Просматривайте онлайн прямо из школьной аудитории
Учебник предназначен для изучения курса информатики на базовом уровне в 11 классах общеобразовательных учреждений. Содержание учебника опирается на изученный в основной школе (в 7-9 классах) курс информатики и является продолжением курса информатики для 10 класса. В учебнике излагаются основы системного анализа, методы и средства разработки многотабличных баз данных. В главе, посвященной Интернету, рассматриваются организация глобальных сетей, службы и сервисы Интернета, вопросы построения сайта. Даны некоторые типовые задачи компьютерного информационного моделирования. Раскрываются актуальные проблемы социальной информатики. В состав учебника также входит практикум, структура которого соответствует содержанию теоретического раздела учебника.
Учебник входит в учебно-методический комплект, включающий в себя также учебник для 10 класса и методическое пособие для учителя, электронное приложение.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования (2012 г.).
Глава 1
Информационные системы и базы данных
§ 1 Что такое система
Понятие системы, так же как и понятие информации, относится к числу фундаментальных научных понятий. Так же как и для информации, для системы нет единственного общепринятого определения. В то же время - это понятие часто используется нами в бытовой речи, употребляется в научной терминологии. Вот ряд примеров употребления понятия системы: система образования, транспортная система, система связи. Солнечная система, нервная система. Периодическая система химических элементов, система счисления, операционная система, информационная система.
Оглавление
Предисловие.
Глава 1. Информационные системы и базы данных.
§ 1. Что такое система.
§ 2. Модели систем.
§ 3. Пример структурной модели предметной области.
§ 4. Что такое информационная система.
§ 5. База данных - основа информационной системы.
§ 6. Проектирование многотабличной базы данных
§ 7. Создание базы данных.
§ 8. Запросы как приложения информационной системы.
§ 9. Логические условия выбора данных.
Глава 2. Интернет.
§ 10. Организация глобальных сетей.
§ 11. Интернет как глобальная информационная система.
§ 12. World Wide Web - Всемирная паутина.
§ 13. Инструменты для разработки web-сайтов.
§ 14. Создание сайта «Домашняя страница».
§ 15. Создание таблиц и списков на web-странице.
Глава 3. Информационное моделирование.
§ 16. Компьютерное информационное моделирование
§ 17. Моделирование зависимостей между величинами.
§ 18. Модели статистического прогнозирования.
§ 19. Моделирование корреляционных зависимостей.
§ 20. Модели оптимального планирования.
Глава 4. Социальная информатика.
§ 21. Информационные ресурсы.
§ 22. Информационное общество.
§ 23. Правовое регулирование в информационной сфере.
§ 24. Проблема информационной безопасности.
Практикум.
Практические работы к главе 1 «Информационные системы и базы данных».
Практические работы к главе 2 «Интернет».
Практические работы к главе 3 «Информационное моделирование».
Ответы к заданиям практических работ.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Информатика, 11 класс, Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
- Информатика, 11 класс, Углубленный уровень, Часть 2, Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шестакова Л.В., 2014
- Информатика, 11 класс, Углубленный уровень, Часть 1, Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шестакова Л.В., 2014
11 класс
Тема урока № 1 : История развития вычислительной техники
Цели урока:
Образовательные:
Систематизировать знания об истории развития вычислительной техники;
Знать о развитии электронно-вычислительной техники в России;
Научиться определять поколения ЭВМ по основным характеристикам.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, умение делать выводы и обобщения;
Развивать память.
Воспитательные:
Воспитывать организованность, внимательность.
План урока:
- Организационный момент.
- Выполнение тестовой работы.
- Итоги урока.
Ход урока:
- Орг. момент.
- Изучение материала с использованием презентации.
- Озвучивание темы урока и план изучения темы (1 и 2 слайды).
- Вычисления в доэлектронную эпоху.
