости светодиода с кнопки
Схема подключения идентична уроку 8.1, только скетч другой и результат:
Урок №9 - сервопривод
Детали:
- сервопривод
- провода, макетная площадка и arduino


Получилось так:


Результат:
Урок №10 - подключение сдвигового регистра 74HC595
Детали:
- 8 светодиодов
- сдвиговый регистр 74HC595
- 8 резисторов на 220 Ом
- провода, макетная площадка и arduino


Получилось так:

Урок №11 - изменение яркости светодиода с помощью фоторезитора
Детали:
- фоторезитор
- светодиод
- резитор на 220 Ом и на 10кОм
- провода, макетная площадка и arduino


Получилось так:


Результат:
Урок №12 - вольтметр
Детали:
- батарейка
- резистор 10 кОм
- провода, макетная площадка и arduino
Получилось так:




Урок №13 - измерение температуры
Детали:
- датчик температуры
- провода, макетная площадка и arduino
Получилось так:


Результат отображается в «мониторе протра»:


Если нагреть датчик зажигалкой, температура изменяется:

Урок №13.1 - изменение температуры - визуальное отображение
Детали:
- датчик температуры
- 3 светодиода
- резистора 220 Ом
- провода, макетная площадка и arduino
Получилось так:


Результат:
Урок №14 - подключение цифрового светодиодного дисплея
Детали:
- 6 резистров 220 Ом
- цифровой светодиодный дисплей
- провода, макетная площадка и arduino
Получилось так:


Результат китайского скетча:

Результат моего переделанного скетча:

Урок №14 - подключение цифрового светодиодного дисплея на 4 цифры
Детали:
- светодиодная панель на 4 цифры
- провода, макетная площадка и arduino
Получилось так:


Результат - секундомер:
Урок №15 - подключение светодиодной матрицы 8х8
Детали:
- светодиодная матрица 8х8
- провода и arduino
Получилось так:




Результат моего скетча:
Урок №16 - подключение датчика влажности
Детали:
- датчик влажности
- светодиод (я подключил RGB модуль к 1 светодиоду)
- провода и arduino
Получилось так:


Результат:
Урок №17 - измерение температуры и влажности
Детали:
- датчик влажности и температуры
- провода и arduino
Получилось так:


Результат отображается в «мониторе протра»:
Урок №18 - подключение модуля реле
Детали:
- модуль реле
- светодиод
- резистор на 220Ом
- провода, макетная площадка и arduino
Получилось так:


Результат:
Урок №19 - подключение LCD дисплея 16х2
Детали:
- дисплей LCD1602
- провода и arduino
Получилось так:


Результат:

Урок №20 - подключение двигателя
Детали:
- модуль драйвера для мотора
- мотор с редуктором
- провода и arduino
Получилось так:


Результат:
Урок №21 - Включение/выключение светодидодов с помощью пульта
Детали:
- ИК пульт
- ИК приемник
- 6 светодиодов
- 6 резисторов 220Ом
- провода, макетная площадка и arduino


Получилось так:


Результат:
Урок №22 - Подключение джойстика
Детали:
- джойстик
- провода и arduino
Результат отображается в «мониторе протра»:
Урок №23 - Подключение клавиатуры 4х4
Детали:
- клавиатура
- провода и arduino
Результат отображается в «мониторе протра»:
Урок №24 - Подключение RFID
Детали:
- модуль RFID
- провода и arduino
Получилось так:


Результат отображается в «мониторе протра» - чтение дампа карты:


Результат отображается в «мониторе протра» - чтение брелка:


Результат отображается в «мониторе протра» - пытался прочитать УЭК, банковсвкую карту с payWave и транспортную карту:

Уроков у меня получилось всего 24, остальные я не стал освещать в обзоре, хотя сам их собирал и проверял, как мне показалось, они не интересные для обозревания.

Что бы закрепить результат я решил собрать цифровой термометр и написать программу, хотя сначала хотел собрать измеритель влажности и температуры, но из-за неправельного подключения этот модуль я «убил», по этому пришлось сделать только измерение температуры.

Домашнее задание - цифровой термометр
Детали:
- датчик температуры
- LCD дисплей
- провода, макетная площадка и arduino
Получлось так:


Осталось самое сложное объединить 2 скетча и еще что бы все это работало, получился вот такой скетч:

Цифровой термометр

#include #include LiquidCrystal_I2C lcd(0x27,16,2); int potPin = 0; // пин куда подключен датчик float dat = 0; // переменная для температуры void setup() { lcd.init(); lcd.backlight(); lcd.begin(16, 2); lcd.print("S"); delay(300); lcd.print("p"); delay(300); lcd.print("e"); delay(300); lcd.print("c"); delay(300); lcd.print("i"); delay(300); lcd.print("a"); delay(300); lcd.print("l"); delay(300); lcd.print("l"); delay(300); // ждем 0.5 секунды lcd.print("y"); delay(300); // ждем 0.5 секунды lcd.print(" f"); delay(300); // ждем 1 секунду lcd.print("o"); delay(300); // ждем 1 секунду lcd.print("r"); delay(700); lcd.setCursor(0, 1); lcd.print("h"); delay(300); lcd.print("t"); delay(300); lcd.print("t"); delay(300); lcd.print("p"); delay(300); lcd.print(":"); delay(300); lcd.print("/"); delay(300); lcd.print("/"); delay(300); lcd.print("m"); delay(300); lcd.print("y"); delay(300); lcd.print("s"); delay(300); lcd.print("k"); delay(300); lcd.print("u"); delay(300); lcd.print("."); delay(300); lcd.print("r"); delay(300); lcd.print("u"); delay(300); lcd.clear(); //очистка экрана delay(1000); lcd.setCursor(0, 0); lcd.print("Specially for"); lcd.setCursor(0, 1); lcd..clear(); //очистка экрана delay(300); lcd.setCursor(0, 0); lcd.print("Specially for"); lcd.setCursor(0, 1); lcd..clear(); //очистка экрана delay(300); lcd.setCursor(0, 0); lcd.print("Specially for"); lcd.setCursor(0, 1); lcd..clear(); } void loop() { lcd.init(); // initialize the lcd lcd.clear(); //очистка экрана // считываем и вычисляем температуру dat = (5.0 * analogRead(potPin) * 100.0) / 1024.0; lcd.backlight(); lcd.setCursor(0, 0); // устанавливаем курсор в 0-ом // столбце, 1 строке (начинается с 0) lcd.print("Temperatura"); lcd.setCursor(0, 1); lcd.print(" "); lcd.print(dat); // выводим текущую температуру lcd.print(""C"); delay(5*500); // задержка перед повторением измерений }


