Что такое графический интерфейс пользователя определение. Смотреть что такое "Графический пользовательский интерфейс" в других словарях. Этапы развития и типы пользовательских интерфейсов

ГРАФИЧЕСКИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС

Графический пользовательский интерфейс предназначен для создания пользователю комфортных условий при работе с операционной системой Windows NT. Интерфейс Windows NT интуитивно понятный, простой и удобный. Он удобен при запуске программ, открытии и сохранении файлов, работе с файлами, дисками и сетевыми серверами. Графический многооконный пользовательский интерфейс GUI (Graphics User Interface ) в Windows NT основан на реализации объектно-ориентированного подхода, при котором работа пользователя ориентирована в первую очередь на документы, а не на программы. Загрузку любого имеющегося документа можно осуществить путем открытия файла, содержащего этот документ, одновременно автоматически загрузится программа, с помощью которой открываемый файл был создан.

Пользовательский интерфейс Windows NT включает следующие элементы: Рабочий стол, Панель задач, Стартовое меню, Контекстное меню, Систему меню приложений, ярлыки: Мой компьютер, Сетевое окружение, Корзина, Проводник Интернета, Входящие, Портфель, Окно, Шрифты, Справочная система Windows NT .

В пользовательском интерфейсе Windows NT заложена концепция ярлыков. Ярлыки ( Shortcuts ) представляют собой маленькие (менее 1 Кбайта) файлы с расширением Ink (от слова link - связь), связанные с соответствующими объектами. Они могут храниться в любой Папке, включая Рабочий стол. Ярлык - это указатель на объект. Это значит, что можно создавать и удалять ярлыки, и это не будет влиять на сами объекты.

Ярлыки обеспечивают быстрый доступ к таким объектам, как программы, папки, документы, устройства компьютера или сети. Для этого следует дважды щелкнуть на соответствующем ярлыке.

Ярлыки представляются в виде специального значка (пиктограммы). В отличие от системных ярлыков, в создаваемых пользователем ярлыках в левом нижнем углу располагается черная стрелка.

Внешний облик Windows NT, отображаемый на экране, представлен в виде Рабочего стола ( Desktop ), все элементы которого - ярлыки, изображающие программы, документы, устройства, - расположены в удобном для пользователя порядке.

Все элементы, расположенные на Рабочем столе Windows NT, являются объектами, обладающими определенными свойствами, и ими можно манипулировать.

Рабочий стол является хранилищем, папкой, в которой могут содержаться компьютеры, диски, файлы и другие папки.

Папка ( folder ) - место для хранения программ, документов и дополнительных папок. Папка в Windows NT представляет аналог каталога, директории в MS DOS.

Рабочий стол - это тоже папка, находящаяся на вершине иерархии папок Windows NT. Но эта папка не закрывается и не открывается, она всегда присутствует на экране.

В нижней части Рабочего стола расположена Панель задач ( Taskbar ) , являющаяся основным средством взаимодействия пользователя с системой.

Слева, на Панели задач, находится кнопка Пуск ( Start ), за которой следует панель быстрого запуска ( Quick Launch ), кнопки с именами открытых приложений, а справа расположен системный лоток ( System Tray ).

При нажатии кнопки Пуск открывается Стартовое меню, Main Menu (Главное меню, меню Пуск). Активизация кнопок с именами работающих приложений позволяет быстро переключаться в нужное приложение. При необходимости Панель задач можно переместить в другое место экрана или сделать её исчезающей, если щелкнуть кнопкой мыши на пустом месте Панели задач и, удерживая её в нажатом состоянии, перетащить на новое место.

Стартовое меню открывается в левой нижней части Рабочего стола непосредственно над кнопкой Пуск. Стартовое меню обеспечивает пользователю доступ почти ко всем функциям Windows NT: открытие документа, запуск приложения, быстрый поиск документов, находящихся на локальных и сетевых дисках (по имени, типу, размеру, дате, содержанию), выполнение настройки компьютера, получение справочной информации, завершение работы в Windows NT.

Стартовое меню состоит из нескольких пунктов:

Строка Завершение работы ( Shut Down ) позволит выключить компьютер или перезагрузиться.

Спящий режим - состояние, в котором компьютер при простое потребляет меньше электроэнергии, но остается доступным для немедленного применения. Обычно этот режим используется для экономии электроэнергии при длительном простое. В ждущем режиме данные из памяти компьютера не записываются на жесткий диск. При потере питания данные из памяти будут потеряны.

Выключение Сохранение всех измененных параметров Windows, запись всех несохраненных данных из памяти на жесткий диск. Это подготовит компьютер к выключению.

Сохранение всех измененных параметров Windows, запись всех несохраненных данных из памяти на жесткий диск и перезапуск компьютера.

MS - DOS Сохранение всех измененных параметров Windows, запись всех несохраненных данных из памяти на жесткий диск и перезапуск компьютера в режиме MS-DOS.

Строка Завершение сеанса имя_пользовател позволит быстро завершить сеанс Windows для смены пользователя

Строка Выполнить ( Run ) позволяет однократно запускать программы.

Строка Справка ( Help ) главного меню, а также нажатие клавиши F1 позволяют обратиться к справочной системе.

Строка Поиск ( Find ) содержит инструменты, помогающие искать объекты в компьютере. Позволяет найти на диске файл по полному имени или его части, по размещению, по содержащейся в файле фразе или определенному слову, если имя файла неизвестно, а также файлы, созданные или измененные в конкретном диапазоне дат и определенного типа или размера. После завершения поиска можно сохранить результаты и/или условия поиска на рабочем столе.