(3 слайд) Потребность счета у человек возникла ещё в доисторические времена. Древнейший метод счета предметов заключался в сопоставлении предметов некоторой группы (например, животных) с предметами другой группы, играющей роль счетного эталона. У большинства народов первым таким эталоном были пальцы (счет на пальцах). Расширяющиеся потребности в счете заставили людей употреблять другие счетные эталоны (зарубки на палочке, узлы на веревке и т. д.).
(4 слайд) Каждый школьник хорошо знаком со счетными палочками, которые использовались в качестве счетного эталона в первом классе.
(4-5 слайд) В древнем мире при счете больших количеств предметов для обозначения определенного их количества (у большинства народов - десяти) стали применять новый знак, например зарубку на другой палочке. Первым вычислительным устройством, в котором стал применяться этот метод, стал абак. Древнегреческий абак представлял собой посыпанную морским песком дощечку. На песке проводились бороздки, на которых камешками обозначались числа. Одна бороздка соответствовала единицам, другая - десяткам и т. д. Если в какой-то бороздке при счете набиралось более 10 камешков, их снимали и добавляли один камешек в следующий разряд. Римляне усовершенствовали абак, перейдя от песка и камешков к мраморным доскам с выточенными желобками и мраморными шариками.
(6 слайд) По мере усложнения хозяйственной деятельности и социальных отношений (денежных расчетов, задач измерений расстояний, времени, площадей и т. д.) возникла потребность в арифметических вычислениях.
Для выполнения простейших арифметических операций (сложения и вычитания) стали использовать абак, а по прошествии веков - счеты.
(7 слайд) Развитие науки и техники требовало проведения все более сложных математических расчетов, и в XIX веке были изобретены механические счетные машины - арифмометры . Арифмометры могли не только складывать, вычитать, умножать и делить числа, но и запоминать промежуточные результаты, печатать результаты вычислений и т. д.
(8 слайд) В середине XIX века английский математик Чарльз Бэббидж выдвинул идею создания программно управляемой счетной машины, имеющей арифметическое устройство, устройство управления, а также устройства ввода и печати.
(9 слайд) Аналитическую машину Бэббиджа (прообраз современных компьютеров) по сохранившимся описаниям и чертежам построили энтузиасты из Лондонского музея науки. Аналитическая машина состоит из четырех тысяч стальных деталей и весит три тонны.
Вычисления производились Аналитической машиной в соответствии с инструкциями (программами), которые разработала леди Ада Лавлейс (дочь английского поэта Джорджа Байрона).
(10 слайд) Графиню Лавлейс считают первым программистом, и в ее честь назван язык программирования АДА.
(11 слайд) Программы записывались на перфокарты путем пробития в определенном порядке отверстий в плотных бумажных карточках. Затем перфокарты помещались в Аналитическую машину, которая считывала расположение отверстий и выполняла вычислительные операции в соответствии с заданной программой.
- Развитие электронно-вычислительной техники
ЭВМ первого поколения
(12 слайд) В 40-е годы XX века начались работы по созданию первых электронно-вычислительных машин, в которых на смену механическим деталям пришли электронные лампы. ЭВМ первого поколения требовали для своего размещения больших залов, так как в них использовались десятки тысяч электронных ламп. Такие ЭВМ создавались в единичных экземплярах, стоили очень дорого и устанавливались в крупнейших научно-исследовательских центрах .
(13 слайд) В 1945 году в США был построен ENIAC (Electronic Numerical Integrator and Computer - электронный числовой интегратор и калькулятор), а в 1950 году в СССР была создана МЭСМ (Малая Электронная Счетная Машина).
(14 слайд) ЭВМ первого поколения могли выполнять вычисления со скоростью несколько тысяч операций в секунду, последовательность выполнения которых задавалась программами. Программы писались на машинном языке, алфавит которого состоял из двух знаков: 1 и 0.