Слегка подсматривал
Результат:

Теперь надо проверить погрешность:


Как видно погрешность очень маленькая, хотя возможно метеостанция и моя конструкция оба термометра врут.

Зачем я все это затеял?
Хочу автоматизировать пивоварение, пока все еще в далеком проекте.

+

Их множество, с помощью arduino можно создать множество проектов, практически под любые цели.
Полно инструкций в интернете.
С помощью данного набора можно легко изучить arduino - инструкции в помощь.

-

Цена мне кажется великовата
В китайской инструкции очень много ошибок, например урок от одного проекта, скетч совершенно от другого, а схема от третьего

Вывод:

Ардуино мне понравился, буду пробовать изобретать что-нибудь более интересное и сложное, а всем начинающим я рекомендую покупать arduino не набором, а отдельными модулями.

На этом все, надеюсь мой обзор показался не очень нудным.

Спасибо за внимание!

Планирую купить +307 Добавить в избранное Обзор понравился +199 +551

С увеличением производительности современных ПК, ростом тактовых частот процессоров и появлением все более производительных видеокарт неизбежно возникает проблема эффективного теплоотвода, что, в свою очередь, влечет за собой другую проблему — возникновение монотонного, назойливого и раздражающего шума ПК.

звестно, что поглощаемая микросхемой мощность прямо пропорциональна квадрату напряжения и тактовой частоте, а по мере роста тактовых частот неизбежно увеличивается и поглощаемая мощность, в результате чего возрастает тепловыделение микросхемы. И если не принимать мер по отводу этого тепла из корпуса компьютера, то непременно наступит перегрев со всеми вытекающими отсюда последствиями. К примеру, современные процессоры Intel Pentium 4 выделяют более 100 Вт тепла, а если учесть еще тепловыделение чипсета, памяти, жестких дисков, блока питания и видеокарты, то становится понятным, что без построения эффективной системы теплоотвода современный компьютер просто немыслим.

Кроме того, следует учесть, что такие компоненты ПК, как жесткие диски и оптические приводы, тоже являются источниками шума.

Казалось бы, высокая производительность ПК и его бесшумность — две вещи несовместные, но не все так безнадежно: бесшумные и в то же время высокопроизводительные ПК — это не фантастика. Более того, многие компании стали специализироваться на выпуске именно бесшумных ПК, не говоря уже о том, что на рынке представлено множество решений для снижения уровня шума компьютера.

Решения для снижения уровня шума ПК

акие же решения существуют для снижения уровня шума ПК. Условно можно выделить три подхода к построению бесшумных, а точнее малошумных ПК:

  • использование полностью пассивной системы охлаждения;
  • использование водяного охлаждения;
  • использование воздушной системы охлаждения с вентиляторами, имеющими низкие обороты и регулируемую скорость вращения, в сочетании с пассивной системой охлаждения.

Переход от активного к полностью пассивному охлаждению — это кардинальное решение, позволяющее создавать абсолютно бесшумные ПК. Классическим примером являются корпуса-радиаторы TNN-500 и TNT-300 компании Zalman. В данном случае сам корпус выполняет функции огромного радиатора, а теплоотвод с компонентов ПК осуществляется через этот радиатор посредством тепловых трубок. Однако стоимость такого корпуса в данном случае сопоставима с ценой самого ПК. Поэтому подобное решение вряд ли будет иметь спрос на массовом рынке.

Второй подход заключается в использовании систем водяного охлаждения. Правда, систем теплоотвода, в которых применяется исключительно водяное охлаждение, не бывает, поскольку в блоке питания используется как минимум воздушное охлаждение. В связи с этим более корректным будет говорить о комбинированной воздушно-водяной системе охлаждения.

На рынке представлен довольно широкий спектр систем водяного охлаждения, позволяющих охлаждать процессор и видеокарту. Системы жидкостного охлаждения можно разделить на внутренние и внешние, при этом они могут быть бесшумными и с активным кулером. В бесшумных системах жидкость охлаждается в массивном радиаторе естественным образом, а в системах с активным кулером в дополнение к радиатору используется вентилятор, отводящий от него тепло. Стоит отметить, что в случае применения бесшумных систем жидкостного охлаждения эффективность теплоотвода оказывается достаточно низкой и уступает традиционным системам воздушного охлаждения. Поэтому сочетать бесшумные системы жидкостного охлаждения с высокопроизводительными ПК просто невозможно.

Использование систем жидкостного охлаждения с вентилятором позволяет создавать более эффективные и в то же время малошумные системы охлаждения, однако главным недостатком таких систем является их высокая стоимость.

Ну и последний вариант — это использование традиционного воздушного охлаждения в сочетании с пассивными системами охлаждения. Именно этот метод и станет предметом нашего дальнейшего обсуждения.

