Соционика: типы информационного метаболизма. Психологическая теория

В ближайшем будущем, самым дорогим ресурсом будет наше внимание. И суть не в том, что за наше внимание, как за товар* (от английского Pay Attention) будут платить крупные корпорации и финансовые империи, чтобы продавать (читай - навязывать), свои товары и услуги. Суть в том что только благодаря избирательности нашего внимания мы сможем не вовлекаться во всё более сложные и утонченные манипуляции с нашим сознанием, которые со временем достигнут пика своего прогресса.

Информационный фаст-фуд

Если сейчас не начать развивать избирательность внимания, и не установить жёсткий контроль над потоком входящей информации, скоро вы вообще перестанете осознавать, какой информационный фаст-фуд ежедневно потребляете. Информационный метаболизм важен так же, как и пищевой. Если не следить за тем, что вы впускаете в своё сознание, оно становится зашлакованным, инертным и теряет свою ясность.

«Желудок умнее мозга, потому что желудок умеет тошнить, мозг же глотает любую дрянь», - эта фраза принадлежит писателю Чингизу Айтматову.

Мы действительно перестали замечать, что поглощает наш мозг в течение дня. Сколько дряни туда попадает только от одного лишь пролистывания ленты социальной сети. Любую образовавшуюся паузу мы заполняем бесцельным брожением по просторам интернета, повсюду люди, уставившиеся в экраны своих смартфонов, на улице, в общественном транспорте, в кафе.

Социальные сети самый ненадёжный источник информации, потому что они искажают реальность, и не отображают настоящего положения вещей. В аккаунтах люди всегда показывают только лучшую часть своей жизни, они выкладывают самые удачные фотографии, стараются фотографироваться только в дорогих вещах, позировать в престижных местах.

Когда пролистываешь ленту Инстаграма или Фэйсбука, складывается впечатление, что у всех просто сплошной, непрекращающийся праздник жизни. На самом деле, эти люди могут находиться в состоянии депрессии, дорогие вещи куплены ими в кредит, а в престижное место они пришли только для того, чтобы сфотографироваться.

Постоянное нахождение в социальной сети лишает способности к самоосознанию, снижает работоспособность, способствует развитию различных проблем со здоровьем, подрывает нашу уверенность в себе. На фоне показного успеха других, собственная жизнь кажется серой и унылой, это ведёт к развитию непродуктивных состояний сознания и вызывает негативные эмоции, такие как зависть, злость, недоброжелательность.

Мы запихиваем в себя гигабайты бесполезного информационного мусора, если провести аналогию с едой, то это будет выглядеть как бесконтрольное поедание огромного количества фаст-фуда. Если бы мы поедали столько же некачественной пищи, то очень скоро оказались бы в больнице с тяжёлыми функциональными расстройствами пищеварительной системы.

С мозгом происходит тоже самое, он болеет, тупеет, теряет свою ясность, сейчас многие люди живут в состоянии постоянной информационной перегрузки, их нервная система истощена. Нашему мозгу необходима пища, мы должны подпитывать свой интерес к внешнему миру и удовлетворять жажду познания, но такой способ получения информации не утоляет голод, а наоборот, разжигает его.

Не зря все духовные практики направлены на поддержание ясности сознания, без неё мы теряем способность критически оценивать информацию и становимся внушаемыми, нами легко управлять.

Человек превратился в объект маркетинговых манипуляций, современным людям всего мало, различные индустрии заставляют их быть вечно недовольными и постоянно желать большего. Как следствие, возникает психоз потребительства и гонка за новыми рыночными трендами, брендами и мэйнстримом товаров и услуг. Только чем больше становится потребление, тем сильнее растёт неудовлетворённость жизнью.