- ЭВМ второго поколения
(15 слайд) В 60-е годы XX века были созданы ЭВМ второго поколения, основанные на новой элементной базе - транзисторах, которые имеют в десятки и сотни раз меньшие размеры и массу, более высокую надежность и потребляет значительно меньшую электрическую мощность, чем электронные лампы. Такие ЭВМ производились малыми сериями и устанавливались в крупных научно-исследовательских центрах и ведущих высших учебных заведениях.
(16 слайд) В СССР в 1967 году вступила в строй наиболее мощная в Европе ЭВМ второго поколения БЭСМ-6 (Большая Электронная Счетная Машина), которая могла выполнять 1 миллион операций в секунду.
(17 слайд) В БЭСМ-6 использовалось 260 тысяч транзисторов, устройства внешней памяти на магнитных лентах для хранения программ и данных, а также алфавитно-цифровые печатающие устройства для вывода результатов вычислений. Работа программистов по разработке программ существенно упростилась, так как стала проводиться с использованием языков программирования высокого уровня (Алгол, Бейсик и др.).
- ЭВМ третьего поколения
(18 слайд) Начиная с 70-х годов прошлого века, в качестве элементной базы ЭВМ третьего поколения стали использовать интегральные схемы. В интегральной схеме (маленькой полупроводниковой пластине) могут быть плотно упакованы тысячи транзисторов, каждый из которых имеет размеры, сравнимые с толщиной человеческого волоса.
(19 слайд) ЭВМ на базе интегральных схем стали гораздо более компактными, быстродействующими и дешевыми. Такие мини-ЭВМ производились большими сериями и были доступными для большинства научных институтов и высших учебных заведений.
(20 слайд) Развитие высоких технологий привело к созданию больших интегральных схем - БИС, включающих десятки тысяч транзисторов. Это позволило приступить к выпуску компактных персональных компьютеров, доступных для массового пользователя.
(21 слайд) Первым персональным компьютером был Аррle II («дедушка» современных компьютеров Маcintosh), созданный в 1977 году. В 1982 году фирма IBM приступила к изготовлению персональных компьютеров IВМ РС («дедушек» современных IВМ-совместимых компьютеров).
(22 слайд) Современные персональные компьютеры компактны и обладают в тысячи раз большим быстродействием по сравнению с первыми персональными компьютерами (могут выполнять несколько миллиардов операций в секунду).
- Современные супер-ЭВМ
(23 слайд) Это многопроцессорные комплексы, которые позволяют добиться очень высокой производительности и могут применяться для расчетов в реальном времени в метеорологии, военном деле, науке и т. д.
- Выполнение тестовой работы.
Тестовую работу учащиеся выполняют за компьютером. Тест создается в программе My Test, которую можно скачать с портала Klyaksa.net.
Вопросы теста:
- Какой предмет (предметы) являлись счетным эталоном у большинства народов в доисторические времена?
- Пальцы
- Счеты
- Абак
- В древнем мире при счете большого количества предметов для обозначения определенного их количества применяли зарубку на палочке. Определите первое вычислительное устройство, в котором стал применяться этот метод.
- Пальцы
- Счеты
- Абак
- Для выполнения простейших арифметических операций (сложения и вычитания) в доэлектронную эпоху использовали
- Арифмометры
- Счеты
- Пальцы
- XIX веке были изобретены механические счетные машины
- Компьютеры
- Арифмометры
- Счеты
- Программно управляемая счетная машина, имеющая арифметическое устройство, устройство управления, а также устройства ввода и печати была изобретена
- Дж. Фон Нейманом
- английским математиком Чарльзом Бэббиджем.
- леди Адой Лавлейс.
- Первый программист
- Дж. Фон Нейман
- английский математик Чарльз Бэббидж.
- леди Ада Лавлейс.
- Программы для Аналитическую машины Бэббиджа, записывались на
- перфокарты
- транзисторы
- бумагу
- Основной элемент ЭВМ первого поколения:
- транзистор
- интегральная схема
- электронные лампы.