Подбор компонентов для бесшумного ПК

ля построения бесшумного (малошумного) ПК необходимо, чтобы были правильно подобраны все основные элементы: системная плата, корпус, кулер процессора, система охлаждения видеокарты, система охлаждения жестких дисков, блок питания.

Системная плата

Для малошумных ПК следует выбирать системные платы, в которых не используются вентиляторы на северном мосту чипсета или дополнительные вентиляторы на VRM-модуле процессора. Кроме того, желательно, чтобы системная плата могла осуществлять температурный контроль и управлять скоростью вращения вентиляторов.

К примеру, многие современные материнские платы позволяют в BIOS настроить скорость вращения вентилятора процессора в зависимости от его температуры: если температура процессора ниже заданной, то скорость вращения вентилятора уменьшается.

Если же у вас уже имеется компьютер и задача заключается в том, чтобы сделать его как можно менее шумным, то менять системную плату нецелесообразно. В случае когда на вашей системной плате на радиаторе северного моста чипсета установлен вентилятор, первое, что необходимо сделать, — это избавиться от него. Впрочем, избавляться придется не только от вентилятора, но и от самого радиатора, заменив его на игольчатый радиатор чипсета, который можно приобрести отдельно. Хорошим выбором в данной ситуации может быть радиатор ZM-NB47J (рис. 1) или ZM-NB32J (рис. 2) компании Zalman.

Рис. 1. Радиатор северного моста чипсета ZM-NB47J

Рис. 2. Радиатор северного моста чипсета ZM-NB32J

Корпус

Без качественного корпуса создать бесшумный ПК практически невозможно, причем красивый моддинговый корпус с «елочной гирляндой» внутри — это еще не показатель качества.

Корпус для малошумного ПК должен удовлетворять следующим требованиям:

  • в нем должны быть посадочные места для 120-миллиметровых вентиляторов: один спереди — для вентилятора, работающего на вдув воздуха с целью охлаждения жестких дисков, и один сзади — для вентилятора, работающего на выдув теплого воздуха из корпуса;
  • посадочные места для жестких дисков обязательно должны быть снабжены резиновыми демпферами, предотвращающими прямой контакт жесткого диска с шасси корпуса; такие демпферы гасят резонирующие вибрации, что снижает уровень шума;
  • в корпусе должны быть вентиляционные отверстия для забора холодного воздуха со стороны лицевой панели и для выдувания горячего воздуха на задней панели;
  • корпус должен иметь достаточно жесткую конструкцию, исключающую вибрацию его отдельных элементов.

Корпусов, специально ориентированных на создание бесшумных (малошумных) ПК, не бывает (корпуса-радиаторы не в счет), поэтому даже в том случае, если корпус удовлетворяет всем вышеперечисленным требованиям, его необходимо дополнительно модифицировать с целью создания условий для эффективного шумоподавления.

Подобная модификация корпуса чем-то напоминает процесс шумоизоляции салона автомобиля. Прежде всего необходимо произвести оклейку корпуса изнутри шумоизолирующими и шумопоглощающими материалами. Это позволит избавиться от шумов, возникающих при резонансе деталей корпуса и низкочастотных вибрациях.

В качестве материала для оклейки корпуса подойдет любой шумопоглощающий или шумоизолирующий материал. Самый простой вариант — линолеум с утеплителем на основе войлока, который наклеивается внутрь корпуса утеплителем вниз. Кроме того, можно использовать стандартные шумопоглощающие материалы, предназначенные при шумоизоляции салона автомобиля. Неплохие результаты дает и применение полиуретановых материалов. Можно использовать, например, старые коврики для мыши или пробковые подставки под сковородки, которые продаются в хозяйственном магазине. Отличные результаты получаются при комбинировании разных материалов, например слоя пробкового дерева и слоя вспененной резины или тонкого поролона. Важно, чтобы толщина используемого для оклейки материала не превышала 5 мм — в противном случае могут возникнуть проблемы при сборке корпуса.

Но, конечно, самый лучший способ — воспользоваться специализированным комплектом для шумоизоляции корпуса, цена которого составляет всего 303 руб., а заказать его можно на сайте www.pcdesign.ru.

Оклейке подлежат боковые, верхняя и нижняя стенки корпуса, а также частично лицевая панель и задняя стенка корпуса. Очень важно при этом не перекрывать вентиляционных отверстий — иначе внутри корпуса будет создан парниковый эффект.

Следующий важный аспект — это крепление компонентов ПК внутри корпуса. При креплении материнской платы к боковой стенке с помощью болтов желательно использовать резиновые шайбы, а со стороны самой боковой стенки корпуса в местах крепления материнской платы можно сформировать силиконовые прокладки, нанеся немного силиконового герметика вокруг крепежных отверстий.

Особое внимание следует уделить креплению 120-миллиметровых вентиляторов внутри корпуса (о том, как это сделать, мы расскажем при описании вентиляторов для корпуса).

И последнее, на что следует обратить внимание, — это ножки корпуса. Они должны быть резиновые, причем желательно наклеить на них слой пористого материала, например полиуретана.

Вентиляторы для корпуса

Вентиляторы, устанавливаемые внутрь корпуса, бывают трех размеров: 80-, 92- и 120-миллиметровые. Важнейшими характеристиками вентилятора являются скорость вращения и воздушный поток, измеряемый в кубических фунтах воздуха, прогоняемого в минуту (CFM).