Чтобы не попасть в зависимость и не стать безвольным придатком собственного смартфона, который управляет всеми вашими потребностями:

  • Установите контроль над тем, что вы впускаете в своё сознание, отфильтруйте свои каналы поступления информации, очистите их от флуда и спама.
  • Оставьте только то, что действительно важно, что помогает вам сохранить свою идентичность, что развивает в вас новые качества и не засоряет восприятие.
  • Ограничьте время, которое вы проводите в социальной сети, определите свой лимит, чтобы просматривать только интересующие вас новости, а не зависать за хаотичным пролистыванием ленты.
  • Очистите свой аккаунт от бесполезных подписок, впускайте в себя только качественный контент, который будет питать и вдохновлять, а не отуплять и отвлекать внимание от того, что действительно важно.

Нужно научиться управлять собственным вниманием, развивать концентрацию и способность удерживать его на текущей задаче, не отвлекаясь на информационный шум.

Информационный метаболизм это способность мозга усваивать полученную информацию, извлекать из неё пользу и находить применение в жизни, подобно тому, как наш желудок переваривает пищу и усваивает полезные вещества.

Если получаемая вами информация не находит практического применения в жизни, не развивает вас как личность или специалиста, не повышает ваши профессиональные навыки, значит вы тратите время в пустую, а ваше внимание направлено на бесполезный контент.

Если мы будем поедать слишком много пищи, больше чем наш организм способен усвоить, она станет источником болезней и проблем. То же самое с информацией, если мы будем просто поглощать её без разбора и понимания, она будет приносить вред и отнимать ментальную энергию, которая могла бы быть направлена на что-то полезное.

Ну, а напоследок, я приведу отрывок из произведения Артура Конан Дойля «Этюд в багровых тонах». Это отличная метафора, чтобы наглядно представить свой мозг как захламлённый чердак и сделать всё, чтобы очистить его от ненужного хлама.

«Видите ли, - сказал он, - мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмет лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все он разложит в образцовом порядке. Напрасно люди думают, что у этой маленькой комнатки эластичные стены и их можно растягивать сколько угодно. Уверяю вас, придет время, когда, приобретая новое, вы будете забывать что-то из прежнего. Поэтому страшно важно, чтобы ненужные сведения не вытесняли собой нужных».

Kepinski A.]. Рассмотрение психической деятельности человека в норме и патологии с позиций теории информации. Раздражители внешнего мира воздействуют на "Я" через границу, отделяющую внутренний мир от внешнего, этот процесс протекает по законам селекции, предполагающим две основные тенденции - ассимиляция и отклонения, элиминации. Ассимиляция внешних раздражений приводит к возникновению соответствующих функциональных структур, обусловливающих те или иные психологические реакции. Такая организация поступающих извне раздражений носит характер отрицательной энтропии. Взаимоотношения между селективными тенденциями определяются потребностями организма, то есть потребности определяют характер основополагающей тенденции и возникновение функциональной системы. Ассимилятивная тенденция достигает максимальной выраженности в плане сексуальной деятельности, направленной на продолжение рода. Тенденция отклонения рассматривается как выражение чувства агрессии и может иметь значение не только индивидуальное, но и социальное.

Психические расстройства рассматриваются как патология границы, через которую осуществляются информативные связи организма с внешним миром. Так понимается генез аутизма, расщепления, депрессии, эмоциональных нарушений при неврозах.

Кемпинского теория информационного метаболизма

гипотеза относительно отношений, существующих между внешним миром и внутренним миром человека с позиции теории информации. Ключевыми являются понятия об ассимиляции (см. Ассимиляция, 6) и отторжении или элиминации (см. Элиминация, 4). В норме баланс этих селективных тенденций обеспечивает внутренний рост, отрицательную энтропию (см.) информационных процессов, в патологии, напротив, влечет деградацию психологических структур, положительную энтропию информационных процессов. Тенденция к ассимиляции, по А.Кемпинскому, достигает максимальной выраженности в плане сексуальной активности как к обеспечивающей продолжение человеческого рода; тенденция к элиминации рассматривается как выражение агрессивности, разрушительной активности. Таким образом, психическое расстройство представляется в качестве патологии границы, через которую осуществляются информационные связи индивида с внешним миром или точнее, дисбаланса процессов ассимиляции и элиминации, проявляющегося распадом сложных психологических структур и доминированием все более простых, элементарных. Ср. Апперсонализация, Деперсонализация.