- Основной элемент ЭВМ второго поколения:
- транзистор
- интегральная схема
- Сверхбольшая интегральная схема (процессор)
- электронные лампы.
- Основной элемент ЭВМ третьего поколения:
- транзистор
- интегральная схема
- Сверхбольшая интегральная схема (процессор)
- электронные лампы.
- Основной элемент персональных компьютеров
- транзистор
- интегральная схема
- Сверхбольшая интегральная схема (процессор)
- электронные лампы.
- В 1945 году в США был построен
- БЭСМ-6.
- ENIAC
- МЭСМ.
- В 1950 году в СССР была создана
- БЭСМ-6.
- ENIAC
- МЭСМ.
- В СССР в 1967 году вступила в строй наиболее мощная в Европе ЭВМ второго поколения
- БЭСМ-6.
- ENIAC
- МЭСМ.
- Итоги урока.
Учащиеся отвечают на контрольные вопросы. (24 слайд)
Почему современные персональные компьютеры в сотни раз меньше, но при этом в сотни тысяч раз быстрее ЭВМ первого поколения?
Почему современные персональные компьютеры доступны для массового потребителя?
Оценки, полученные за тестовую работу, учащиеся выставляют в журнал.
Предварительный просмотр:
https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
В 40-е годы XX века начались работы по созданию первых электронно-вычислительных машин, в которых на смену механическим деталям пришли электронные лампы. ЭВМ первого поколения требовали для своего размещения больших залов, так как в них использовались десятки тысяч электронных ламп. Такие ЭВМ создавались в единичных экземплярах, стоили очень дорого и устанавливались в крупнейших научно-исследовательских центрах.
В 1945 году в США был построен ENIAC (Electronic Numerical Integrator and Computer - электронный числовой интегратор и калькулятор), а в 1950 году в СССР была создана МЭСМ (Малая Электронная Счетная Машина)
ЭВМ первого поколения могли выполнять вычисления со скоростью несколько тысяч операций в секунду, последовательность выполнения которых задавалась программами. Программы писались на машинном языке, алфавит которого состоял из двух знаков: 1 и 0. Программы вводились в ЭВМ с помощью перфокарт или перфолент, причем наличие отверстия на перфокарте соответствовало знаку 1, а его отсутствие – знаку 0. Результаты вычислений выводились с помощью печатающих устройств в форме длинных последовательностей нулей и единиц. Писать программы на машинном языке и расшифровывать результаты вычислений могли только квалифицированные программисты, понимавшие язык первых ЭВМ.
В 60-е годы XX века были созданы ЭВМ второго поколения, основанные на новой элементной базе - транзисторах, которые имеют в десятки и сотни раз меньшие размеры и массу, более высокую надежность и потребляет значительно меньшую электрическую мощность, чем электронные лампы. Такие ЭВМ производились малыми сериями и устанавливались в крупных научно-исследовательских центрах и ведущих высших учебных заведениях.
В СССР в 1967 году вступила в строй наиболее мощная в Европе ЭВМ второго поколения БЭСМ-6 (Большая Электронная Счетная Машина), которая могла выполнять 1 миллион операций в секунду.
В БЭСМ-6 использовалось 260 тысяч транзисторов, устройства внешней памяти на магнитных лентах для хранения программ и данных, а также алфавитно-цифровые печатающие устройства для вывода результатов вычислений. Работа программистов по разработке программ существенно упростилась, так как стала проводиться с использованием языков программирования высокого уровня (Алгол, Бейсик и др.).
Начиная с 70-х годов прошлого века, в качестве элементной базы ЭВМ третьего поколения стали использовать интегральные схемы. В интегральной схеме (маленькой полупроводниковой пластине) могут быть плотно упакованы тысячи транзисторов, каждый из которых имеет размеры, сравнимые с толщиной человеческого волоса.