Понятно, что чем больше диаметр вентилятора, тем больший воздушный поток он создает при прочих равных условиях. Если взять 80- и 120-миллиметровые вентиляторы, которые будут вращаться с одной и той же скоростью, то больший воздушный поток создаст именно 120-миллиметровый вентилятор. Верно и то, что при одинаковом воздушном потоке скорость вращения 120-миллиметрового вентилятора будет ниже (именно поэтому 120-миллиметровые вентиляторы называют также «низкооборотистыми»). А чем ниже скорость вращения вентилятора, тем меньше он шумит — ведь уровень создаваемого вентилятором шума находится в прямой зависимости от скорости его вращения.

Теперь становится понятно, почему корпус для малошумного ПК должен иметь посадочные места для 120-миллиметровых вентиляторов — именно они являются малошумящими.

Сами вентиляторы могут подключаться непосредственно к материнской плате, причем, приобретая вентиляторы, необходимо убедиться, что в них именно три, а не два провода. Третий провод — управляющий, что позволяет с помощью термодатчиков регулировать скорость вращения вентилятора. Если же в вентиляторе всего два провода, то он будет всегда вращаться только на максимальной скорости. Примером вентилятора, который можно рекомендовать для использования в малошумных ПК, является модель SAF-S12-E1 серии Ultra Silent компании Cooler Master (рис. 3).

Рис. 3. 120-миллиметровый вентилятор SAF-S12-E1 серии Ultra Silent компании Cooler Master

При установке вентилятора в системный блок нужно руководствоваться следующими правилами. Во-первых, для крепления вентилятора лучше не использовать пластмассовый короб, а закрепить вентилятор на металлической передней стенке шасси, просверлив в ней отверстия под винты. Причем хорошо бы крепить вентилятор к корпусу не напрямую, а через демпфирующие элементы, выполненные, скажем, из пенорезины или подобного материала. Лучше всего дополнительно использовать стандартные демпфирующие прокладки, которые можно купить или изготовить с применением герметика — формирователя прокладок или любого другого герметика. Это обеспечит отсутствие жесткого механического контакта между конструктивом вентилятора и шасси корпуса через крепеж.

Кроме возможности подключения вентиляторов к соответствующим разъемам на материнской плате, предусмотрена возможность их подключения к специальному регулятору вращения. Моделей различных регуляторов вращения на рынке представлено достаточно. В простейшем варианте регулятор вращения позволяет вручную управлять скоростью вращения вентилятора. Примером такого решения может служить система Aerogate I компании Cooler Master (рис. 4).

Данный регулятор устанавливается в отсек 5,25“ и позволяет управлять скоростью вращения четырех вентиляторов, например вентилятора процессора, вентилятора видеокарты, вентилятора жестких дисков и дополнительного вентилятора корпуса.

В более продвинутом варианте регуляторы вращения вентиляторов оснащаются термодатчиками, что позволяет не только мониторить температуру различных узлов ПК, но и динамически изменять скорость вращения вентиляторов в зависимости от температуры.

Примером таких регуляторов вращения вентиляторов могут служить системы Aerogate 2 и Aerogate 3 компании Cooler Master (рис. 5 и 6).

Рис. 5. Регулятор вращения вентиляторов с термодатчиками Aerogate 2 компании Cooler Master

Рис. 6. Регулятор вращения вентиляторов с термодатчиками Aerogate 3 компании Cooler Master

Система охлаждения жестких дисков

Следующий немаловажный момент — это организация системы охлаждения жестких дисков. Лучше всего, чтобы такая система была пассивной, то есть вообще без вентиляторов. В качестве примера может служить система охлаждения жестких дисков ZM-2HC2 (рис. 7), выпускаемая уже упоминавшейся компанией Zalman.

Эта система устанавливается в 5,25-дюймовый отсек корпуса ПК и позволяет охлаждать 3,5-дюймовый жесткий диск. Для этого винчестер жестко зажимается между двумя массивными алюминиевыми пластинами, соединенными между собой десятком термотрубок (heatpipe), и вся конструкция крепится в отсек (обязательно трубками вверх) на четырех резиновых амортизаторах, не имеющих сквозного металлического стержня. Система термотрубок вместе с массивными алюминиевыми пластинами образует поверхность теплорассеивания площадью около 450 см2, чего вполне достаточно для охлаждения обычных дисков.

Разновидностью пассивной системы охлаждения жесткого диска и является система Cool Drive 6 (LHD-V06) от компании Cooler Master (рис. 8).

Рис. 7. Система охлаждения жесткого диска ZM-2HC2

Данная система размещается в отсеке 5,25” и имеет алюминиевый радиатор для рассеивания тепла. Сам жесткий диск крепится к радиатору с использованием резиновых демпферов, а для улучшения контакта между жестким диском и поверхностью радиатора в комплекте прилагаются специальные термопрокладки.

С помощью данной системы возможно не только контролировать температуру жесткого диска, но и посредством специального ПО отображать скорость работы. Кроме того, Cool Drive 6 объединяет возможности динамического регулятора вращения вентиляторов, позволяя с помощью термодатчиков контролировать и управлять работой четырех вентиляторов точно так же, как это реализовано в системе Aerogate 3.

Другой вариант системы охлаждения для жестких дисков заключается в том, чтобы использовать штатные посадочные места для жестких дисков и дополнительный 120-миллиметровый вентилятор, который крепится на передней панели корпуса перед дисками и работает на вдув холодного воздуха.

Блок питания

Блок питания современного ПК нередко представляет собой источник неустранимого шума. Дело в том, что производители блоков питания размещают в них один или два вентилятора, создающих достаточно интенсивный шум, бороться с которым весьма сложно, поскольку блок питания является цельным решением, не подлежащим модернизации. Поэтому здесь может быть только один совет — покупать качественный, изначально тихий блок питания.