Соционика представляет собой психологическую теорию, предлагающую типирование индивидов по определенным категориям. Она базируется на принципах, предложенных шведским психиатром К. Г. Юнгом в труде Он решил рассматривать человеческое существо в системе координат "экстраверсия-интроверсия" и выделил в психике четыре базисные функции - мышление, ощущение, чувство и интуицию. На основе его типологии литовский психолог и социолог Аушра Аугустинавичюте в 1970-х гг. разработала теоретическую модель, которую назвала "Модель А" (концептуальные положения представлены в работах "Дуальная природа человека" 1978 г., "Теория интертипных отношений" 1981 г.).

Соционика: типы информационного метаболизма (ТИМ)

По мнению Аугустинавичюте, любой человек существует в контексте с окружающей средой и другими индивидами: отдает, принимает, обрабатывает и интерпретирует информационные потоки определенным образом. Этот непрерывный процесс взаимодействия психики индивида с информацией был назван "информационным метаболизмом". В этой психологической концепции под названием "Соционика" типы информационного метаболизма понимаются как врожденная определяющая путь обмена энергией индивидов с окружением. Определенный тип ИБ (иначе - соционический тип) присущ любому человеку с рождения и не меняется на протяжении всей его жизни. Согласно теории Аугустинавичюте существует 16 типов ИБ, выделяемых по четырем противоположным категориям (дихотомиям): логика и этика; сенсорика и интуиция; экстраверсия и интроверсия; рациональность и иррациональность - на этом базируется соционика. Типы определяют то, каким образом индивиды получают и обрабатывают информацию, а также их возможности при взаимодействии с окружением, слабые и сильные стороны психики. Соционика позволяет человеку глубже понять свои особенности, причины своего поведения.

Соционика. Типы ИБ

16 распределяются по четырем квадрам - системам с высокой степенью комфортности, состоящим из 4 социотипов каждая. В квадре поддерживается баланс темпераментов. Первая квадра ("альфа") имеет наибольший познавательный потенциал и предназначена для распространения новых знаний. В эту квадру входят: интуитивно-этический и этико-сенсорный экстраверты, сенсорно-этический и логико-интуитивный интроверты. Квадра вторая ("бета") предназначена для внедрения новых идей и организации проектов. В нее включены следующие социотипы: логико-сенсорный и интуитивно-этический интроверты, этико-интуитивный и сенсорно-логический экстраверты.

Третья квадра ("гамма"), деловая и динамичная, служит для реорганизации общества. К ней относятся такие ТИМы: сенсорно-этический и логико-сенсорный экстраверты, интуитивно-логический и этико-сенсорный интроверты. Четвертая квадра ("дельта") завершает "дела" всех предыдущих квадр и доводит реформированное общество до стабильного состояния. В эту квадру входят: логико-сенсорный и интуитивно-этический экстраверты, а также этико-интуитивный и сенсорно-логический интроверты.

Соционика: типы. Тест или наблюдение?

Существует несколько методов исследования социотипа, но ни один из них не может похвастаться стопроцентной надежностью. До сих пор не разработано максимально надеждного инструментария для этой интересной концепции, которая носит название "Соционика". Определение типа информационного метаболизма сейчас возможно при помощи тестов, типирования на форумах и метода наблюдения. Многие сайты в сети Интернет предлагают пройти он-лайн тестирование на определение ТИМа. К сожалению, подобный инструмент исследования не отличается высокой надежностью. Вы можете пройти один и тот же тест несколько раз и получить в итоге совершенно разные результаты. Это происходит по ряду причин, в том числе из-за субъективно неверных сведений о самом себе, из-за желания казаться лучше и т. д.