С помощью меню Настройка ( Setting ) можно изменить характеристики системы по желанию пользователя.

Панель управления ( Control Panel ) позволяет выполнить общую настройку системы (Языки и стандарты, Экран, Шрифты, Установка оборудования, Установка и удаление программ, Управление электропитанием, Темы рабочего стола, Телефонные соединения, Система, Свойства обозревателя, Сеть, Принтеры, Почта, Пользователи, Поиск файлов, Пароли, Мышь, Мультимедиа, Модемы, Клавиатура, Игровые устройства, Звук, Дата и время).

Принтеры ( Printers ) позволяет установить принтер, назначить в качестве используемого по умолчанию, изменить интервалы ожидания при выводе на печать, настроить параметры работы со шрифтами.

Настройка панели задач или главного меню позволяет изменить нужные параметры на вкладках Параметры панели задач и Настройка меню.

Свойства папки позволяет быстро открыть диалоговое окно Свойства папки, где можно изменить настройки, такие как использование двойных щелчков мышью, использование одинаковых настроек просмотра для всех папок, отобразить папку в виде Web-страницы, изменение типа файлов.

Рабочий стол Active Desktop позволяет настраивать, а также включать и выключать интерфейс рабочего стола Active Desktop. Интерфейс рабочего стола Active Desktop позволяет размещать на рабочем столе «активное» содержимое Web-страниц. Можно расположить в подходящем месте постоянно меняющуюся строку новостей или использовать в качестве фонового рисунка какую-либо электронную газету. Можно превратить рабочий стол в «личный уголок», поместив на нем активные элементы: последние известия, сводки погоды, новости спорта, биржевые новости и т. д.

Windows update обновляет систему через Интернет.

В меню Документы ( Documents ) хранится список последних пятнадцати документов, с которыми работал пользователь в текстовом, графическом, табличном или ином редакторе. При выборе документа из этой папки запускается соответствующая программа и автоматически загружается документ.

Строка Избранное ( Favorites ) позволяет быстро перейти к нужной интернетовской странице, к любому файлу или папке.

Строка Программы ( Programs ) содержит сложное иерархическое подменю, состоящее из групп программ и самих программ. Предназначено для запуска приложений, проинсталлированных в системе. В ходе установки Windows создается также папка Программы, попавшие в меню автоматически запускаются при каждом запуске системы.

В ходе установки создается также папка Стандартные.

Справа от некоторых элементов стартового меню отображается черный треугольник, показывающий, что этот элемент тоже является меню (папкой). Каждая из помеченных треугольником папок имеет свое каскадное подменю, которое раскрывается сразу же при установке курсора указателя на соответствующем пункте. При необходимости можно добавлять или удалять пункты Стартового меню.

Иногда имена наиболее часто используемых приложений или документов размещаются в верхней части Стартового меню над стандартными пунктами.

Системный лоток - прямоугольная область, отведенная для некоторых программ, которые запущены постоянно (их называют резидентными). Сюда же попадают значки программы которые по мере необходимости запускает система. Каждый из значков в лотке выдает о себе всплывающую подсказку.

Контекстное (контекстно-зависимое) меню вызывается щелчком правой кнопки мыши на значке файла, папки или пустом месте на Панели задач или на Рабочем столе.

Оно содержит некоторый список свойств, или набор команд (или то и другое), доступных в данный момент для работы с выбранным объектом. Список команд зависит от конкретного объекта. С помощью этого меню осуществляется быстрый доступ к свойствам объекта, нужным командам. Чтобы открыть контекстное меню, содержащее все доступные команды для файла или папки, выберите файл или папку, а затем щелкните объект правой кнопкой, удерживая клавишу SHIFT.

https://pandia.ru/text/79/101/images/image003_103.jpg" width="170" height="348">

Контекстные меню широко используются в Windows NT. Они доступны в любом месте интерфейса.

В левой верхней части Рабочего стола расположена группа ярлыков с названиями, соответствующими их бытовым аналогам.

Мой компьютер вызывает соответствующую универсальную программу, обеспечивающую быстрый доступ ко всем элементам системы - локальным и сетевым дискам, принтерам, контрольной панели и т. д. Активизация ярлыка вызывает открытие окна с ярлыками, соответствующими сетевым ресурсам.

Сетевое окружение ( Network Neighborhood ) - папка, содержащая ярлыки всех компонентов рабочей группы или домена, а также ярлык Вся сеть, предоставляющий доступ к другим доменам и рабочим группам.

Входящие - ярлык папки входящей корреспонденции появляется на Рабочем столе лишь при поддержке электронной почты, обеспечивает реализацию средств управления входящими и выходящими документами, являющимися объектами функционирования электронной почты или факса.

Корзина ( Recycle Bin ) - ограниченная область памяти на жестком диске компьютера, служит местом хранения удаленных файлов. Корзина запоминает имя, исходное местоположение, дату удаления, тип и размер всех удаленных файлов. Удаленные файлы могут быть восстановлены. Активизация Корзины вызывает открытие окна папки со списком последних удаленных файлов. При переполнении Корзины файлы, хранящиеся в ней дольше всех, удаляются безвозвратно.

Портфель ( My Briefcase ) - специальная папка для пользователей, работающих с настольными и портативными компьютерами, - область памяти, в которую помещены документы, с которыми осуществляется работа в разных местах: дома, на работе и т. д. Файлы, копируемые в Портфель и из него, автоматически обновляются на портативных компьютерах (т. е. последняя версия заменяет предыдущую).