К подобным блокам питания можно отнести блоки питания, оснащенные одним 120-миллиметровым вентилятором с регулируемой скоростью вращения. Например, хорошо себя зарекомендовали блоки питания серии Real Power компании Cooler Master (рис. 9), серии Super Silencer или Super Tornado компании Sea Sonic Electronics, а также блоки питания компании Zalman (хотя в них нет 120-миллиметрового вентилятора) и др.

Рис. 9. Блок питания Real Power 550 (RS-550-ACLY)

При креплении блока питания к корпусу стоит воспользоваться резиновыми шайбами либо тонкими прорезиненными прокладками, которые можно сделать с помощью герметика — формирователя прокладок или обычного силиконового герметика. Можно также использовать стандартный набор для шумоизоляции блока питания, который стоит 123 руб. (www.pcdesign.ru).

Система охлаждения видеокарты

Одним из самых проблематичных источников шума в современном ПК является видеокарта, которая традиционно оснащается мощным вентилятором, а то и двумя. Причем уровень шума, производимого видеокартой, прямо пропорционален ее производительности. Многие производители видеокарт стали использовать пассивное охлаждение видеокарт на основе радиаторов и тепловых трубок, однако такое решение применяется только на относительно слабых видеокартах.

Единственный способ уменьшить шум, создаваемый вентилятором видеокарты, — это поменять штатную систему охлаждения. Выбор конкретного решения зависит от типа видеокарты. Если используется высокопроизводительная игровая видеокарта типа ATI RADEON X800 и выше или NVIDIA GeForce 6600 и выше, то без активного кулера в данном случае не обойтись. Оптимальным решением в этом случае можно считать систему охлаждения видеокарты VF700-AlCu или VF700-Cu компании Zalman (рис. 10).

Рис. 10. Система охлаждения видеокарты VF700-AlCu

Отличаются эти кулеры лишь тем, что в первом случае используется радиатор из меди и алюминия, а во втором — только из меди. В комплект поставки, кроме собственно кулера, входят и радиаторы для микросхем памяти. Кулеры VF700-AlCu и VF700-Cu обеспечивают два варианта подключения — с питанием 5 В (Silent Mode) либо 12 В (Normal Mode). В первом случае скорость вращения составляет 1350 об./мин, а во втором — 2650 об./мин. Недостаток такого двухскоростного решения очевиден — нет возможности динамически менять скорость вращения кулера в зависимости от температуры. Однако это легко реализовать, если использовать подключение с питанием 12 В, но через динамический регулятор вращения кулера, о котором рассказывалось выше.

Если видеокарта не очень мощная, то есть ниже, чем ATI RADEON X800 и NVIDIA GeForce 6600, то вполне можно обойтись пассивной системой охлаждения на основе радиаторов и тепловых трубок. Примером такого решения может служить система охлаждения видеокарты ZM80C-HP (рис. 11) или ZM80D-HP компании Zalman.

В системе охлаждения ZM80D-HP применяют по два массивных алюминиевых радиатора, располагающихся по обе стороны видеокарты и соединенных медной тепловой трубкой. При весе 325 г система ZM80D-HP имеет поверхность рассеивания 1200 см2.

Дополнительно вместе с радиаторами можно использовать специальный малошумящий вентилятор Zalman ZM-OP1 (рис. 12).

Рис. 12. Малошумящий вентилятор Zalman ZM-OP1

Система охлаждения процессора

Из огромного разнообразия кулеров для процессоров предпочтение следует отдать специализированным малошумящим устройствам. Классическим примером таких кулеров являются кулеры компании Zalman, например новые модели Zalman CNPS7700-Cu и CNPS7700-AlCu (рис. 13).

Рис. 13. Система охлаждения процессора Zalman CNPS7700-AlCu

Эти кулеры могут использоваться для охлаждения процессоров Intel и AMD, а в комплект поставки входят крепежи под все варианты процессорных разъемов.

Требования к современным процессорным кулерам уже давно устоялись. Во-первых, это эффективность теплоотвода, во-вторых, это, конечно же, минимальный шум издаваемый вентиляторами, и в третьих это цена. Выбрать самый эффективный или самый «мощный» кулер не проблема, куда сложнее правильно подобрать оптимальный вариант кулера, исходя из соотношения «цена/производительность». Сегодня мы рассмотрим и сравним нескольких процессорных кулеров от всемирно-известных компаний, таких как: Thermalright , SilverStone , Zalman , Scythe , Thermaltake , Deepcool , Ice Hammer . А после, мы постараемся выявить «лучших их лучших».

Thermalright Silver Arrow SB-E Extreme

Silver Arrow SB - E в особом представлении не нуждается, это всеми хорошо известный супер-кулер, от компании Thermalright , который по праву можно считать лидером в своем классе. Версия же «Extreme » предназначена для крупных процессоров с большим тепловыделением, таких как Intel i7 с сокетом 2011.

Thermalright Silver Arrow SB-E Extreme имеет двухсекционный радиатор внушительных габаритов, масса которого составляет 800 грам. Восемь тепловых трубок пронизывают 51 пластину в каждой секции, общая площадь которых составляет порядка 11500 см2. В комплекте с кулером присутствуют два вентилятора типоразмера 140 мм с маркировкой TR-TY143 , скорость вращения которых составляет 600 - 2500 об/мин. Есть возможность установить на кулер еще один дополнительный вентилятор.

Кулер имеет огромное основание, выполненное из никелированной меди, которое надежно припаяно к шести миллиметровым тепловым трубкам. Основание кулера выглядит идеально ровным, что подтверждает «зеркальный эффект» на его поверхности.

Thermalright Silver Arrow SB - E Extreme .

Габариты кулера, мм

155 х 104 х 163

Масса, гр.

1140 (с вентиляторами)

Материал основания

Никелированная медь

Материал ребер радиатора

Никелированный алюминий

Количество пластин, шт.