ЭВМ на базе интегральных схем стали гораздо более компактными, быстродействующими и дешевыми. Такие мини-ЭВМ производились большими сериями и были доступными для большинства научных институтов и высших учебных заведений.
Развитие высоких технологий привело к созданию больших интегральных схем - БИС, включающих десятки тысяч транзисторов. Это позволило приступить к выпуску компактных персональных компьютеров, доступных для массового пользователя.
Первым персональным компьютером был Арр le II («дедушка» современных компьютеров Ма cintosh), созданный в 1977 году. В 1982 году фирма IBM приступила к изготовлению персональных компьютеров I ВМ РС («дедушек» современных I ВМ-совместимых компьютеров).
Современные персональные компьютеры компактны и обладают в тысячи раз большим быстродействием по сравнению с первыми персональными компьютерами (могут выполнять несколько миллиардов операций в секунду). Ежегодно в мире производится почти 200 миллионов компьютеров, доступных по цене для массового потребителя. Персональные компьютеры могут быть различного конструктивного исполнения: настольные, портативные (ноутбуки) и карманные (наладонники).
Это многопроцессорные комплексы, которые позволяют добиться очень высокой производительности и могут применяться для расчетов в реальном времени в метеорологии, военном деле, науке и т. д.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:
Информатика - это та наука без которой жизнь в современном обществе сложно себе представить. Она дает каждому возможность ознакомиться с работой компьютера. Благодаря технологическому прогрессу человечество переложило много своих обязанностей на компьютер. Получить знания по этой дисциплине в этом учебном году Вы сможете благодаря разделу . Все пособия, которые находятся в этом разделе очень просто использовать.
Просматривайте онлайн прямо из школьной аудитории
Находите на нашем портале пособия, которые необходимы. Вы можете нажать “читать онлайн” и прямо на уроке просматривать необходимые параграфы. Это совершенно бесплатно и поможет Вам действительно экономить материальные ресурсы. Не нужно больше покупать дорогостоящие учебники в магазинах или на книжных рынках. Получать образование без денежных затрат можно вместе с нами.
Современные цифровые библиотеки для каждого
Все большей популярности набирают в современном обществе цифровые библиотеки. А благодаря нашему интернет-ресурсу Вы можете создать свою уникальную в мобильном устройстве или на компьютере. Добавляйте туда электронные пособия по школьной программе и получите целое хранилище информации, которое помещается в карман. Не забудьте добавить и книги из раздела учебники 11 класс информатика .
Окончание изучения школьного курса
В конце этого учебного года Вы окончите изучение всех предметов по школьной программе, в том числе и информатики. Вы наверняка стали уверенным пользователем, а если в ваших знаниях все еще есть пробелы, то заходите на наш портал и повторите все нужные темы и параграфы. Для этого не нужно проходить сложную и длительную процедуру регистрации. Более того, нет необходимости отправлять смс-сообщения и пароли.
Ждем Вас на нашем сайте!
Информатика. 11 класс. Базовый уровень. Босова Л.Л.
М.: 2017 - 256 с.
Учебное издание предназначено для
изучения информатики на базовом уровне в 11 классе
общеобразовательных организаций. Включает вопросы, касающиеся
информационных технологий, алгоритмизации и программирования,
информационного моделирования, компьютерных телекоммуникаций,
социальной информатики, информационной безопасности. Содержание
учебного издания опирается на материал, изученный в 7–9 классах
основной школы. Учебное издание позволяет каждому обучающемуся
овладеть ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится
современная информатика, научиться выполнять задания ЕГЭ базового
уровня сложности. Мотивированный обучающийся научится выполнять ряд
заданий ЕГЭ повышенного уровня сложности.