Проводник Интернета ( Internet Explorer ) - Web -броузер от Internet - вызывает работу программы Проводник Интернета для просмотра всех доступных данных и отправки новых сообщений и вызывает её на экран.

Папка Мои документы ( My Documents ) содержит рабочие материалы: тексты, рисунки, таблицы и т. д.

В пользовательском интерфейсе Windows NT реализован принцип WYSIWYG ( What You See Is What You Get - что видишь, то и получаешь). Такая возможность появляется в связи с тем, что Windows NT встроена поддержка контурных шрифтов формата True Type, Не зависящих от типа принтера.

Интерфейс администратора сети не отличается от интерфейса пользователя. Графический интерфейс значительно облегчает работу администратора сети Windows NT. Так, информация о новых пользователях вводится администратором в графические формы, отображаемые на экране. Определение организационных групп и представление прав доступа осуществляются несколькими операциями с помощью технологии буксировки и освобождения ( Drag and Drop - перетащить и бросить). Изменение группы, в которую помещается учетная запись пользователя, и соответственно автоматическое изменение его прав осуществляются путем перетаскивания идентификатора пользователя из одной группы в другую и т. д.

Одним из основных понятий пользовательского интерфейса Windows NT является окно, как ограниченная прямоугольной рамкой часть поверхности экрйна, имеющая ряд общих элементов. В окне Windows NT отображаются папки и файлы, выполняемые программы и документы.

Окно представляет собой прямоугольник, размер которого может изменяться пользователем. Окно может быть нормальным (2/3 экрана), полноэкранным, произвольным и свернутым, представленным в виде кнопки с подписью (в свернутом окне программа продолжает выполняться).

ДИАЛОГОВЫЕ ОКНА

Диалоговое окно - окно с неизменяемыми размерами, содержащее различные элементы управления. Диалоговые окна широко применяются для настройки системы Windows. Набор разных видов элементов управления диалоговых окон не очень обширен, но в отдельных ситуациях могут использоваться и нестандартные элементы управления.

DIV_ADBLOCK292">

Счетчик представляет собой специальное поле для ввода числового значения. Выглядит как текстовое поле с двумя кнопками справа. Щелчок на кнопках увеличивает или уменьшает значение на единицу. Нужное значение можно ввести в поле с помощью клавиатуры.

Вкладка - отдельная страница диалогового окна. Диалоговое окно может содержать несколько вкладок. Вкладка состоит из корешка, на котором написано название вкладки, и страницы, на которой располагаются элементы управления. Чтобы выбрать определенную вкладку, достаточно щелкнуть на её корешке. Если название вкладки выбрано (обведено пунктирной рамкой), то для перехода к другим вкладкам можно использовать клавиши “←” и “→”.

DIV_ADBLOCK293">

Регулятор используется для установки параметров от минимального до максимального с помощью движка.

Группа элементов. Несколько элементов управления диалогового окна, тематически связанные между собой, могут быть объединены в группу и заключены в рамку, которая может быть снабжена подписью. Это делается исключительно для наглядности.

Область предварительного просмотра. При проведении сложных многосторонних настроек иногда трудно оценить, что же получится в итоге. В таких случаях диалоговые окна могут содержать область предварительного просмотра, в которой в уменьшенном и упрощенном виде отображаются результаты настройки. В некоторых случаях эту область можно использовать для отбора настраиваемых параметров.

Специальные элементы управления. В некоторых диалоговых окнах могут использоваться специальные элементы управления, не вписывающиеся в приведенную классификацию. Так как диалоговые окна служат для настройки самых разнообразных параметров, некоторые из этих параметров удобнее задавать особым образом. В таких случаях в программах появляются специальные элементы управления, подходящие для конкретной ситуации. Например, календарь для выбора текущего числа относится к нестандартным элементам управления. Такое представление намного нагляднее, чем использование счетчика или раскрывающегося списка.

Палитра. Разновидность раскрывающегося списка. Здесь вместо текстовых пунктов применяются цветовые обозначения, значки или другие объекты. Используется в тех случаях, когда текстовое описание пункта недостаточно или, наоборот, излишне, например при выборе цвета. Выбираемый пункт обычно помечается темной рамкой.

С помощью мыши можно перемещать окна по экрану, менять их размер, цветовую гамму окон и составляющих элементов, раскрывать и закрывать их.

Некоторые приложения используют окна, разделенные на части в горизонтальном и вертикальном или в обоих направлениях. Эти части называются областями. С помощью разделителя можно изменять их относительные размеры.

Большинство окон в WINDOWS - прикладные окна, в которых выполняются конкретные приложения. Распознать прикладное окно легко по двум отличительным признакам:

В заголовке указывается имя приложения, которому принадлежит это окно;

Под заголовком располагается управляющее меню.

ЭЛЕМЕНТЫ ПРИКЛАДНОГО ОКНА.

Рамка окна, Window border - это внешняя граница окна. Рамка используется для изменения размеров окна, которое не влияет на содержащуюся в нем информацию. В зависимости от используемых программ размеры некоторых окон имеют ограничения на максимальную и минимальную величину. Для изменения размеров окна необходимо установить курсор мыши на рамке окна, которая будет сдвигаться.

Заголовок окна, Title bar - это выделенный прямоугольник в верхней части окна, содержащий название окна, используется для перемещения окна по экрану. Если открыто несколько окон, то заголовок активного окна выделяется подсветкой. Название окна в зависимости от типа окна может представлять собой название: программы, документа, группы, директории, файла данных.