Следующим способом определения ТИМа является типирование на соционических форумах. Там определением вашего типа займутся "знающие" люди, опытные "форумчане". Они обязательно предложат заполнить обширную анкету, и будут задавать дополнительные вопросы, а потом вынесут вердикт. Еще одним способом определения типа выступает самодиагностика. Тщательно изучив описания 16 типов, вы сможете субъективно определить, какой из них вам ближе. К сожалению, этот метод далек от объективности. Также для исследования соционического типа используют но и он может "подвести" исследователя. Возможно только последовательное проведение нескольких способов типирования под руководством грамотного психолога - последователя соционики - позволит верно определить тип метаболизма испытуемого.

Польский психиатр А. Кемпинский сопоставил процесс усвоения и обработки информации психикой человека с процессом обмена веществ в организме. (Термин «метаболизм» означает «обмен, усвоение, переработка»).

Суть его теории информационного метаболизма (ИМ) состоит в том, что «внешние информационные сигналы, принимаемые психикой, уподобляются пище, которую для процесса энергетического метаболизма (ЭМ) получает организм, т. е. ... как пища, необходима для ЭМ организма, так и информационные сигналы - для ИМ психики», - объясняет А. Аугустинавичюте . А. Кемпинский ввел такой образ: «Психика человека питается информацией. Его психическое здоровье зависит от количества и качества этой информации».

Информационный метаболизм - это процесс усвоения, обработки и передачи информации психикой человека.

Аушра Аугустинавичюте пишет: «А. Кемпинский первый заговорил о том, что в основе психологического дискомфорта человека лежит нарушение его информационного метаболизма. Теперь мы знаем, что этим нарушением является не что иное, как недополучение нужных сигналов-раздражителей от людей с дополняющей психикой и перегрузка ненужными, утомляющими, раздражающими от людей, контакт с которыми затруднен потому, что из-за своего типа ИМ они свои мысли выражают малопонятным и неприемлемым способом» .

«Понятие информационного метаболизма является естественным обобщением понятия химического метаболизма, хорошо развитого в исследованиях физиологических процессов у человека и животных. Это понятие предполагает и исходит из того, что информация для человека (а, вообще говоря, для всех живых существ тоже) является таким же важным объектом потребления, как вещество и энергия...», - объясняет соционик С. И. Чурюмов, - «Вполне конструктивная аналогия с потреблением и обменом вещества имеет место и.для информации. Информация воспринимается, накапливается, усваивается, хранится, преобразуется и частично выводится вовне для взаимодействия с внешним миром, а часть информации остается внутри и составляет внутренний мир человека» .

Как же теорию информационного метаболизма соединить с типологией К. Г. Юнга?

В соответствии с теорией информационного метаболизма прием и передача информационных сигналов обусловлены образованием энергетических импульсов в системе, которая эти сигналы принимает. Поток информации, поступающей к человеку, расщепляется психикой на отдельные составляющие. За прием и обработку каждой из этих составляющих отвечает определенный, только ей соответствующий канал. «Каждая система, по теории информации, принимает только адекватную себе информацию.

То есть, принимает только те сигналы, какие и сама может выдавать» .

«Открытие Юнга - это открытие механизма селекции воспринимаемых психикой сигналов. Этот механизм можно назвать кодом информационного метаболизма (ИМ) или правилами языка, с помощью которого передается информация» .

Далее Аушра Аугустинавичюте пишет, что этот механизм образован из восьми элементов - юнговских функций. Таким образом, система юнговских, функций работает как система фильтров при восприятии человеком информации о мире.

Здесь представляется уместной аналогия с хорошо настроенным струнным музыкальным инструментом. Каждая струна в нем отзывается только на звук своей частоты. Если в двух таких инструментах струны настроены в унисон, в ответ на звучание струны в одном инструменте отзывается только определенная, настроенная так же, струна в другом инструменте.