Формат: pdf
Размер: 49 Мб
Смотреть, скачать: drive.google
Оглавление
Введение 3
Глава 1. ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ В ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦАХ 5
§ 1. Табличный процессор. Основные сведения 6
§ 2. Редактирование и форматирование в табличном процессоре 21
§ 3. Встроенные функции и их использование 29
§ 4. Инструменты анализа данных 46
Глава 2. АЛГОРИТМЫ И ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 63
§ 5. Основные сведения об алгоритмах 64
§ 6. Алгоритмические структуры 76
§ 7. Запись алгоритмов на языках программирования 85
§ 8. Структурированные типы данных. Массивы 102
§ 9. Структурное программирование 119
Глава 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ 132
§ 10. Модели и моделирование 132
§ 11. Моделирование на графах 148
§ 12. База данных как модель предметной области 161
§ 13. Системы управления базами данных 178
Глава 4. СЕТЕВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 193
§ 14. Основы построения компьютерных сетей 193
§ 15. Службы Интернета 210
§ 16. Интернет как глобальная информационная система 216
Глава 5. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ 228
§ 17. Информационное общество 228
§ 18. Информационное право и информационная безопасность 241
Заключение 254
Вы держите в руках учебник, продолжающий начатое в 10 классе
изучение курса информатики на базовом уровне. Напомним, что задачи
изучения любого школьного предмета на базовом уровне направлены на
формирование у вас:
понимания предмета, ключевых вопросов и основных составляющих
элементов изучаемой предметной области;
умения решать основные практические задачи, характерные для
использования методов и инструментария данной предметной области;
осознания рамок изучаемой предметной области, ограниченности
методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими
областями знания.
Работая с этим учебником, вы продолжите изучение вопросов,
касающихся информационных технологий представления, хранения,
поиска, обработки и анализа данных. Наличие представлений о
соответствующих компьютерных инструментах и умение работать с ними -
необходимое условие вашей дальнейшей учебной и профессиональной
деятельности, вне зависимости от того, какие планы вы строите на
будущее.
Важным качеством человека, живущего в современном
высокотехнологичном обществе, является уровень развития его
алгоритмического мышления. Продвигаясь в этом направлении, вы,
прежде всего, вспомните и закрепите типовые приёмы написания
программ для решения стандартных задач с использованием основных
алгоритмических конструкций; расширите свои знания в области
структур данных; познакомитесь с некоторыми методами исследования
алгоритмов.
Значительное место в учебнике уделено информационному моделированию
и формированию представлений о разнообразных компьютерных моделях.
Информатика - это та наука без которой жизнь в современном обществе сложно себе представить. Она дает каждому возможность ознакомиться с работой компьютера. Благодаря технологическому прогрессу человечество переложило много своих обязанностей на компьютер. Получить знания по этой дисциплине в этом учебном году Вы сможете благодаря разделу . Все пособия, которые находятся в этом разделе очень просто использовать.
Просматривайте онлайн прямо из школьной аудитории
Находите на нашем портале пособия, которые необходимы. Вы можете нажать “читать онлайн” и прямо на уроке просматривать необходимые параграфы. Это совершенно бесплатно и поможет Вам действительно экономить материальные ресурсы. Не нужно больше покупать дорогостоящие учебники в магазинах или на книжных рынках. Получать образование без денежных затрат можно вместе с нами.
Современные цифровые библиотеки для каждого
Все большей популярности набирают в современном обществе цифровые библиотеки. А благодаря нашему интернет-ресурсу Вы можете создать свою уникальную в мобильном устройстве или на компьютере. Добавляйте туда электронные пособия по школьной программе и получите целое хранилище информации, которое помещается в карман. Не забудьте добавить и книги из раздела учебники 11 класс информатика .
Окончание изучения школьного курса
В конце этого учебного года Вы окончите изучение всех предметов по школьной программе, в том числе и информатики. Вы наверняка стали уверенным пользователем, а если в ваших знаниях все еще есть пробелы, то заходите на наш портал и повторите все нужные темы и параграфы. Для этого не нужно проходить сложную и длительную процедуру регистрации. Более того, нет необходимости отправлять смс-сообщения и пароли.
Ждем Вас на нашем сайте!