В верхней части окна размещено несколько кнопок. Три кнопки, расположенные справа от заголовка окна, имеют следующее назначение:

Свернуть, Minimize - свернуть окно в значок, который будет размещен в панели задач;

Развернуть, Maximize или Восстановить, Restore - развернуть окно на весь экран. Можно переключить окно из оконного в полноэкранный и наоборот и другим способом - двойной щелчок левой кнопкой мыши на заголовке окна;

Закрыть, Close - закрыть окно. Если это окно приложения, то при этом завершится его работа.

https://pandia.ru/text/79/101/images/image009_38.jpg" width="199" height="202">

Строка управляющего меню расположена под строкой заголовка окна и включает ряд позиций. Их легко активизировать, установив на надпись позиции курсор мыши и дважды щелкнув левой кнопкой. Активная позиция управляющего меню порождает выпадающее подменю с рядом команд или опций.

Панель инструментов - включение/выключение инструментальной строки.

Панель обозревателя - подключение панелей поискав Интернет, списка избранных ссылок на Интернете - ресурсы, журнал посещений Web-узлов, каналов.

Строка состояния -содержит краткую информацию о выбранном объекте, в том числе о свободном месте на диске (если выбран диск). Возможно включение/выключение строки состояния (статуса).

Скроллинг, Scroll bar (линейка прокрутки). Если в окне отображается не вся содержащаяся в нем информация, то в правой и нижней частях окна отображается скроллинг, который позволяет перемещать и просматривать отдельные части документа. Скроллинг проводится в направлении, указанном стрелками.

Кнопка перемещения по страницам, Slider box . Эта кнопка используется для перемещения информации в окне на целую страницу.

Окно папки отражает содержимое папки. Оно напоминает окно небольшого приложения. Окно папки может быть просмотрено в одном из четырех режимов: Крупные значки, Мелкие значки, Списки, Таблица.

Программисты, создавая механизм взаимодействия пользователей с компьютерной программой, формируют наборы различных окон, форм, меню, активных кнопок, пиктограмм, справочных систем и т. п. Большинство задач обработки данных, решаемых пользователем, предполагает использование средств управления процессом (интерфейсов). Главная задача такого интерфейса - дать возможность пользователю эффективно работать с информацией без помощи посредника - человека, являющегося специалистом в области ИТ.

В совокупности данные инструменты образуют интерфейс программы - внешний вид отдельных ее элементов и видов на экране компьютера. Поскольку в различных программах используется много однотипных ситуаций и вариантов взаимодействия пользователей с программами, возникает потребность стандартизировать их интерфейсы.

Интерфейс (от англ. interface) - в широком смысле это определенная стандартами граница между взаимодействующими независимыми объектами.

Интерфейс задает параметры, процедуры и характеристики взаимодействия объектов. Он определяет:

    язык пользователя;

    язык сообщений компьютера, организующий диалог на экране дисплея;

    знания пользователя.

Язык пользователя - это действия, производимые пользователем при работе с системой путем использования возможностей клавиатуры, пишущих на экране электронных устройств, джойстика, мыши, подаваемых голосом команд и т. п. Наиболее простой формой языка пользователя является создание форм входных и выходных документов. Получив входную форму (документ), пользователь заполняет его необходимыми данными и вводит в компьютер. В результате проведения компьютерной программой определенных автоматизированных процедур можно получать различные результаты, например, в виде выходного документа установленной формы.

Язык сообщений - это информация, видимая пользователем на экране дисплея (символы, графика, цвет); это также полученные на принтере данные, звуковые выходные сигналы и т. п.

Важным измерителем эффективности используемого интерфейса является выбранная форма диалога между пользователем и системой.

Диалог (человеко-машинный диалог) представляет собой последовательность запросов пользователя, ответов на них компьютера и наоборот (запрос пользователя, ответ и запрос компьютера, окончательное действие компьютера и др.). Он осуществляется в процессе выполнения каких-либо действий путем взаимодействия пользователя с компьютером.

Наиболее распространены такие формы диалога: запросно-ответный режим, командный режим, режим меню, режим заполнения предлагаемых компьютером пропусков в выражениях.

Каждая форма в зависимости от типа задачи, особенностей пользователя и принимаемого решения имеет достоинства и недостатки. Долгое время единственной реализацией языка сообщений был отпечатанный или выведенный на экран дисплея отчет или сообщение.

В ЭВМ представление выходных данных осуществляется с помощью машинной (компьютерной) графики. Она позволяет создавать на экране и бумаге цветные графические изображения в двумерном и трехмерном виде. Использование такой графики значительно повышает наглядность и интерпретацию выходных данных, все чаще используется в ИТ поддержки принятия решений

Знания пользователя - это то, что пользователь должен знать, работая с компьютерной системой. К ним относят: находящийся в голове пользователя план действий, учебники, инструкции и выдаваемые компьютером справочные данные.

Совершенствование пользовательского интерфейса определяется успехами в развитии каждой из трех названных составляющих. Интерфейс должен обладать возможностью:

    манипулировать различными формами диалога, изменяя их в процессе принятия решения по выбору пользователя;

    различными способами передавать данные системе;

    получать в разных форматах данные от различных устройств системы;

    гибко поддерживать (оказывать помощь по запросу, подсказывать) знания пользователя.

На теоретическом уровне интерфейс имеет три основных составляющие (или три способа организации):

    общение машины с человеком-оператором;

    общение человека-оператора с машиной;

    пользовательское представление интерфейса.