Материал тепловых трубок

Никелированная медь

Типоразмер вентилятора мм.,

их кол-во, шт.

600 - 2500 об/мин

Совместимость

AMD Socket AM2/ AM2+/ AM3

SilverStone Heligon HE01

Heligon HE01 еще один представитель семейства супер-кулеров от компании SilverStone , который имеет двухсекционный радиатор, характерный всем современным кулерам этого класса. Первое что бросается в глаза это, конечно же, разная толщина секций радиатора. Конструкция радиатора Heligon HE01 схожа с той, которую используется в большинстве супер-кулерах. Шесть тепловых трубок распределяют тепловую энергию по двум секциям, на каждой их которых имеется по 47 алюминиевых пластин общей площадью порядка 10900 см2. Еще одна отличительная черта кулера, это наличие в комплекте массивного вентилятор типоразмера 140 мм с внушительной толщиной в 38 мм! Этот монстр способен обеспечить максимальный воздушный поток в 171 CFM со скоростью вращения 2000 об/мин, однако при этом шум от вентилятора назвать комфортным сложно.

Шестимиллиметровые тепловые трубки пронизывают небольшое по размерам основание кулера, которое имеет очень ровную поверхность. После обработки основания остались следы от фрезера, которые отчетливо видны и тактильно также ощущаются. Это конечно же может негативно повлиять на эффективность теплоотвода.

Рассмотрим основные характеристики SilverStone Heligon HE01.

Габариты кулера, мм

160 х 140 х 119

Масса, гр.

1150 (с вентилятором)

Материал основания

Никелированная медь

Материал ребер радиатора

Никелированный алюминий

Количество пластин, шт.

Материал тепловых трубок

Никелированная медь

Количество тепловых трубок шт. и диаметр мм.

Типоразмер вентилятора мм.,

их кол-во, шт.

Скорость вращения вентилятора, об/мин.

500 - 2000 об/мин

Совместимость

Intel LGA 775/ 1155 / 1156/ 1366/ 2011

Zalman CNPS12X

Модель CNPS12X это очередное творение инженеров Zalman имеющее свой оригинальный дизайн, коим компания славится еще со времен «чашеобразных» медных кулеров. Но если откинуть всё и взглянуть на Zalman CNPS12X с другой стороны, то перед нами типичный двухсекционный кулер, с не самой большой площадью рассеивания радиатора, которая составляет 9600 см2. Любовь к чашеобразной форме не покидает инженеров Zalman ни на минуту, наверно поэтому у радиаторных секций «дизайнерская» форма. Единственное, что можно отметить, это наличие у кулера сразу трех вентиляторов размерами 120х120 мм., которые имеют, опять-таки, свою «оригинальную»(несъемную) конструкцию. Вследствие чего замена вентилятора на более производительный или более тихий вызывает большие проблемы.

Основание выполнено по технологии прямого контакта тепловых трубок c теплораспределительной крышкой процессора, призванной улучшить теплоотвод. По моему мнению, эффективность данной технологии довольно спорная. Хотя все шесть тепловых трубок очень плотно посажены друг к другу, между ними имеются зазоры, очень заметны невооруженным глазом. О ровной поверхности или зеркальном эффекте говорить здесь не приходится, так как шлифовке основание не подвергалось.

Рассмотрим основные характеристики Zalman CNPS12X

Габариты кулера, мм

151 х 132 х 154

Масса, гр.

Материал основания

Никелированная медь

Материал ребер радиатора

Никелированный алюминий

Количество пластин, шт.

Материал тепловых трубок

Никелированная медь

Количество тепловых трубок шт. и диаметр мм.

Типоразмер вентилятора мм.,

их кол-во, шт.

Скорость вращения вентилятора, об/мин.

250 - 1200 об/мин

Совместимость

Intel LGA 775/ 1155 / 1156/ 1366/ 2011

AMD Socket AM2/ AM2+/ AM3+/FM1

Zalman FX100 Cube

Zalman FX 100 Cube не похож ни на один из ранее рассмотренных кулеров. Это не удивительно, ведь модель FX 100 Cube позиционируется как пассивный процессорный кулер башенного типа. Его внешний вид напоминает этакий массивный «черный куб», с необычным и в тоже время строгим дизайном. Кулер состоит из шести небольших радиаторов, которые связаны между собой с помощью десяти тепловых трубок. Внешние четыре секции связаны между системой из восьми тепловых трубок, каждая секция имеет по 19 алюминиевых пластин, расстояние между которыми составляет 4 мм. Еще два небольших радиатора находятся внутри, они состоят из 26 пластин расстояние между которыми меньше вдвое. Общая же площадь рассеивания составляет 5000 см2. Для повышения эффективности в кулер предусмотрено посадочное место для вентилятора размером 92х92 мм., между внутренними радиаторами. Однако, вентилятор в комплекте почему-то не идет.

Основание FX 100 Cube по площади очень мало, тем самым инженеры Zalman намекают нам, что данная модель кулера больше подходит для процессоров с небольшим тепловыделением. Качество обработки поверхности основания не вызывает никаких нареканий. Оно имеет очень ровную поверхность и зеркальный эффект, что в свою очередь должно положительно сказаться на эффективности теплоотвода.

Рассмотрим основные характеристики Zalman FX 100 Cube

Габариты кулера, мм

156 х 157 х 156

Масса, гр.

Материал основания

Никелированная медь

Материал ребер радиатора

Никелированный алюминий

Количество пластин, шт.

128 (общее кол-во)

Материал тепловых трубок

Никелированная медь

Количество тепловых трубок шт. и диаметр мм.

Типоразмер вентилятора мм.,

их кол-во, шт.