Если же одновременно тронуть одинаково настроенные струны в обоих инструментах, то происходит явление резонанса: звук многократно усиливается. Вот и в душах людей взаимопонимание происходит подобно резонансу. Причем каждый раз отзывается не любая, а только одна, определенная струна в душе. Не зря же говорят: «Он затронул во мне глубинную струну».

Структура психики конкретного человека задает вид «системы фильтров» для обработки информации. Доминирующие юнговские функции обеспечивают обработку значительно большего объема информации, чем слабые. Например, урок математики. Идут потоки логической информации. Одному ученику они попадают на сильную функцию логики, другому - на слабую. Поэтому один легко запоминает структуру доказательства, а другому - это Труднее. Если потом они захотят обсудить свои впечатления, то окажется, что они восприняли урок по-разному. «Именно в различном восприятии информации одного сорта и лежит различие между типами», -пишет Р. К. Седых .

Структура психики человека определяет способы его работы с информацией, которые служат базисом для формирования способностей, профессиональных склонностей, творческих интересов и тому подобное.

«Тип интеллекта определяет способ, каким индивид воспринимает информацию из внешнего мира и какой селекции эту информацию подвергает», - писала А. Аугустинавичюте.

«В связи с тем, что различия в типе личности - это не что иное, как различие в обмене информационными сигналами с окружением, типы личности мы будем называть типами информационного метаболизма. Короче - типами ИМ» .

Аушра Аугустинавичюте назвала ею созданную новую науку соционикой или теорией типов информационного метаболизма. «Этим названием мы хотя бы отчасти воздадим должное классику польской психиатрии А. Кемпинскому, создателю оригинальной и полностью созвучной с нашей типологией теории информационного метаболизма», - писала она .

Основополагающими объектами изучения в соционике являются информация и её свойства. Известно, что все люди по-разному воспринимают окружающую нас реальность. Эти особенности личности закладывают наличие шестнадцати соционических типов, так называемых “типов информационного метаболизма”.

Информационный метаболизм (ИМ) – это процесс “восприятия” человеком информации; он состоит из трёх последовательных этапов “восприятия”, “обработки” и “усвоения” информации. Вся поступающая информация, благодаря которой мы взаимодействуем с окружающим нас миром, обрабатывается с помощью заданных соционическим типом свойств не так во время информационного метаболизма в целом, как отдельно на каждом этапе. Рассмотрим, что данные этапы из себя представляют.

Первым этапом, с которого начинается ИМ, является процесс “восприятия” информации. Он определяет то, в какой момент и каким образом будет воспринята поступающая информация. По своей длительности данный этап является кратковременным вступлением к непосредственной “обработке” информации. В свою очередь второй этап определяется тем, через какие качества будет обрабатываться информация, насколько её обработка интересна и принципиальна воспринимающему. Третьим этапом, который завершает процесс информационного метаболизма, является процесс “усвоения” информации. Во время данного этапа информация укладывается в ранее сформированную картину мира. В дальнейшем усвоенная ранее информация будет влиять на качество восприятия новой информации. Таким образом, можно сформировать изображенный на рисунке ниже замкнутый треугольник из следующих друг за другом этапов ИМ.

Исходя из особенностей всех семи пар признаков функций (ПФ), можно сделать вывод о том, что каждая пара ПФ влияет на определённый этап информационного метаболизма. Так, на качество восприятия информации влияют признаки “ ” и “ ”; на качество обработки – “ ” и “ ”; и на качество усвоения – “ ” и “ ”. Последний признак “ ” влияет как на восприятие, так и на обработку, и на усвоение информации одновременно. Рассмотрим, как это происходит:


Восприятие

Как уже говорилось ранее, информационный метаболизм начинается с этапа “восприятия” информации, который определяется признаками “ментальность/витальность” и “загрузочность/разгрузочность”. Рассмотрим, как они влияют на ИМ:

В первой паре информация по “ментальным” аспектам осознаётся непосредственно в момент её восприятия, тогда как момент восприятия “витальных” аспектов немного смещён во времени. Таким образом, поскольку информация по “витальным” аспектам доходит до сознания с задержкой, она воспринимается как бы в тени “ментальной”, и, чтобы осознать её, воспринимающему необходимо намеренно сконцентрировать своё внимание на ней.