Важнейшая задача интерфейса - формирование у пользователя одинаковой реакции на одинаковые действия приложений и их согласованность.

Интерфейс пользователя предназначен для просмотра на экране монитора предлагаемых ему данных, ввода информации и команд в систему и проведения различных манипуляций с ней. Главная задача проектирования интерфейса пользователя заключается в том, чтобы разработать систему взаимодействия равноправных партнеров: человека-оператора и программно-технического комплекса.

Пользовательский интерфейс (интерфейс пользователя) (от англ. user interface) в информационных технологиях - это элементы и компоненты программы, оказывающие влияние на взаимодействие пользователя с программным обеспечением; это совокупность правил, методов и программно-аппаратных средств, обеспечивающих взаимодействие пользователя с компьютером.

Условно (и в историческом порядке) большинство известных интерфейсных решений можно отнести к одной из трех следующих групп:

    командные (текст-ориентированные) интерфейсы;

    смешанные (псевдографические) интерфейсы;

    графические интерфейсы.

В качестве примера командного интерфейса можно привести интерфейс командной строки DOS или shell-интерпретатор UNIX.

Псевдографическими называют интерфейсы, где графические интерфейсные элементы, как, например, кнопки, индикаторы прогресса выполнения, меню, реализуются с помощью псевдографики - специальных символов кодовой раскладки. Они использовались в программах-оболочках типа Norton Commander.

Появление и широкое распространение графического пользовательского интерфейса (от англ. graphical user interface, GUI) было вызвано тем, что пользователи захотели иметь инструмент (интерфейс), позволяющий легко освоить основные процедуры и комфортно работать на компьютере.

Графический интерфейс пользователя - это графическая среда организации взаимодействия пользователя с вычислительной системой, предполагающая стандартное использование основных элементов диалога пользователя с ЭВМ.

К графическим интерфейсам относят все оконные чисто графические системы - это Windows, оболочки для UNIX - X-Window, Photon из ОС QNX, Aqua из MacOS X. Основное преимущество его использования в операционной системе (далее - ОС) заключается в том, что он позволяет создавать одинаковые графические изображения для всех устройств, поддерживаемых ОС, реализуя принцип WYSIWYG (от англ. What You See Is What You Get - что видим, то и получаем).

Графический интерфейс позволяет управлять поведением вычислительной системы через визуальные элементы управления: окна, списки, кнопки, гиперссылки и полосы прокрутки. Он включает такие понятия, как: рабочий стол, окна, пиктограммы, элементы графического интерфейса, манипуляция указывающим устройством (мышь). Эти визуальные элементы создаются, отображаются и обрабатываются с помощью графических приложений.

Графические приложения - это приложения, в которых используются такие графические элементы, как: псевдокнопки, графический указатель, кнопка и линейка прокрутки.

С помощью графического интерфейса пользователь «общается» с компьютером. Такой метод общения (или режим) называют диалоговым.

Диалоговый режим - это способ взаимодействия пользователя с ЭВМ, при котором происходит непосредственный и двухсторонний обмен информацией, командами или инструкциями между человеком и ЭВМ. Различают активные и пассивные диалоговые режимы.

Диалоговые действия контролируют, что происходит с информацией, которую пользователи распечатывают на конкретном устройстве; следует ли ее сохранить или запомнить при переходе пользователя к другой панели приложения или другим процедурам. Когда пользователи возвращаются к диалогу, приложение аннулирует или сохраняет любые изменения информации на панели. Если действия пользователя могут привести к потере определенной информации, используемые в программе интерфейсы рекомендует ему подтвердить, что:

а) информацию не нужно сохранять;

б) необходимо сохранение информации или следует аннулировать последний запрос и вернуться назад.

Диалог в большей степени осуществляется с помощью форм меню. Одним из важных элементов взаимодействия пользователей с компьютером являются «окна». Любое окно делится на три части. Первая располагается вверху и содержит несколько строк (заголовок, меню, панели инструментов). С ее помощью производится доступ к другим объектам и выполняются основные команды. Вторая, самая большая часть, называется рабочей поверхностью или областью. В ней отображаются вызываемые из меню или строки состояния объекты, а также основная часть вызванной пользователем программы. Третья часть обычно располагается внизу и может даже отсутствовать. Она называется строкой состояния.

Пользовательский интерфейс часто воспринимают только как внешний вид программы. В действительности он включает все аспекты, оказывающие влияние на взаимодействие пользователя и системы, и определяется в первую очередь такими факторами, как характер и набор задач пользователя, которые он решает с помощью системы, а также возможности устройств ввода-вывода информации и вычислительных ресурсов системы.

Пользовательский интерфейс означает среду и метод общения человека с компьютером (совокупность приемов взаимодействия с компьютером). Он часто отождествляется с диалогом, который подобен диалогу или взаимодействию между двумя людьми.

Пользователь использует конкретные действия (команды, процедуры), являющиеся частью диалога. Эти диалоговые действия не всегда требуют от компьютера обработки информации. Они могут быть необходимы для организации перехода от одной панели к другой или от одного приложения к другому, если работает более чем одно приложение.

Интерфейс ИС как пользовательское средство управления процессом поиска представляет собой комплекс компонентов (операций и технологических объектов), которые могут быть объединены в блоки по функциональному или иному принципу и реализованы в виде системы команд, меню, сценариев. При наличии различных категорий пользователей система должна обладать средствами выбора пользовательского интерфейса, удовлетворяющего требованию необходимого и достаточного уменьшения сложности для пользователей различных категорий. Чтобы пользователи могли управлять процессом поиска, им необходимо предоставить специальные инструменты, позволяющие организовать поиск, а также обращаться к ранее полученным объектам и результатам.