отсутствует

Совместимость

Intel LGA 775/ 1155 / 1156/ 1366/ 2011

AMD Socket AM2/ AM2+/ AM3+/FM1

Scythe Mugen 4

Серия кулеров Mugen от японской компании Scythe уже давно всем известна и не является чем-то новым. Вот и обновленная модель Mugen 4, пришедшая на смену своему собрату, это все тот же односекционный кулер весов 625 грамм, который претерпел незначительные изменения. Теперь вместо четырех полноценных секция как в случаи с Mugen 3 , мы видим единый радиатор, имеющий незначительные разделения по всей площади. Благодаря подобному решению, инженерам компании Scythe удалось увеличить площадь рассеивания, которая составляет 7300 см2. Кулер снабжен одним вентилятором типоразмером 120 мм, скорость вращения которого составляет 400-1400 об/мин. Примечательно, что дизайн лопастей вентилятора похож на небезызвестные модели от немецкой компании Be Quiet .

Что касается основания, то здесь кардинальных изменений не произошло. Все те же шесть тепловых трубок уложены и спаяны с медным основанием, которое имеет ровную поверхность. Зеркальный эффект присутствует не в полной мере, зато имеется небольшая «рябь».

Рассмотрим основные характеристики Scythe Mugen 4

Габариты кулера, мм

130 х 88 х 156

Масса, гр.

Материал основания

Никелированная медь

Материал ребер радиатора

Алюминий

Количество пластин, шт.

Материал тепловых трубок

Никелированная медь

Количество тепловых трубок шт. и диаметр мм.

Типоразмер вентилятора мм.,

их кол-во, шт.

Скорость вращения вентилятора, об/мин.

400 - 1400 об/мин

Совместимость

Intel LGA 775/ 1156 /1155/ 1366/ 2011

AMD Socket AM2/ AM2+/ AM3+/FM1

Thermaltake Frio OCK

Обновленный Frio от компании Thermaltake на первый взгляд выглядит внушительно, за счет своих габаритов, и самое главное за счет своего пластикового кожуха. Радиатор кулера Thermaltake Frio OCK разделен на две части, каждую из которых пронизывают пять тепловых трубок диаметром 6 мм. Каждая секция радиатора состоит из 45 пластин, общая площадь которых составляет почти 6000 см2. Большую часть пластикового кожуха занимают вентиляторы типоразмером 140 мм, которые имеют необычное строение рамки. Вентиляторов здесь два, они съемные, но за счет своей конструктивной особенности использовать их можно только с этим кулером.

Основание кулера Thermaltake Frio OCK не особо привлекательно. Помимо заметных следов от фрезера на поверхности основания, в процессе тестирования выявилась неровность в центре. Все это конечно же сказалось на результатах.

Рассмотрим основные характеристики Thermaltake Frio OCK

Габариты кулера, мм

143 х 137 х 158

Масса, гр.

Материал основания

Никелированная медь

Материал ребер радиатора

Никелированный алюминий

Количество пластин, шт.

Материал тепловых трубок

Никелированная медь

Количество тепловых трубок шт. и диаметр мм.

Типоразмер вентилятора мм.,

их кол-во, шт.

Скорость вращения вентилятора, об/мин.

1200 - 2100 об/мин

Совместимость

AMD Socket AM2/ AM2+/ AM3+

Deepcool Gamer Storm Lucifer

Очередное творение от компании Deepcool под именем Gamer Storm Lucifer имеет весьма массивный радиатор интересной формы, которая напоминает крылья бабочки ну или «падшего ангела». Дизайн радиатора Gamer Storm Lucifer отчасти похож на SilverStone HE02 , он имеет 36 пластин и шесть никелированных тепловых трубок диаметром 6 мм. Межреберное расстояние радиатора составляет 2.7 мм, что дает преимущество при использовании кулера с низкооборотными вентиляторами. Площадь рассеивания составляет 6800 см2.

Вместе с кулером поставляется 140 мм вентилятор с интересной цветовой гаммой и маркировкой UF 140 . Это всеми известный вентилятор от Deepcool размером 140х140х25 мм имеющий антивибрационное покрытие вокруг всей рамки.

Поверхность основания кулера Deepcool Gamer Storm Lucifer обработана идеально. Каких либо претензий к ней нет, зеркальный эффект присутствует по всей площади.

Рассмотрим основные характеристики Deepcool Gamer Storm Lucifer

Габариты кулера, мм

168 х 136 х 140

Масса, гр.

893 (с вентилятором)

Материал основания

Никелированная медь

Материал ребер радиатора

Никелированный алюминий

Количество пластин, шт.

Материал тепловых трубок

Никелированная медь

Количество тепловых трубок шт. и диаметр мм.

Типоразмер вентилятора мм.,

их кол-во, шт.

Скорость вращения вентилятора, об/мин.

700 - 1400 об/мин

Совместимость

Intel LGA 775/ 1156/1155/ 1366/ 2011

AMD Socket AM2+/ AM3+

Ice Hammer IH-THOR

IH-THOR это очередной представитель семейства супер-кулеров от компании Ice Hammer. Большой двух секционный радиатор весом почти в 1 кг очень напоминает нам конструкцию COGAGE ARROW от Thermalright . Все те же две секции с равной толщиной, между которыми располагаются пара вентиляторов типоразмером 140 мм. Однако в радиаторе IH-THOR расположились 58 алюминиевых пластин на шести тепловых трубках, против 55 пластин и четырех трубок у COGAGE ARROW . Увеличение числа пластин радиатора дало площадь рассеивания равную 11500 см2. Дизайн вентиляторов входящих в комплект также скопирован с TR-TY143 от той же компании Thermalright.