Касательной второй пары признаков нам известно, что по “загрузочным” аспектам наше восприятие постоянно сканирует поступающую информацию, а по “разгрузочным” – лишь при необходимости. Таким образом, восприятие “загрузочных” функций является непрерывным, а разгрузочных – прерывистым.

Обработка

В первой паре главной особенностью информационного метаболизма является то, что информацию по “акцептным” функциям нам хочется обрабатывать постоянно, тогда как по “продуктивным” – лишь по определяемой “акцептными” функциями необходимости.

В свою очередь главной особенностью “инертных” функций является их направленность на увеличение времени обработки воспринимаемых ими аспектов информации в сравнении с “контактными” функциями, которые обрабатывают информацию лишь непосредственно в момент её восприятия.

Усвоение

Завершающим этапом информационного метаболизма является фаза “усвоения” информации, что задаётся признаками “шаблонность/ситуативность” и “сила/слабость”. Рассмотрим его:

Первая пара признаков влияет на то, в рамках какой структуры будет усвоена информация. Так, по “шаблонным” функциям информация усваивается в рамках сложных взаимосвязанных шаблонов и норм, не противоречащим друг другу. В противоположность этому по “ситуативным” функциям информация усваивается хаотично вне каких-либо взаимосвязанных и непротиворечивых структур.

В свою очередь вторая пара влияет на то, через какой критерий будет усвоена воспринятая и обработанная типом информация. Так, критерием усвоения информации по “слабым” функциям является обязательная проверка воспринятого на собственном опыте, тогда как преимуществом “сильных” функций является их способность усваивать информацию, основываясь на опыте других людей.

Ценностность/неценностность

Поскольку последний признак “ценностность/неценностность” влияет сразу на все этапы ИМ (восприятие, обработку и усвоение), рассмотрим его отдельно. Так, свойство “ценностность” влияет на следующие качества ИМ: нам хочется воспринимать информацию по ценностным функциям, нам нравится её обрабатывать и мы стремимся к расширению спектра её усвоения. В противоположность этому свойству информацию по “неценностным” функциям нам не хочется воспринимать лишний раз, нам не нравится обрабатывать её без необходимости и мы больше стремимся к ограничению спектра её усвоения, нежели к его расширению.

Вывод

Таким образом, ранее используемое нами в широком смысле понятие “восприятие” можно качественно разбить на три отдельных процесса, характеризующих разные этапы информационного метаболизма. Важно подметить следующую закономерность: непосредственное “восприятие” – это процесс, происходящий в конкретный момент взаимодействия с источником информации, “обработка” – процесс, продолжающийся некоторое время после “восприятия”, а “усвоение” – процесс, не ограниченный временными рамками.

Теперь (определив данные термины с целью более точно описать процесс информационного метаболизма) в отношении отдельно взятых признаков функций более грамотно будет использовать термины, обозначающие соответствующие данным признакам этапы ИМ. Например, когда речь будет идти о свойстве “шаблонности”, вместо словосочетания “восприятие шаблонов” более правильно будет говорить “усвоение шаблонов”.

Рассмотрим, как, исходя из описанных выше свойств, работает модели типа ИМ.



В продолжение темы:
Windows

Часть вторая : "Важнейшие характеристики каждого семейства процессоров Intel Core i3/i5/i7. Какие из этих чипов представляют особый интерес" Введение Сначала мы приведём...

Новые статьи
/
Популярные