Пользовательский интерфейс реализуется ОС и иным ПО. ОС осуществляют как командный, так и иные виды интерфейса. Командный интерфейс предполагает выдачу на экран приглашения для ввода команды.

Для поиска наиболее часто используют различные информационные и информационно-поисковые автоматизированные системы, которые могут иметь несколько интерфейсных решений. С точки зрения категорий пользователей можно выделить:

При работе с компьютером у пользователя формируется система ожидания одинаковых реакций на одинаковые действия, что постоянно подкрепляет пользовательскую модель интерфейса.

Пользовательский интерфейс включает также программы обучения, справочный материал, возможность подстройки внешнего вида программ и содержания меню под надобности пользователей (индивидуальные настройки) и другие сервисы. Сюда же входят дизайн, пошаговые иод-сказки и визуальные реплики (использование «помощника»).

Однажды грамотно разработанный интерфейс пользователя способствует экономии времени пользователей и разработчиков. При этом для пользователя уменьшается время изучения и использования системы, сокращается число ошибок, появляется чувство комфортности и уверенности. Разработчик может выделять общие блоки интерфейса, стандартизировать отдельные элементы и правила взаимодействия с ними, сокращать время проектирования системы. Эти блоки позволяют программистам создавать и изменять приложения более просто и быстро. Например, если одна панель может использоваться во многих системах, разработчики приложений могут использовать одни и те же панели в различных проектах.

Главная задача проектирования интерфейса пользователя заключается не в том, чтобы рационально «вписать» человека в контур управления, а в том, чтобы, исходя из задач управления объектом, разработать систему взаимодействия двух равноправных партнеров: человека и аппаратно-программного комплекса, рационально использующих объект управления.

Подводя итог сказанному, отметим - современный интерфейс пользователя является графическим интерфейсом. Устройства графического ввода (вывода) выполняют функции обеспечения интерфейсного диалога компьютера с человеком при вводе команд и запросов в систему, а также функции обеспечения выполнения ИП. Пользователю достаточно помнить минимальное количество информации командного, процессуального характера, чтобы иметь возможность оперативно принимать соответствующие решения. Для этого ему необходимо владеть алгоритмами функционирования подсистемы «человеко-техническое средство» и профессиональными навыками взаимодействия с ЭВМ.

Определение 1

Графический интерфейс пользователя (Graphical User Interface, GUI) – разновидность пользовательского интерфейса, в котором элементы интерфейса представлены пользователю на дисплее в виде графических изображений.

Графический интерфейс дает пользователю возможность с помощью манипуляторов (клавиатура, мышь, джойстик и т.п.) управлять всеми элементами интерфейса. Элементы графического интерфейса оформлены таким образом, чтобы отображать их назначение и свойства для облегчения понимания и освоения программ пользователями любого уровня.

Классификация

Выделяют следующие виды графического интерфейса:

  • простой: имеет типовые экранные формы и стандартные элементы интерфейса, которые обеспечивает сама подсистема графического интерфейса;
  • истинно-графический , двумерный : имеет нестандартные элементы интерфейса и оригинальные метафоры, которые реализуются собственными средствами приложения или сторонней библиотекой;
  • трёхмерный.

Замечание 1

Одним из требований к хорошему графическому интерфейсу программной системы является концепция DWIM (Do What I Mean – делай то, что я имею в виду). Данная концепция требует, чтобы система работала предсказуемо для интуитивного понимания пользователем действий , которые выполнит программа после получения его команды.

Достоинства

Графический интерфейс является интуитивно понятным, «дружелюбным» для пользователей любого уровня; для работы с программами обработки графики графический интерфейс является единственно возможным.

Недостатки

Графический интерфейс использует больше потребление памяти по сравнению с текстовым интерфейсом; сравнительная сложность организации удаленной работы; невозможна автоматизация работы при условии, если она не была заложена разработчиком программы; к графическому интерфейсу трудно привыкнуть пользователям, которые работали с интерфейсом командной строки.

Основные элементы графического интерфейса

Элемент интерфейса, элемент управления, виджет – примитив графического интерфейса пользователя, который имеет стандартный внешний вид и выполняет стандартные действия.

Рисунок 1.

Окно является одним из основных элементов интерфейса операционной системы Windows. Рабочий стол , на котором расположены программы и инструменты в виде значков или иконок. Окна папок Windows имеют одинаковый вид или интерфейс, что облегчает работу на ПК.

Рисунок 2. Вид окна папки и его элементы

Диалоговое окно – в графическом интерфейсе является специальным элементом интерфейса, предназначенным для вывода информации и (или) получения ответа от пользователя. Осуществляет двусторонний «диалог» между пользователем и ПК.

Рисунок 3. Пример диалогового окна

Диалоговые окна бывают модальными и немодальными , в зависимости от блокировки или возможности взаимодействия пользователя с приложением (или системой в целом) до получения ответа от него.

Простейшим типом диалогового окна является окно сообщения, которое предназначено для выведения сообщения и запрашивает у пользователя подтверждение того, что он прочитал сообщение, нажатием кнопки OK. Окно сообщения информирует пользователя о завершении действия, которое выполнялось, об ошибке или подобном случае, который не требует от пользователя никакого выбора.

В диалоговых окнах, которые посвящены настройкам параметров, встречаются особые значки – выключатели и переключатели:

Выключатель – значок (флажок) в виде «галочки» в квадратном окошечке, который показывает, что установленный элемент включен.