Исключительно ровное основание очень хорошо пропаяно в местах соприкосновения с тепловыми трубками. Отполированная поверхность основания кулера имеет зеркальный эффект.

Рассмотрим основные характеристики Ice Hammer IH-THOR

Габариты кулера, мм

164 х 147 х 123

Масса, гр.

Материал основания

Никелированная медь

Материал ребер радиатора

Никелированный алюминий

Количество пластин, шт.

Материал тепловых трубок

Никелированная медь

Количество тепловых трубок шт. и диаметр мм.

Типоразмер вентилятора мм.,

их кол-во, шт.

Скорость вращения вентилятора, об/мин.

900 - 1300 об/мин

Совместимость

Intel LGA 775/ 1156/1155/ 1366/ 2011

AMD Socket AM2+/ AM3+

Цена

Познакомившись ближе со всеми участниками и рассмотрев из особенности, предлагаю вам взглянуть на розничную цену* каждой модели.

*цена на ту или иную модель может отличатся в зависимости от региона и выбранного розничного магазина.

Инструменты и методика тестирования

Конфигурация системы тестирования:

  • Процессор: Intel i7-3930К (4.20 Ггц / НТ on - 1.260в);
  • Термоинтерфейс: Arctic Cooling MX-4;
  • Материнская плата: ASUS Rampage IV Formula;
  • ОЗУ: Corsair Dominator GT 2133MHz 4Gbx4;
  • Видеокарта: ASUS HD7970 DC2 TOP;
  • Блок питания: Corsair HX 650W.

Инструменты тестирования:

  • Операционная система: Windows 7 x64;
  • Программа мониторинга температуры ЦП: RealTemp GT 3.70;
  • Программа для тестирования ЦП: LinX 0.6.4 AVX;
  • Программа для ЦП: CPU-Z 1.62 x64;
  • Реобас: Scythe Kaze Master II.

Частота процессора i7-3930К была увеличена до 4.2 Ггц при напряжении 1.260 В и активной технологией Hyper-Threading. С помощью программы LinX 0.6.4 AVX производилась 100% загрузка процессора в 10 тактов, общей продолжительностью ~10 минут. Замер температуры для каждого ядра осуществлялся при помощи программы RealTemp GT 3.70 . Температурные значения, представленные ниже, являются среднеарифметическими для каждого режима. Кулеры тестировались в двух режимах со стандартными вентиляторами, которые входили в комплект поставки. Первый режим «тихий» , скорость вращения вентиляторов составляла 1000-1050 об/мин, второй режим «максимальный» , само название говорит о том, что скорость вращения вентиляторов была максимально возможная. Кулер Zalman FX 100 Cube в пассивном режиме («тихий») и с установленным 90 мм вентилятором Arctic Cooling F9 при 1500 об/мин («максимальный»). Температура окружающей среды во время тестирования составляла 26 о С .

Результаты тестирования

Для начала рассмотрим температуру процессора без нагрузки.

Как видно, почти все участники демонстрируют схожие результаты. Выделяется лишь один, это пассивный кулер Zalman FX 100 Cube, что не удивительно. Разница в температуре между остальными кулерами составляет 3-4 градуса.

Теперь посмотрим на температуры процессора при 100% нагрузке.

Лидером в этот раз, на удивление, оказался Heligon HE01 от компании SilverStone, который очень достойно справилась с горячим нравом i7-3930К. Второе место принадлежит обновленному Silver Arrow SB - E Extreme от всемирно-известной Thermalright , который проиграл всего 1 градус лидеру. Ну а третье место досталось Deepcool Gamer Storm Lucifer . Не стоит забывать, что за конечный результат было взято значение температуры при режиме «максимальный», при котором скорость вращения вентилятор разнится. Что касается Zalman FX 100 Cube , то здесь он провалился с треском! Хотя винить его за это не стоит, удел FX 100 Cube это процессоры с тепловыделением не более 80 Вт, такие как i5. Температура во время тестирования достигала 99 о С , после чего тестирование пришлось прекратить, во избежание перегрева процессора.

Итоги

Ну что же, сегодня мы протестировали и выявили лучших из лучших среди современных кулеров. Но это еще не все, наша редакция учредила три номинации среди участников нашего сегодняшнего тестирования.

Итак, номинация «Супер-кулер» по праву присуждается Silver Arrow SB - E Extreme от компании Thermalright . Не смотря на то, что он уступил всего 1 градус Heligon HE01 , уровень шума, издаваемый вентиляторами от Thermalright был на много меньше, чем от 38 мм монстра SilverStone . Тем самым Silver Arrow SB-E Extreme в очередной раз подтверждает свое звание "Супер-кулера".


В номинации «Золотая середина» заслуженно победил Deepcool Gamer Storm Lucifer, который показал достойные результат в обоих режимах работы вентилятора. При этом Gamer Storm Lucifer стоит значительно дешевле, чем многие другие участники тестирования.

Последняя номинация «Инновационный дизайн» присуждается пассивному кулеру Zalman FX 100 Cube. Хоть он и не справился с поставленной задачей, но все же инженерам компании Zalman удалось разработать отличный пассивный кулер, который без проблем сможет охладить процессоры среднего сегмента.

Также все участники нашего тестирования получают почетное звания «Участник весеннего тестирования 2014»


Редакция выражает большую благодарность компаниям SilverStone, Zalman, Thermaltake, Deepcool, Ice Hammer, а так же интернет магазину coolera . ru , за предоставленные модели кулеров для тестирования.



В продолжение темы:
Windows

Часть вторая : "Важнейшие характеристики каждого семейства процессоров Intel Core i3/i5/i7. Какие из этих чипов представляют особый интерес" Введение Сначала мы приведём...

Новые статьи
/
Популярные