Соответственно отсутствие «галочки» означает, что данный элемент выключен. Включение/отключение выключателя осуществляется щелчком мыши по названию соответствующей команды. Выключатель может быть установлен сразу у нескольких команд.

Переключатель – значок в виде черного кружка в круглом окошке, установленный слева от команды. Включение/отключение, как и у выключателя, происходит щелчком мыши, но в отличие от выключателя, может быть включен только у одной команды из списка.

Окно приложения. Приложениями принято называть прикладные программы. Каждое приложение имеет главное окно. В ходе работы с приложением могут открываться дополнительные подчиненные окна.

Рисунок 4. Окно приложения – графического редактора Paint

Окно документа не может существовать самостоятельно, оно управляется каким-либо приложением. Такие окна называются дочерними. Они размещаются только внутри главного окна приложения и исчезают при закрытии главного окна.

Рисунок 5. Окно документа, управляемое приложением MS Word

Меню является важным элементом графического интерфейса пользователя, с помощью которого можно выбрать одну из нескольких перечисленных опций программы.

Выбор пунктов меню может осуществляться пользователем любым из указательных устройств ввода, которые предоставляет электронное устройство (с помощью мыши, клавиатуры, тачпада и т.п.).

Контекстное меню – элемент графического интерфейса операционной системы в виде списка команд, который вызывается пользователем для выбора необходимого действия над выбранным объектом. Команды контекстного меню относятся лишь к тому объекту, для которого это меню вызвано.

Элементами графического интерфейса операционной системы Windows также являются:

  • Значки, которыми обозначаются программы и документы. Для запуска выполняется двойной щелчок кнопки мыши по значку.
  • Ярлыки, которые используются для быстрого доступа к программе, которая может храниться не на Рабочем столе и даже на другом диске.
  • Панель задач располагается в нижней части экрана. На ней располагаются кнопка Пуск, кнопки открытых окон, индикаторы и время.

Взаимодействие человека и современного ПК осуществляется с помощью объектно-ориентированного графического интерфейса, в котором:

  • все объекты представлены в виде значков;
  • операции над объектами осуществляются в окнах;
  • основным элементом программного управления является меню;
  • основным элементом аппаратного управления являются различные манипуляторы.

Основанная на представлении всех доступных пользователю системных объектов и функций в виде графических компонентов экрана (окон, значков, меню, кнопок, списков и т. п.). При этом, в отличие от интерфейса командной строки , пользователь имеет произвольный доступ (с помощью клавиатуры или указательного устройства ввода) ко всем видимым экранным объектам - элементам интерфейса , а на экране реализуется модель мира в соответствии с некоторой метафорой и осуществляется прямое манипулирование.

История

Впервые концепция ГИП была предложена учеными из исследовательской лаборатории Xerox PARC в 1970-х .

В 1973 году в лаборатории Xerox PARC собрали молодых людей, недовольных политикой США (войной во Вьетнаме) и дали свободу исследований. В результате на свет появляется концепция графического интерфейса WIMP (Windows, Icons, Menus, Point-n-Click). В рамках этой концепции создаётся компьютер Alto.

В 1979 году Three Rivers Computer Company выпускает рабочую станцию PERQ, похожую по принципам построения на Alto. В 1981 Xerox выпускает продолжение Alto - Star.

Коммерческое воплощение концепция ГИП получила в продуктах корпорации Apple Computer . В операционной системе 1985 году. В настоящее время ГИП является стандартной составляющей большинства доступных на рынке операционных систем и приложений.

Примеры систем, использующих ГИП: Mac OS , Solaris , GNU/Linux , Microsoft Windows , OS/2,

Классификация

Можно выделить следующие виды ГИП:

  • простой: типовые экранные формы и стандартные элементы интерфейса, обеспечиваемые самой подсистемой ГИП;
  • истинно-графический, двумерный: нестандартные элементы интерфейса и оригинальные метафоры, реализованные собственными средствами приложения или сторонней библиотекой;
  • трёхмерный: на данный момент слабо классифицирован.

DWIM

Одним из требований к хорошему графическому интерфейсу программной системы является концепция «делай то, что я имею ввиду» или DWIM (англ. Do What I Mean ). DWIM требует, чтобы система работала предсказуемо, чтобы пользователь заранее интуитивно понимал, какое действие выполнит программа после получения его команды.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Guidebook - галерея графических интерфейсов
  • Хроники юзабилити - блог-лента о пользовательских интерфейсах
  • Графический интерфейс пользователя - приёмы описания GUI в руководствах пользователя

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Графический интерфейс" в других словарях:

    Графический интерфейс - см. Интерфейс … Издательский словарь-справочник

    графический интерфейс - средства графического взаимодействия — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом Синонимы средства графического взаимодействия EN graphic… …

    Графическая среда организации взаимодействия пользователя с вычислительной системой. Графический интерфейс позволяет управлять поведением вычислительной системы через визуальные элементы управления: окна, списки, кнопки, гиперссылки и т.д. По… … Финансовый словарь

    - (ГИП), КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА, которая помогает пользователю работать с КОМПЬЮТЕРОМ посредством простых символов. В первых персональных компьютерах использовалась операционные системы (программы, осуществляющие накопление данных в компьютере и… … Научно-технический энциклопедический словарь

    графический интерфейс пользователя - Интерфейс между операционной системой или прикладной программой и пользователем. Представляет на экране дисплея рабочую среду с использованием графических элементов (окна, папки, значки, ярлыки). Во многих графических интерфейсах, таких как… … Справочник технического переводчика

    - (ГИП) Разновидность пользовательского интерфейса, в котором элементы интерфейса (меню, кнопки, значки, списки и т. п.), представленные пользователю на дисплее, исполнены в виде графических изображений. В ГИП пользователь имеет произвольный доступ … Словарь бизнес-терминов

    графический интерфейс для групповых вычислений - — Тематики электросвязь, основные понятия EN graphical interface for batch calculationsGIBS … Справочник технического переводчика

    графический интерфейс для операторов - (напр., энергоустановки) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN graphical operator interface … Справочник технического переводчика

    - (ГИП), графический пользовательский интерфейс (ГПИ) (англ. Graphical user interface, GUI; сленг. ГУИ) разновидность пользовательского интерфейса, в котором элементы интерфейса (меню, кнопки, значки, списки и т. п.),… … Википедия

Основанная на представлении всех доступных пользователю системных объектов и функций в виде графических компонентов экрана (окон, значков, меню, кнопок, списков и т. п.). При этом, в отличие от интерфейса командной строки , пользователь имеет произвольный доступ (с помощью клавиатуры или указательного устройства ввода) ко всем видимым экранным объектам - элементам интерфейса , а на экране реализуется модель мира в соответствии с некоторой метафорой и осуществляется прямое манипулирование.

История

Впервые концепция ГИП была предложена учеными из исследовательской лаборатории Xerox PARC в 1970-х .

В 1973 году в лаборатории Xerox PARC собрали молодых людей, недовольных политикой США (войной во Вьетнаме) и дали свободу исследований. В результате на свет появляется концепция графического интерфейса WIMP (Windows, Icons, Menus, Point-n-Click). В рамках этой концепции создаётся компьютер Alto.

В 1979 году Three Rivers Computer Company выпускает рабочую станцию PERQ, похожую по принципам построения на Alto. В 1981 Xerox выпускает продолжение Alto - Star.

Коммерческое воплощение концепция ГИП получила в продуктах корпорации Apple Computer . В операционной системе 1985 году. В настоящее время ГИП является стандартной составляющей большинства доступных на рынке операционных систем и приложений.

Примеры систем, использующих ГИП: Mac OS , Solaris , GNU/Linux , Microsoft Windows , OS/2,

Классификация

Можно выделить следующие виды ГИП:

  • простой: типовые экранные формы и стандартные элементы интерфейса, обеспечиваемые самой подсистемой ГИП;
  • истинно-графический, двумерный: нестандартные элементы интерфейса и оригинальные метафоры, реализованные собственными средствами приложения или сторонней библиотекой;
  • трёхмерный: на данный момент слабо классифицирован.

DWIM

Одним из требований к хорошему графическому интерфейсу программной системы является концепция «делай то, что я имею ввиду» или DWIM (англ. Do What I Mean ). DWIM требует, чтобы система работала предсказуемо, чтобы пользователь заранее интуитивно понимал, какое действие выполнит программа после получения его команды.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Guidebook - галерея графических интерфейсов
  • Хроники юзабилити - блог-лента о пользовательских интерфейсах
  • Графический интерфейс пользователя - приёмы описания GUI в руководствах пользователя

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Графический пользовательский интерфейс" в других словарях:

    графический пользовательский интерфейс - Метод взаимодействия между пользователем и компьютером, при котором пользователь может вызывать различные функции, указывая на графические элементы (кнопки) вместо ввода команд с клавиатуры. Тематики… … Справочник технического переводчика

    См. ГРАФИЧЕСКИЙ ИНТЕРФЕЙС ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Интерфейс пользователя (UI англ. user interface) совокупность средств, при помощи которых пользователь общается с различными устройствами, чаще всего с компьютером или бытовой техникой, либо иным сложным инструментарием (системой). Интерфейс… … Википедия

    Для улучшения этой статьи желательно?: Проставив сноски, внести более точные указания на источники. У этого термина существуют и другие значения … Википедия

    Графическая среда организации взаимодействия пользователя с вычислительной системой. Графический интерфейс позволяет управлять поведением вычислительной системы через визуальные элементы управления: окна, списки, кнопки, гиперссылки и т.д. По… … Финансовый словарь

    Видеокарта семейства GeForce 4, с кулером Видеокарта (известна также как графическая плата, графическая карта, видеоадаптер) (англ. videocard) устройство, преобразующее изображение, находящееся в памяти компьютера, в видеосигнал для монитора.… … Википедия

    Видеокарта семейства GeForce 4, с кулером Видеокарта (известна также как графическая плата, графическая карта, видеоадаптер) (англ. videocard) устройство, преобразующее изображение, находящееся в памяти компьютера, в видеосигнал для монитора.… … Википедия

    - (ГИП), графический пользовательский интерфейс (ГПИ) (англ. Graphical user interface, GUI; сленг. ГУИ) разновидность пользовательского интерфейса, в котором элементы интерфейса (меню, кнопки, значки, списки и т. п.),… … Википедия

    Пользователя (ГИП), графический пользовательский интерфейс (ГПИ) (англ. Graphical user interface, GUI; сленг. ГУИ, ГУЙ) система средств для взаимодействия пользователя с компьютером, основанная на представлении всех доступных пользователю… … Википедия




В продолжение темы:
Windows

Часть вторая : "Важнейшие характеристики каждого семейства процессоров Intel Core i3/i5/i7. Какие из этих чипов представляют особый интерес" Введение Сначала мы приведём...

Новые статьи
/
Популярные